Потребители, опасающиеся за свое здоровье и не желающие проводить много времени в общественных местах, активнее пользуются платформами E-commerce, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу МТИ РК.
Так, если за 2019 год в Казахстане объем электронного рынка составлял чуть более 700 млрд тенге, то в 2020 году он уже превысил метку в 1,1 трлн тенге и составил 9,7% от общего розничного товарооборота (11,6 трлн тенге).
Количество покупателей в Интернете также показало рост почти на 20%, составив 3,8 млн активных покупателей по сравнению с 2019 годом, когда их было 3,2 млн. Сегодня на рынке работает около 650 интернет-магазинов.
И такой переход к онлайн-торговле может стать долгосрочным трендом.
Однако среди минусов электронной коммерции – потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через Интернет.
Хотя в Казахстане электронная торговля регулируется Законом "О регулировании торговой деятельности", а защита прав и законных интересов участников электронной торговли осуществляется в соответствии с законами "О регулировании торговой деятельности" и "О защите прав потребителей", общественные объединения потребителей в существующем законодательстве об обороте товаров в сети Интернет находят ряд пробелов.
Как отметили в комитете по защите прав потребителей минторговли, в 2020 году к ним поступило 689 жалоб от потребителей на действия онлайн-магазинов. По итогам принятых мер казахстанским гражданам возвращено 13,2 млн тенге.
С начала 2021 года уже поступило 265 жалоб, по итогам принятых мер казахстанским гражданам возвращено 794,881 тыс. тенге.
Причинами обращений казахстанцев в КЗПП являются:
- уклонение от регистрации в органах государственных доходов (интернет-магазины зарегистрированы только в социальных сетях, Olx, Satu, Market);
- отсутствие возможности обмена или возврата товара (в связи с отсутствием информации о продавцах);
- ненадлежащее качество доставленного товара, при этом в большинстве случаев у потребителей нет возможности проверить качество товара до оплаты полной стоимости (АО "Казпочта" обязывает потребителей внести полную сумму товара для раскрытия почтового отправления);
- непредставление информации о товаре (товар направляется потребителю без ярлыков, этикеток, без документа, подтверждающего факт приобретения товара);
- отсутствие информации о продавце (на сайтах и в социальных сетях интернет-магазинов не указываются реквизиты, контактные номера);
- отсутствие возможности у потребителей затребовать документы, подтверждающие качество товаров (сертификат соответствия);
- срыв сроков доставки (чаще всего без уведомления об этом потребителя);
- ограничение выбора, навязывание определенного спектра товаров;
- мошенничество: интернет-магазины, осуществляющие деятельность в социальных сетях и требующие 100%-ную предоплату, после оплаты удаляют аккаунты и оставляют потребителей без товаров и денег;
- обман потребителей: продавцы, требуя 100%-ную предоплату, высылают потребителям некачественный товар без обратной связи и достоверной информации о продавце.
Для устранения выявленных пробелов, разъяснили разработчики концепции законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав потребителей", будет проведена актуализация законодательства:
- К примеру, злоумышленники создают сайт, заполняя его вымышленной продукцией с установлением цен ниже рыночных (с предложением скидок и распродаж), а также с опцией 100%-ной предоплаты безналичным расчетом, посредством банковской карты. При этом после оплаты заказа товар до покупателя не доходит, а сам интернет-магазин исчезает.
- Чтобы остановить рост количества обманов и мошенничества в интернет-торговле, необходим более четкий порядок правового регулирования электронных продаж. Поэтому мы предусматриваем обязательное включение в будущем законопроекте отдельного раздела по дистанционному способу продажи товаров.
- Для действенной защиты прав потребителей в электронной торговле мы будем учитывать меры, которые предлагает гражданское общество. В своей концепции мы предусмотрели установление минимального перечня сведений при заключении электронного договора, обязательную регистрацию сайта и предоставление сведений об ответственном юридическом лице, подтверждение о действительном занятии электронной коммерцией.
Об этом рассказал заместитель председателя КЗПП Алмас Абжаппаров.