Редакция inbusiness.kz продолжает следить за происходящим на рынке нефтепродуктов, в частности по ситуации с авиатопливом, как основным фактором роста цен на авиабилеты в стране. На официальный запрос корреспондента касательно ситуации с топливом, а также возможного дефицита в стране министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР РК) ответило, что в текущем году производство авиатоплива ожидается на уровне 700 тыс. тонн. Другими словами, не хватит около 300 тыс. тонн.
В настоящее время наблюдается увеличение объемов потребления авиатоплива, что непосредственно связано с ростом основных показателей после постепенного восстановления полетов. Увеличивается количество техстопов грузовых транзитных компаний. Так, в мае и июне текущего года потребление авиатоплива возросло до 80 тыс. тонн в месяц, в июле – до 90 тыс. тонн и в августе с учетом сезонности потребление ожидается также на уровне 90 тыс. тонн. Среднемесячное потребление авиатопливом, например, авиакомпанией Air Astana составляет порядка 20 тыс. тонн.
"В целях исключения дефицита авиатоплива на внутреннем рынке министерству энергетики РК необходимо увеличить ежегодный объем производства авиатоплива отечественными НПЗ для нужд гражданской авиации до 1 млн тонн в год, что позволит обеспечить авиакомпании и аэропорты достаточным количеством авиатоплива", – говорится в ответе МИИР.
На сегодняшний день дефицит авиатоплива покрывается за счет импорта, в основном из России. Однако высокая стоимость авиатоплива, учитывая транспортировку и курсовую разницу в РФ, является сдерживающим фактором для его ввоза авиаперевозчиками.
Напомним, что с 2011 года стоимость авиатоплива в Казахстане не регулируется, его стоимость определяется ресурсодержателями нефтепродуктов. В структуре себестоимости авиабилета расходы на топливо составляют порядка 30%. Об этом inbusiness.kz писал ранее.
В условиях ограниченного производства авиатоплива на внутреннем рынке в целях недопущения роста цен на авиабилеты, срыва программы полетов авиакомпаний и отмены рейсов объемы выработанного авиатоплива в приоритетном порядке направляются отечественным авиакомпаниям, выполняющим пассажирские перевозки, пояснили в МИИР.
Сегодня запасы авиатоплива в аэропортах для бесперебойного выполнения пассажирских регулярных перевозок имеются, утверждают в министерстве. Однако, учитывая, что трудности с топливообеспечением наблюдаются ежегодно, МИИР в текущем году проведен ряд совещаний с участием минэнерго и авиапредприятий, где указано на необходимость принятия мер по обеспечению долгосрочных контрактов на поставку импортного авиатоплива и подготовку его резерва.
В настоящее время доля реализации авиатоплива через товарные биржи составляет 10% от общего объема производства, и в ближайшее время планируется увеличить долю биржевых торгов авиатопливом до 20%, подчеркнули в ведомстве.
Индира Кусаинова