Власти вынуждены пойти на крайние меры, поскольку численность этих животных превысила исторические показатели и создала угрозу сельскому хозяйству. На проблему объективно попытался посмотреть inbusiness.kz.
Историческая справка
В Казахстане в 1960-х годах специализированные охотничьи организации были созданы на региональном уровне по всему ареалу сайгака. Охота проводилась в соответствии с квотами, установленными Казахстанским институтом зоологии, по возрастным и половым классам на основе данных, собранных во время весенних и осенних учетов. В 1973 году промхозы были выведены из-под контроля Казахстанского союза охоты и рыболовства и переданы под контроль "КазГлавОхота". В 1999 году произошло резкое снижение численности сайгаков, среди причин – массовый отстрел и браконьерство. Исторически сайгаков добывали по двум причинам: из-за рогов, а также из-за мяса и шкур. Сбор рогов производился веками в коммерческих масштабах, законно или незаконно, для удовлетворения спроса в традиционной китайской медицине. В течение 1990-х годов незаконный коммерческий промысел способствовал общему сокращению популяций сайгака на 95%. Затем ситуация выправилась и, согласно данным Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия, в результате авиаучета летом 2022 года численность животных составила около 1,3 млн особей.
Конфликт между человеком и дикими животными
Летом 2022 года министерство экологии едва не разрешило отстрел сайгаков для регулирования их численности. В частности, министр Сериккали Брекешев по рекомендации Института зоологии МНВО РК. Речь шла об уничтожении 80 тыс. животных. Но президент страны инициативу не одобрил.
"Нужно профессионально подойти к этому вопросу с учетом менталитета нашей нации. Действительно, эти сайгаки являются для казахов священным животным. Вносится предложение, чтобы изъять из природного ландшафта 80 тыс. сайгаков, то есть убить их", – заявил тогда Токаев.
Прежде чем пойти на такой шаг, по мнению президента, необходимо профессионально подходить к этому вопросу.
"Профессиональный" подход
Как сообщил на своей странице в Facebook общественный деятель Кирилл Павлов, минэкологии нанимает убийц сайгаков в чатах охотников ЗКО.
"По мессенджерам распространяется сообщение, в котором ищут наемных убийц для сайгаков. Бригада состоит из 3-4 человек, имеет собственный грузовой транспорт: водитель, два стрелка и помощник. Договоры будут заключаться с РГКП "ОХОТЗООПРОМ". Добыча осуществляется в ночное время с использованием выносного источника света, гладкоствольных ружей с применением пулевых патронов либо из нарезного оружия (за исключением нарезного оружия под патрон бокового (кольцевого) воспламенения), с применением патронов с экспансивной полуоболочечной пулей. Стрельба проводится исключительно в голову или шею животного для быстрого умерщвления и обеспечения качественного выхода мясной продукции. Оплата осуществляется по договору в среднем по стоимости 4000 тенге (на руки) за тушу. Классно! Давайте уничтожим весь животный мир Казахстана!" – написал он в соцсетях.
Там же, в соцсетях, Кирилл Павлов выложил свой запрос министру экологии.
"Назовите имена экспертов, делавших подсчет популяции сайгаков. Как часто это делалось? По какой методике? Когда последний раз? Обнародуйте исследование, подтверждающее, что сайгаки уничтожают посевы. Кто делал это исследование? По какой методике? Назовите имена пострадавших фермеров и локации посевов. Кто делал оценку ущерба? По какой методике?" – на запрос ответа пока не последовало.
А как у них?
У ряда стран есть свои сайгаки. В Австралии это кенгуру, численность которых растет в геометрической прогрессии. Здесь также поднимали вопрос о сокращении популяции. Кенгуру находятся под защитой в стране, но в стране разрешена коммерческая добыча. При этом животных убивают в небольшом количестве, а их продукция продается по всему миру. По данным Австралийской ассоциации индустрии кенгуру, коммерческая охота разрешена в шести из восьми штатов на территории страны. Это также районы с большим количеством диких кенгуру. Но там все пока на уровне дискуссий, причем вопрос ставится так, что если не сократить популяции, то животные будут гибнуть от голода, поскольку им не хватит корма.
В Норвегии разрешена охота на лося, но только 13 дней. Общее поголовье этих животных здесь исчисляется в 35 тыс., и оно неуклонно растет. На отстрел каждого животного охотник приобретает в органах министерства лесного хозяйства специальное разрешение, и оно стоит денег. Охота на диких северных оленей в этой стране разрешается с 1 по 25 сентября. Численность дикого северного оленя в Норвегии определяется в 40-45 тыс. животных, из которых ежегодно отстреливают 7-8 тыс., т. е. до 20%. Стрельба разрешена одиночными выстрелами, поэтому в многозарядном карабине магазин должен быть блокирован, а применение автоматов вообще запрещено. Полиция не только тщательно следит за соблюдением этих правил, но и допускает к охоте на оленей лишь тех стрелков, которые выдержали экзамен, выбив десятью выстрелами с дистанции 100 метров не менее 80 очков. Благополучно прошедшему такое испытание выдается разрешение на охоту, но только в этом году. Кстати, умение стрелять любитель охоты обязан продемонстрировать и перед покупкой ружья, после чего полиция выдает ему специальное разрешение на приобретение и пользование оружием. Такой вот гуманизм.
Как отмечается в докладе Всемирного фонда дикой природы (WWF) "Живая планета – 2022", количество диких животных на планете уменьшилось на 69% в период с 1970 по 2018 г. Прежде чем дать отмашку на убийство, необходимо понять, где проходят границы, обитания человека и животных, как сосуществовать так, чтобы не нарушать пространство друг друга?
Читайте по теме:
Стрелять нельзя! Как в Казахстане будут сокращать численность сайгаков?
Около 150 павших сайгаков обнаружено в ЗКО
Пока лесники охраняют сайгаков, фермеры жалуются на затоптанные поля