DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 304,04 Brent 36,55
Минфину прописали «железо»

Минфину прописали «железо»

Общественный совет при ведомстве обсудил прошлогодние итоги работы и наметил планы на будущее.

27 Июнь 2017 09:16 5774

Минфину прописали «железо»

Автор:

Султан Биманов

Фото: ortcom.kz

Министерство финансов Казахстана по итогам прошлого года реализовало 19 из 27 целевых индикаторов стратегического плана ведомства. Таковы общие итоги деятельности работы ведомства, о которых в пятницу, 23 июня, отчитался перед общественным советом министр Бахыт Султанов, передает abctv.kz.

Нефть сбила с цели
По словам министра финансов, в 2016 году «стратегический план ведомства был направлен на достижение двух  магистральных направлений – содействия устойчивости госфинансов и модернизации систем администрирования».

Каждое направление, подчеркнул высокопоставленный чиновник, включало в себя по две цели, и они были декомпозированы на 27 целевых индикаторов, из которых до цели дошли лишь 19.

«Наиболее значимые результаты – это сокращение времени таможенной очистки. Сегодня это чуть больше трех часов. Доля налоговой отчетности, представленной в электронном виде, 95%. Доля удовлетворенных пользователей системой электронных закупок – 72,1% при установленном плане в 70%. По индикатору разрешения неплатежеспособности Doing Business мы при плане на 54-е место достигли 37-й позиции», – перечислил Бахыт Султанов успехи вверенного ему ведомства.

На недостатках, правда, он сильно заострять свое внимание не стал.

«Не достигнуты целевые параметры по восьми индикаторам. По различным причинам, в том числе и объективным. Это снижение суверенного кредитного рейтинга, обусловленного падением цен на наши экспортные товары. И здесь, как бы мы ни предполагали, располагали не мы», – объяснил министр.

В своем выступлении глава минфина озвучил результаты ряда новелл в части повышения конкуренции на рынке государственных закупок.

«Среднее количество участников увеличилось в четыре раза. Условная экономия выросла почти в три раза, с 52 млрд до 127 млрд тенге. Благодаря сопряжению новых подходов в госзакупках новая система госаудита, в целом контрольная функция министерства, приведена на рельсы превентивности», – подчеркнул г-н Султанов.

В частности, в прошлом году госзакупки в полном объеме были охвачены камеральным контролем. Другими словами, рассмотрено 226 тысяч процедур на  сумму порядка четырех триллионов тенге, благодаря чему «были своевременно предотвращены нарушения на 460 млрд тенге».

В 2016 году минфин администрировал 22 бюджетные программы на сумму 1,7 трлн тенге, продолжил глава ведомства. Этот бюджет был исполнен на 93,8%, а с учетом программы резерва правительства – 98%. При этом 94% расходов министерства (около 1,6 трлн тенге) приходится на общегосударственные расходы: субвенции, трансферты, резерв и обслуживание правительственного долга.

В результате доходы госбюджета были исполнены на 101,1% и составили 9,3 трлн тенге, что на 1,7 трлн (или 22%) больше показателя 2015 года, следует из распространенного пресс-релиза.

Говоря о планах на будущее, министр отметил повышение собираемости налогов с текущих 16,6% от ВВП Казахстана до 25% к 2025 году. В числе других приоритетов – оптимизация расходов и эффективное управление госактивами, контроль госдолга и цифровизация в рамках внедрения новых технологий.

Модернизация, НДС-счета и KPI
После речи министра слово перешло к другим участникам заседания. Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Рустам Журсунов акцентировал свое выступление на модернизации компьютерного обеспечения комитета госдоходов (КГД), попросив министра изыскать деньги на эти цели.

«Сейчас мы вносим поправки в Налоговый кодекс. Тот дух, который мы проговаривали, одобрен. Внедряется много новых цифровых институтов. Аудит, мониторинг, электронные счета-фактуры (ЭСФ) и так далее. Напомню, когда госзакупки переводили на ЭСФ, были пиковые нагрузки на систему. И IT-система минфина висела неделю. И это проблема. Всемирный банк (реализует проект по модернизации программного обеспечения работы минфина) не покрывает «железо» – только софт. Последний раз железо КГД обновлялось в 2012 году. И мы видим здесь риски», – подчеркнул он.

Второй возможной и вытекающей проблемой может стать актуализация программного обеспечения в рамках проекта Всемирного банка под новый Налоговый кодекс.

«Сейчас, когда идет процесс драфтования нового Налогового кодекса, я боюсь, что техническое задание станет неактуальным. Мы проговаривали этот вопрос с миннацэкономики и МИКом (министерство информации и комуникаций). Все поддерживают. Но мы новшества не сможем реализовать, потому что система не будет позволять. Мы можем отдельное совещание сделать на эту тему? Сколько нужно денег, мы двумя руками поддерживаем. Плюс, может быть, встанет вопрос дополнительного зама в КГД, который будет отвечать только за IT-направление. Для нас это очень важно», – продолжил г-н Журсунов.

Третье направление – это совершенствование системы KPI минфина. В частности, по грубым расчетам НПП «Атамекен», себестоимость миллиона тенге собранных налогов в Казахстане составляет 20 долларов, тогда как в США в ценах 2001 года этот показатель составлял всего лишь 23 цента.

«Наша задача, как общественного совета, стандарты высокие сделать. И вот эти KPI налоговиков, которые отслеживают, мы не видим. Сколько у нас на миллион тенге собранных налогов себестоимость? Это показатель оптимизации затрат, информатизации. Она перейдет на новый уровень, если мы в рамках общественного совета будем смотреть на эти KPI. Это структурные будут изменения», – считает топ-менеджер НПП.

Другим немаловажным пунктом повестки является грядущее всеобщее декларирование физлиц, намеченное на 2020 год, и необходимость институционализации деятельности налоговых консультантов в Казахстане.

«Плюс 11 миллионов налогоплательщиков появится. Это нагрузка на IT-систему. Кто им будет помогать заполнять декларации? НПП «Атамекен» это делать не будет – не наш клиент. Запустить СРО налоговых консультантов. Это очень важно. Практически во всех странах есть. Речь идет о делегировании части госфункций. И то же самое сделать с конкурсными управляющими», – предложил Рустам Журсунов.

Более того, в части института СРО присутствующие на заседании члены предложили внести соответствующие предложения в законопроект о банкротстве физлиц, который поступит в парламент осенью текущего года. 

В свою очередь министр Бахыт Султанов пообещал провести соответствующую работу «по железу», а также актуализации программного обеспечения IT-систем министерства в рамках проекта Всемирного банка.

«По ЭСФ нам надо продолжать развивать. Плюс в планах добавить систему «Электронный склад» и сделать позднее апгрейд до НДС-счетов. Мы, по сути, вошли в проект вместе с IBM и PwC. Запланировали ряд встреч и семинаров. Я приглашаю вас активно поработать, как налогоплательщики, банки, инвесторское сообщество. Когда мы просто предлагали НДС-счет, экспортеры были «за». Если сделать все это через блокчейн, который решает проблемы с безопасностью и подделкой ЭСФ, накладных,  тогда мы сможем сделать автовозврат до месяца по НДС. И, наконец, дебетовый НДС начать возвращать. Если каскад будет автоматом собираться, то автоматически, конечно, будет и возвращаться», – пояснил в ответ министр.

Как уточнил abctv.kz, конструкция НДС-счетов еще сырая, но концептуально речь идет об эскроу-счетах в банках, которые будут акумулировать НДС и выплачивать вознаграждение до возврата налогоплательщику.

Что касается KPI и СРО налоговых консультантов, Бахыт Султанов выразил готовность сотрудничать.

Непрозрачный бюджет
Директор центра исследований Sange Жанар Джандосова со своей стороны заметила, что по индексу прозрачности госбюджета Казахстан входит в клуб стран, представляющих ограниченную информацию.

«Фактически, если инвесторы оценивают нашу страну, она находится где-то в конце списка. Я не знаю, почему, ведь эта информация есть, но она не предоставляется. Начиная с того, что у нас нет экономической классификации в бюджете. Я не знаю, почему информация по госдолгу за предыдущие годы не представляется», – подчеркнула она.

Другое немаловажное замечание с ее стороны – отсутствие целевого распределения экологических поступлений, штрафов в казну.

«У нас нет такого, что те налоги/штрафы и другие поступления, которые собирают экологи, тратятся на экологические нужды. У нас все поступает в общий котел, и, в конце концов, то население, которое страдает фактически, оно никаким образом от этих штрафов не выигрывает», – пояснила г-жа Джандосова, чей посыл поддержали в НПП «Атамекен».

Также глава Sange указала на то, что Казахстан в лице минфина не публикует полноценный полугодовой отчет об исполнении бюджета.

«Вы публикуете отчет небольшой. Там много чего отсутствует. Не соответствует требованиям. В России, например, он публикуется на 70 страницах. У нас на двух страничках и 12 слайдах. Не совсем детализированная информация» – подчеркнула Жанар Джандосова.

Касательно всеобщего декларирования, собеседница отметила, что, по Стамбульскому антикоррупционному плану действий, Казахстан должен обеспечить опубликование деклараций госслужащих, которые находятся в рисковой зоне.

«То есть те, кто занимается сферой госзакупок, таможня. Их всего около 300 тысяч человек. Нельзя ли их опубликовать, и делать это регулярно и публично?» – предложила она министру.

В ответ Бахыт Султанов отметил, что этот вопрос относится к компетенции агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции, добавив, что в таких вопросах «нужен сбалансированный подход».

В заключение собравшиеся также акцентировали внимание на недофинансировании образования в стране. В частности, доля таких расходов в госрасходах не превышает и 2% от ВВП страны, тогда как в соседнем Кыргызстане этот показатель равен 5%.

«В свое время в дошкольном образовании внедрили принцип подушевого финансирования. Если взять Актюбинск, то до этого частных садов в городе было 18. За год их стало 88. Бизнес увидел стабильный cash-flow (денежный поток). Соответственно, стали вкладываться в детские сады. Если постепенно здравоохранение и образование перейдут на подушевое финансирование, у вас будет KPI на одного человека. И государство не будет тратить capex (капитальные расходы в виде строительства детских садов), оно перейдет на opex (операционные расходы). И здесь, мне кажется, смелее нужно пойти», – поддержал со своей стороны Рустам Журсунов из НПП.

Министр со своей стороны также подчеркнул, что в здравоохранении этот подход себя показал – «стали активнее появляться частные медпрактики».

«Само внедрение модели требует пересмотра тарификаций. Если вставить систему оплаты труда, она больших денег стоит. Порядка 560 миллиардов тенге в год. И это не решит проблемы в сельских и малокомплектных школах», – резюмировал Бахыт Султанов.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Слабый тенге принес в Нацфонд свыше триллиона тенге

В августе Минфин зафиксировал взрывной рост инвестдоходности фонда за счет менее крепкого курса тенге.

11 Сентябрь 2017 13:40 9464

Слабый тенге принес в Нацфонд свыше триллиона тенге

Фото: tengrinews.kz

Поступления в национальный фонд Казахстана по итогам августа 2017 года составили 1,45 трлн тенге при годовом плане на текущий год в размере 1,574 трлн тенге, передает abctv.kz со ссылкой на министерство финансов РК. Причем только в августе доходы фонда достигли 1,14 трлн тенге. Это в 33 раза больше поступлений в июле и в 4,6 раза превышает доходы фонда за январь-июль текущего года. 

Основной рост доходов Нацфонда в августе произошел по статье «инвестиционные доходы от управления фондом» и по своей сути является бумажным. Напомним, если месяц назад по этой статье регулятор фиксировал убыток в 784 млрд тенге, то по итогам августа инвестдоходы Нацфонда составили 125,5 млрд тенге.

Огромные убытки в июльской статотчетности Минфина вызвали волну критических обсуждений в казахстанском сегменте социальных сетей, что вынудило Нацбанк РК, как внешнего управляющего активами, дать разъяснение на этот счет.

«Указанный в публикации инвестиционный убыток в размере 784 млрд тенге является нереализованным убытком за I квартал 2017 года в результате переоценки валютных активов фонда в тенге. Укрепление курса национальной валюты по отношению к доллару с 333,29 (по состоянию на 31.12.2016 года) до 314,79 (по состоянию на 31.03.2017 года) способствовало возникновению отрицательной курсовой разницы при расчете совокупного дохода (убытка), образовавшегося из-за изменения стоимости валютных активов фонда, выраженной в тенге, за отчетный период», – следует из сообщения регулятора.

Процедурно, добавили в ведомстве, данные по итогам II квартала и соответственно первого полугодия текущего года будут не позднее 1 сентября этого года. Предварительно инвестдоход Нацфонда в базовой валюте, то есть долларах, по итогам II квартала и первого полугодия этого года составил 1,1 млрд и 2,4 млрд соответственно, подчеркнули в Нацбанке Казахстана.

Согласно выкладкам Минфина, по итогам первого полугодия 2017 года инвестдоход равен 125,5 млрд тенге, что несопоставимо с предварительной оценкой Нацбанка в части полученного инвестиционного дохода в 2,4 млрд долларов. Однако тот факт, что курс тенге по итогам полугодия был на 3,55% дороже, чем на начало года, объясняет возникший диссонанс в цифрах.

Стоит отметить и то, что на конец августа курс тенге к доллару составил 334,7, что уже на 0,5% дешевле, чем на начало 2017 года (333,29). Таким образом, в случае его сохранения на уровне, близком к текущему, до конца сентября инвестдоход рискует продолжить свой динамичный рост.

Прямые налоги в Нацфонд в августе, по данным Минфина РК, составили 225 млрд тенге, а с начала года показатель вырос до 1,29 трлн тенге. Из них 531 млрд тенге приходится на налог на добычу полезных ископаемых, 400 млрд – корпоративный подоходный налог, 156,5 млрд – доля Казахстана в СРП-проектах и еще 140 млрд тенге – рентный налог на экспорт.

По итогам месяца было использовано 221 млрд тенге, из которых 170 млрд и 51 млрд тенге ушли в республиканский бюджет по линии гарантированного и целевого трансферта соответственно.

Внешний портфель активов Нацфонда по итогам августа, по данным Национального банка Казахстана, сократился на 0,8%, или 470 млн долларов, до 57,918 млрд.

Султан Биманов 

Дешевая нефть обнажает дыру в бюджете

В июле государственная казна Казахстана недополучила четверть запланированных доходов в размере 0,5 трлн тенге.

09 Август 2017 13:11 15552

Дешевая нефть обнажает дыру в бюджете

Исполнение доходной части госбюджета Казахстана на 1 августа 2017 года составило 94,5% от запланированного показателя в 7,425 трлн тенге. Другими словами, дефицит поступлений по итогам семи месяцев года составил почти 411 млрд тенге. Причем основной негатив сформировался в июле, подсчитал abctv.kz на основе месячных данных E-Minfin, когда казна недополучила четверть прогнозных доходов в размере 491 млрд тенге.

По данным министерства финансов РК, в июле при плане поступлений в госбюджет на уровне 2,496 трлн тенге, фактически пришло лишь 2,005 трлн. Львиную долю средств казна недобрала в виде трансферта в республиканский бюджет из Нацфонда – более 453 млрд тенге. Другими словами, при прогнозе в 2,046 трлн по факту было перечислено лишь 1,59 трлн тенге.

Из 1,59 трлн более 1,14 трлн тенге ушло в бюджет через целевой, а еще 450 млрд тенге – по линии гарантированного трансферта. В начале июля АО «Народный банк Казахстана» завершило сделку по приобретению АО «Казкоммерцбанк», одним из условий которого был выкуп АО «ФПК» проблемной задолженности БТА на сумму 2,4 трлн тенге. Кабмин профинансировал эту сделку путем выпуска нового госдолга и увеличения транша из Нацфонда в размере 1 трлн и 1,1 трлн тенге соответственно.   

Объем июльских налоговых поступлений в Нацфонд составил 43,7 млрд тенге, что говорит о том, что практически весь транш в бюджет (напомним, в размере 1,59 трлн тенге) был осуществлен за счет внешних активов фонда, находящихся под управлением Национального банка РК.

В этой связи примечательно, что внешние активы Нацфонда в июле, по данным Нацбанка РК, сократились на 6,92%, или $4,3 млрд, до $57,878 млрд. Стоит обратить внимание на то, что условный курс конвертации $4,305 млрд в 1,593 трлн тенге составил 370 KZT/USD. Среднемесячный курс тенге к доллару в июле ослаб на 2,16%, до 325,31 за единицу американской валюты. Одним из возможных объяснений столь слабого курса тенге при конвертации является следствие полученного инвестиционного дохода по портфелю бумаг, включая прирост стоимости активов, в которые инвестированы средства Нацфонда. 

По предварительным данным Нацбанка РК, инвестиционный доход от управления внешними активами Нацфонда за первое полугодие текущего года составил $2,4 млрд. По данным министерства финансов, в тенговом эквиваленте инвестиционная прибыль получилась отрицательной в размере 784 млрд тенге. Это связано с укреплением тенге и переоценкой, таким образом, всего внешнего портфеля Нацфонда, добавили в финансовом регуляторе.

Помимо недобора поступлений в казну через трансферты из Нацфонда, в июле ниже прогнозных значений упали и фактические фискальные доходы. В частности, госбюджет при плане в 417,8 млрд тенге недополучил 6,86% средств, или более 28,6 млрд тенге. В денежном выражении основная часть неисполнения пришлась на местные бюджеты – более 20 млрд тенге.

В республиканский бюджет в июле в виде налогов поступило 255,9 млрд тенге, что на 3,26%, или 8,6 млрд тенге, меньше заложенных в главный финансовый документ страны. Причина неисполнения бюджета по доходам – падение поступлений от международной торговли и внешних операций. Львиную долю этой статьи доходов формируют таможенные платежи, а именно экспортная таможенная пошлина (ЭТП) на сырую нефть.

Бюджет Казахстана на 2017-2019 годы сверстан исходя из стоимости нефти в $50/баррель и обменного курса в 330 KZT/USD. С января по май 2017 года, когда среднемесячные цены на нефть Brent были выше бюджетного порога в $50/баррель, ЭТП, чья ставка носит прогрессивный характер, приносила в бюджет в среднем 66,73 млрд тенге/месяц. В июне средняя стоимость черного золота упала до $47,58/баррель, что снизило поступления от ЭТП до 59,5 млрд тенге. В июле баррель нефти Brent подорожал до $48,88. Сведений по июльским поступлениям в бюджет от ЭТП пока нет, и будут доступны лишь в сентябре.

Неналоговые поступления в госбюджет по итогам прошлого месяца составили 19,25 млрд тенге, что на 18,5%, или 4,4 млрд тенге, меньше ожидавшихся показателей. Доходы госказны от продажи основного капитала в июле также оказались на 28,7% меньше плановых, или 3,24 млрд против прогноза в 4,55 млрд тенге.

За январь-июль этого года налоговые, неналоговые и доходы от продажи капитала в госбюджете Казахстана составили 3,6 трлн (с перевыполнением к плану на 2,4%), 178,1 млрд (перевыполнен почти в два раза) и 31 млрд (перевыполнен на 31,3%) тенге соответственно.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

Материалы по теме