Наиболее активно в 2017 году проявили себя представители сегмента люкс. Это стало довольно неожиданно, потому как традиционно считается, что товары с ценником выше среднего проще продать офлайн. Однако наибольшая конкуренция традиционно приходится на mass market.
По словам руководителя компании по разработке интернет-магазинов Ilab Владимира Денисова, в сегменте интернет-торговли в России целый год нет динамического роста. Поэтому российские компании пытаются выйти на рынки других стран ЕАЭС, в том числе и Казахстана. В данный момент с доменом kz вышли около двадцати российских компаний, и большая часть из них работает в сегменте Fashion. В денежном выражении доля рынка интернет-торговли, занятая россиянами, составляет около 15%, из них в сегменте Fashion – 70%. По прогнозам aссоциации интернет-бизнеса Казахстана в 2017 году рынок интернет-торговли составит 1,3-1,4 млрд долларов, то есть доля рынка российских компаний в среднем достигает 195-210 млн долларов, или 64,9-69,9 млрд тенге (по курсу 332,86 тенге за доллар), в сегменте Fashion это 38,9-41,9 млрд тенге. По данным forbes.kz, в 2016 году только у компании Lamoda валовая выручка составила 38 млн долларов (12,64 млрд тенге).
"E-commerce-проекты, пришедшие из России в Казахстан – это готовые крупные инвестиционные проекты, которые уже отработали все основные процессы на своем рынке и пришли в нашу страну, чтобы занять свою нишу и долю рынка. Компании сначала просто занимались доставкой, потом открыли представительства и хабы с распределительными центрами уже здесь на локальном рынке", – прокомментировала ситуацию директор по маркетингу pinklabel.kz Ольга Ли.
По ее словам, долю рынка потеряли франшизные бренды. Такие бренды, как Lamoda, Wildberries, реализуют колоссальные объемы в России. Благодаря своим корпоративным связям эти компании предлагают товар в Казахстане по более низкой цене, отчего выиграли покупатели, но проиграли местные предприниматели. К тому же девальвация тенге сделала товары российских интернет-магазинов конкурентоспособными на нашем рынке.
По словам Владимира Денисова основные причины того, что казахстанские торговые компании проигрывают российским в интернет-пространстве, – низкое качество сервиса и проблемы с логистикой.
"Когда мы делаем заказ в России, его стараются доставить в этот же день по распределенной сети. Курьерская доставка в рамках Москвы делается за три-четыре часа за счет распределения торговых площадей и складских помещений. В Казахстане если товар привезли на следующий день – это уже хорошо. Чтобы казахстанские магазины были конкурентоспособными, необходимо быть клиентоориентированными", – объяснил он.
Конкурентным преимуществом российских компаний, считает Владимир Денисов, является уровень сервиса. Например, если клиент купил обувь в компании Lamoda, и она не подошла, то ее можно вернуть через 30 дней. Кроме того, покупателю привозят пять пар обуви, чтобы он мог выбрать нужный размер. Предлагая такой сервис, российские компании быстрее привлекают клиентов.
Эксперт по управлению и продажам в сфере интернет-торговли Артем Кривцов пояснил, что если сравнивать подготовку технических специалистов в странах, то квалифицированных кадров в сфере e-commerce гораздо больше в России. Эксперт отметил, что на рынке Казахстана не так много компаний, которые могут предложить качественные услуги по созданию сайта. И есть еще один немаловажный момент – казахстанский рынок меньше российского.
"Допустим, вы хотите продавать одежду, – пояснил г-н Кривцов. – Обращаетесь к китайскому поставщику и говорите, что ваш магазин находится в Казахстане, где население 17 миллионов человек, и ваши потенциальные клиенты – 1,7 миллиона человек. Затем приходит российский представитель, который сообщает что охватит 18 миллионов человек, еще и в Казахстане 1,8 миллиона. С кем поставщику выгоднее работать? Конечно, с российским бизнесменом. Поэтому много российских компаний вышли на рынок Казахстана. К тому же создан Евразийский союз, и барьеры ушли".
Специалисты в области e-commerce отмечают, что в онлайн-продажах Fashion-направления достаточно пассивны казахстанские компании, предлагающие товары класса люкс. Тогда как такие российские, как московский ЦУМ, активно вывели продажи в Интернет и таргетируют контекстную рекламу на Астану и Алматы, так же как и KupiVip.
У российских интернет-компаний есть еще одно преимущество – они не платят налог на добавленную стоимость (НДС). По мнению Владимира Денисова, одной из мер, которая поможет сохранить долю рынка в интернет-пространстве и оставить деньги в стране, является освобождение казахстанских интернет-компаний, занимающихся торговлей, от уплаты корпоративного подоходного налога (КПН). Проект нового Налогового кодекса содержит такую поправку. Об этом сообщил вице-министр национальной экономики Руслан Даленов в ходе презентации нового налогового законодательства. По его словам, освобождение от КПН будет действовать в течение первых пяти лет работы интернет-бизнеса. Это активизирует электронную торговлю и переведет ее на легальные рельсы.
Римма Гахова