Министерство промышленности отозвало лицензию на разведку твердых полезных ископаемых (ТПИ) в Туркестанской области у СП "Нур Дала" по решению суда. Такая информация следует из ответа отраслевого ведомства на запрос корреспондента inbusiness.kz посредством электронной платформы eOtinish.
"Ранее ТОО "СП Нур Дала" являлось недропользователем по лицензии на разведку твердых полезных ископаемых № 640-EL от 26 мая 2020 года по семнадцати блокам на территории Туркестанской области. Срок действия лицензии составлял 6 лет. Министерством 23 февраля 2024 года было направлено письмо в адрес ТОО "СП Нур Дала", где было указано, что постановлением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Казахстан № 6001-23-00-6ип/31 от 12 февраля 2024 года решение специализированного межрайонного экономического суда города Астаны (СМЭС. – Прим.) от 10 февраля 2023 года признать недействительной лицензию на разведку твердых полезных ископаемых от 26 мая 2020 года № 640-EL, выданную ТОО "СП Нур Дала", оставлено в силе", – говорится в письме профильного госоргана.
Напомним, в середине января наше издание писало о том, что в 2020 году горнорудный госхолдинг "Тау-Кен Самрук" получил от минпрома разведочную лицензию № 640-EL. В 2021 году это право недропользования передали СП "Нур Дала", где доля "дочки" "Самрук-Казына" уже составила 20%, а партнерской компании SH Minerals – 80%. В сентябре 2022 года в Созакском районе Туркестанской области планировалось провести общественные слушания по плану разведки редких металлов и урана на пятом участке уранового месторождения Буденовское по лицензии № 640-EL. Их организатором была компания SH Minerals, которая выступала оператором для ТОО "СП Нур Дала".
Позиции сторон
Согласно судебному решению, предоставленному пресс-службой Верховного суда, 10 февраля 2023 года в СМЭС Астаны состоялось судебное разбирательство, где истцом выступило мининдустрии (предшественник минпрома), а ответчиками – "Тау-Кен Самрук" и СП "Нур Дала", на процессе был также представлен письменный отзыв ТОО SH Minerals. В документе говорится, что в ноябре 2022 года в мининдустрии была создана рабочая группа по проверке правомерности выданной лицензии, которая выяснила, что деятельностью "Тау-Кен Самрук" является разведка и добыча ТПИ, за исключением урана и его соединений, а значит, разведка урана противоречит функционалу "Тау-Кен Самрук".
В свою защиту представитель "Тау-Кен Самрук" сообщил, что весной 2020 года госхолдинг действовал по просьбе партнерской SH Minerals о получении лицензии на разведку редкоземельных и сопутствующих полезных ископаемых. Как говорилось выше, в 2021 году она была переоформлена на СП "Нур Дала". Позже в сентябре 2022 года "Тау-Кен Самрук" предложил партнеру провести ликвидационные работы и передать лицензию в госхолдинг для последующего возврата прав недропользования государству. Однако в SH Minerals ответили отказом и заявили о готовности завершить работы на лицензионной территории. Таким образом, "Тау-Кен Самрук" не предоставлял заведомо недостоверной информации, поскольку заключение о соответствии участка было составлено в самом мининдустрии, утверждалось в аргументации госхолдинга.
Здесь уточним, что если при подаче заявки на лицензию информация от заявителя является неверной, то есть законные основания для отзыва полученного права недропользования.
В свою очередь представитель СП "Нур Дала" выдвинул аргументы, аналогичные доводам "Тау-Кен Самрук". Кроме того, из них стало известно, что для геологоразведки по оспариваемой лицензии SH Minerals привлек полное финансирование у иностранного владельца 80% своих акций – ООО "Сямэньская компания горного дела Хафу", которая, вероятно, является китайской компанией.
От себя добавим, что Китай является главным импортером казахстанского урана, обычно он ежегодно забирал больше половины поставок "Казатомпрома". Предположительно, согласно субъективным расчетам корреспондента inbusiness.kz, годовые объемы урана, ранее поставляемые в КНР, примерно составляли 8-9 тыс. тонн из более 21-22 тыс. тонн, добываемых в Казахстане в последние годы. Теоретически, если урановые активы китайских компаний на территории страны будут расти, как это произошло накануне 2025 года, то логично допустить, что продажи урановой нацкомпании восточному соседу могут уменьшиться.
Между тем в судебной аргументации СП "Нур Дала" утверждалось, что на конец 2022 года на лицензионной территории было выполнено 40% от запланированных работ, предприятие добросовестно исполняло свои обязательства. В целом план разведки, предусматривающий поиск урана и редких металлов, не содержал недостоверных данных, поскольку он не предоставлялся "Тау-Кен Самрук" при подаче заявки на лицензию. При ее переоформлении мининдустрии должно было изучить все документы и содержащуюся в них информацию по деятельности и лицензионной территории, полагали в СП.
Более того, охваченная спорной лицензией территория не была включена в перечень участков недр для разведки и добычи урана, она была в реестре лицензий ТПИ. К тому же, истец упустил срок исковой давности в случае выявленной недействительности лицензии, которая составляет три месяца со дня, когда стало известно об обстоятельствах, из-за которых ее могут признать недействительной. В то время как в министерстве было понимание, что "Тау-Кен Самрук" является нацкомпанией во время подачи заявки, аргументировали в отзыве "Нур Дала".
Судебное решение
В мотивировочной части судебного решения указывается, что в 2015 году постановлением правительства "Об учреждении разграничения деятельности национальных компаний в сфере недропользования" деятельность "Тау-Кен Самрук" была ограничена разведкой и добычей твердых полезных ископаемых, в нее не вошли уран и его соединения. Из изученных материалов стало ясно, что участки по выданным лицензиям граничили со стратегическим месторождением урана "Буденовское". Вместе с тем план разведки, где предполагался попутный поиск урана, был предоставлен только после получения лицензии.
Кроме того, суд подтвердил, что в момент ее выдачи мининдустрии, ответственное за ведение единого кадастра недр, не располагало информацией о том, что на охватываемом участке может залегать уран в промышленных масштабах. Поэтому он был включен в программу управления фондом недр (ПУГФН) для возможной разведки ТПИ, хотя должен был быть обозначен как потенциальный для выявления урановых залежей. Более того, в решении подчеркивается, что право на разведку и добычу урана может предоставляться только "Казатомпрому".
Ответы на запросы
Как сообщалось ранее, в итоге спорный пятый участок уранового месторождения "Буденовское" оказался под контролем "Казатомпрома".
"В настоящее время на вышеуказанной территории ТОО "СП Нур Дала", акционерным обществом "Национальная атомная компания "Казатомпром" в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан по недропользованию получены 2 лицензии на разведку твердых полезных ископаемых: № 2835-EL от 09 сентября 2024 года по восьми блокам на территории Туркестанской области и № 2836-EL от 09 сентября 2024 года по двум блокам на территории Туркестанской области", – уточнили в минпроме.
В самой нацкомпании также подтвердили факт получения лицензий через подачу документов в компетентный орган, а не через покупку лицензионного участка, как ранее ошибочно предполагал автор издания.
“Согласно статье 186 Кодекса РК о недрах и недропользовании (далее – кодекс), лицензия на разведку твердых полезных ископаемых выдается по территориям, определяемым программой управления государственным фондом недр (ПУГФН). При включении участка в ПУГФН данный участок должен быть свободен от недропользования. “Казатомпром” получил право недропользования на разведку твердых полезных ископаемых в соответствии со статьей 187 кодекса путем подачи заявления в министерство промышленности и строительства РК. После получения лицензии согласно пункту 1) статьи 191 кодекса "Казатомпром" произвел уплату подписного бонуса и платы за пользование земельными участками (арендного платежа)”, – разъяснили в урановой нацкомпании.
Со своей стороны вопросы inbusiness.kz о том, продал ли лицензию на пятый участок Буденовского "Тау-Кен Самрук" "Казатомпрому" или же она была передана последнему через судебное разбирательство, прокомментировали и в горнорудном нацхолдинге.
"В 2020-2022 годах ТОО "СП Нур-Дала", учредителями которого являлись АО "НГК "Тау-Кен Самрук" и ТОО SH Minerals, осуществляло реализацию проекта по разведке твердых полезных ископаемых (в том числе РМ и РЗМ (редкие и редкоземельные металлы. – Прим.) на участке № 5 в Сузакском районе Туркестанской области в соответствии с лицензией № 640-EL на проведение геологоразведочных работ. По результатам проведенных работ было установлено, что на участке твердые полезные ископаемые в промышленных масштабах отсутствуют, вместе с тем, обнаружены минеральные образования, содержащие уран и его соединения. В 2023 году в соответствии с решением специализированного межрайонного экономического суда лицензия № 640-EL была признана недействительной. Также сообщаем, что сделок по купле-продаже, связанных с лицензией № 640-EL, АО "НГК "Тау-Кен Самрук" не совершало. Информации касательно механизма передачи прав недропользования в пользу АО "Казатомпром" АО "НГК "Тау-Кен Самрук" не имеет", – ответили в горнорудной нацкомпании на письменный запрос издания.
Напомним, согласно Кодексу о недрах, контракт на добычу урана в Казахстане может получить только компания, где доля "Казатомпрома" составляет 51% или более. Законодательство о недропользовании не ограничивает подобным образом разведку урана. В сентябре inbusiness.kz писал, что предлагаемые поправки в Кодекс о недрах могут изменить регулирование в сфере разведки и добычи урана.
В 2024 году inbusiness.kz писал о разведочных проектах канадской Laramide Resources и австралийской C29 Metals, которые собирались развернуть поиски урана в Казахстане.
Иллюстративное фото