Можно ли прожить без карманного принтера, или Что такое ониомания?

3505

В особенностях новой мании разбирался inbusiness.kz.

Можно ли прожить без карманного принтера, или Что такое ониомания?

Практически каждый день нам на почту приходят сообщения о специальных ценах и скидках. Стоит открыть любое банковское приложение, как тут же выскакивают предложения о суперценах или рассрочке на маркетплейсах.

Ониомания (с греческого onios – "для продажи", mania – "безумие")  непреодолимое желание покупать. Термин возник в XIX веке, но современным людям все труднее сопротивляться этой зависимости. В народе она более известна как шопоголизм.

Все надо делать "с головой"

Купить онлайн сегодня можно все что угодно, а главное  без переплаты и в рассрочку. Обувь, костюм, постельное белье  это приемлемо. Но эндоскоп для уха, USB-порт для чемодана, "умное" ведро для мусора, которое не надо отрывать вручную, нож для масла, делающий его "лохматым" (так удобней намазывать на хлеб) и, наконец, писк – карманный принтер, которому не нужны чернила, но необходима термобумага...

Одна из жительниц Павлодара, Светлана Чербаева на вопрос о том, делает ли она покупки на маркетплейсах, без раздумий ответила, что это мечта всякого советского человека: никаких очередей, огромный выбор товаров на любой вкус и кошелек.

"После того как повсеместно открыли пункты Wildberries, у меня отпала проблема отправить посылки маме или родственникам. Сделал заказ, оплатил, и никаких проблем. Это очень экономит мое время. Все: мебель, картины для квартиры, одежду заказываю на маркетплейсах. Я кайфую от того, что не надо ходить по большому количеству торговых точек в поисках нужных мне вещей, то есть заказываю сразу несколько фасонов и размеров, пришла, померила, то, что подошло, взяла, остальное вернула, и за это денег не берется.  В последнее время и продукты заказываю на том же Ozon, чтобы не стоять в очередях и не надрываться, неся все это домой. Как это может не нравиться?! Ведь это то время, которое ты можешь потратить на себя, свои развлечения, общения с друзьями", – поделилась она.

По словам Светланы, охоту к походам по магазинам отбила в свое время работа с Китаем, где ей приходилось "наматывать" более 10 тыс. шагов в день, чтобы приобрести вещи для реализации в своей торговой точке. Тогда нельзя было заказать все онлайн и ждать, когда товар придет.

Что касается финансовой стороны, то павлодарка считает, что в этом вопросе необходимо реально оценивать свои финансовые возможности.

"Никаких кредитов, ипотек я не приемлю. Никаких займов у знакомых, это абсурдно  попросить в долг денег, чтобы купить пару обуви или гаджет. Если тебе это не под силу – не бери. Все должно быть в пределах разумного", – уверена Светлана Чербаева.

Триггер для шопоголика

По мнению кандидата психологических наук Татьяны Кравцовой, этим самым триггером бесконтрольных покупок является стремление получить немедленную радость и удовольствие.

"Онлайн-покупки становятся своеобразной отдушиной получения хорошего настроения без особых затрат. Нажал на кнопочку, оформил и, еще не получив вещь, можешь радоваться в предвкушении. Удовольствие быстро проходит, и тут на очереди следующая покупка", – отмечает эксперт.

Оборотная сторона этих трат  деньги списываются с карты, а это уже совсем другие ощущения. С электронными деньгами расстаешься намного проще, чем с бумажным эквивалентом.

"Этот психологический эффект наглядно просматривается в мультике про Скруджа Макдака и его привычке нырять в золотые монеты. Деньги, выраженные материально – купюры, предметы роскоши, драгоценности, ценятся человеком выше, чем числа на счету. Последнее – нельзя потрогать", – отмечает эксперт.

Зависимость равноправна

Данному явлению подвержены все, вне зависимости от гендерной принадлежности и возраста. Причем чем ниже возраст и социальный статус человека, тем сильнее у него будет склонность совершать онлайн-покупки, отмечает психолог. Мужчины просто меньше говорят об этом и склонны объяснять свои покупки более продуманный "легендой", нежели женщины, то есть аргумента типа "А просто захотелось!" от них не услышите.

"Какую бы проблему вы ни пытались решить, вы всегда будете решать ее с самим собой. Мужчины тоже страдают от стресса, неприятностей на работе, личной неустроенности, разочарованности в семейной жизни и в самом себе. Не все уходят в привычные формы зависимого поведения  алкоголизм и наркоманию, часть предпочитает зависимости от различных видов деятельности: спорт, ставки, работа... и да, покупки", – отмечает Татьяна Кравцова.

"О зависимости свидетельствует не сумма трат, у некоторых моих клиентов они превышают только на одном маркетплейсе 5-6 млн тенге, а периодичность, их количество и постоянное желание (некий азарт) совершить новую покупку без необходимости, а просто ради самого процесса – надо посмотреть, а что там есть нового", – отмечает психолог.

По мнению эксперта, маркетологи формируют у людей особую самооценку  сравнительную. Люди благодаря рекламе вынуждены чувствовать себя не очень комфортно, если нет последней модели айфона, путешествия или статусной вещи.

"Это не совсем настоящее ощущение себя, но на нем можно зарабатывать, поэтому рассрочка и кредит становятся для людей решением, как можно почувствовать себя успешным и таким, как все. Рассрочка и кредит позволяют создать ощущение, что ты принадлежишь к социальному классу повыше, что ты не беден и можешь позволить себе многое", – отмечает Татьяна Кравцова.

Станьте счастливым

Можно ли самому спрыгнуть с этой "иглы"? Да, считает эксперт, если у вас есть навыки критического мышления, которые вы готовы развивать. Другими словами, цель покупок меняется и количество покупок резко снижается, если человек решил вопрос со своим собственным ощущением счастья от процесса жизни.

"Счастливые люди не имеют зависимостей. Критическое мышление в этом случае помогает не сдерживать импульсивные покупки, а помочь человеку найти путь, куда направить свои силы для достижения не мимолетного удовольствия в моменте покупки, а стабильного улучшения качества жизни", – советует психолог.

Как поделилась Татьяна Кравцова, к ней часто обращаются с подобными проблемами.

"Максимальная сумма трат клиента за 10 лет  16 млн тенге. Более скромные суммы за 5 лет  3 и 5 млн тенге. Проводила опрос, в среднем у обычных граждан сумма импульсивных покупок за год составляет от 50 тыс. до 150 тыс., но есть такие, у кого отрыв на 200-300 тыс. тенге. Утверждать, что это зависимые люди, я не буду. Очень часто речь идет именно о дефиците времени, недоступности определенных вещей в свободной продаже и только потом о снижении контроля над собственным поведением в области прокачивания своих эмоциональных реакций за счет спонтанных покупок", – констатирует психолог.

Больше всего в этой ситуации эксперта печалит тот факт, что эта зависимость сильно повлияет на тех, кому сегодня 12-14 лет, к своему совершеннолетию они уже не будут представлять иной формы безумной траты денег. На этом фоне лудомания покажется детской забавой.

Читайте по по теме:

42,3 млн тенге возвращено актюбинским потребителям с начала года

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться