В Алматы подвели итоги работы зернового и масличного рынков Казахстана и Центральной Азии в 2023 году. На Asia Grains&Oils Conference собрались ведущие эксперты АПК. Одной из горячих тем конференции стало сегодняшнее положение мукомолов. Уборочная кампания 2023 года сделала его еще более неустойчивым, передает inbusiness.kz.
Все дело в том, что, как утверждают зернопереработчики, на сегодня они не имеют никакой достоверной информации по реальному количеству собранного урожая. Не видя этих цифр, не располагая пониманием о реальном балансе зерна, двигаться вперед приходится практически вслепую.
"На сегодня участники рынка не видят конкретных шагов по решению всех проблемных вопросов, а это, в свою очередь, разогревает рынок и приводит к излишнему ажиотажу", – отметил президент Союза зернопереработчиков Казахстана Жомарт Мотышев.
Ранее свои сомнения по поводу названных чиновниками цифр по урожаю 2023 года озвучили и переработчики масличных культур.
Актуальным вопросом остается импорт российской пшеницы. Если в нашей стране продовольственной пшеницы до нового урожая не хватит, то только завозное сырье может сдержать цены на социально значимые продукты питания и обеспечит присутствие казахстанской муки на зарубежных рынках. Но как быть, когда ввоз зерна в РК автотранспортом запрещен?
"В качестве альтернативы железнодорожным перевозкам считаем необходимым по аналогии ввоза импортной пшеницы железнодорожным транспортом внести изменения в приказ МСХ РК и разрешить ввоз импортной пшеницы автомобильным транспортом исключительно переработчикам, птицеводам и на лицензированные элеваторы", – предложил руководитель отраслевого союза.
Также, по мнению главы Союза зернопереработчиков Жомарта Мотышева, необходимо отменить практику ежемесячного предоставления списков зерноперерабатывающих предприятий от минсельхоза в адрес КТЖ-ГП с указанием объемов мощностей переработки и импорта планируемого ввоза зерна для дальнейшего согласования планов импортной пшеницы. Таких требований по количественным ограничениям ввоза пшеницы нет ни в одном нормативном правовом акте.
Вопросы приоритетов также во главе угла. Речь идет как раз о грузовых перевозках по железной дороге товаров сельхозназначения и продуктов их переработки. Здесь также имеются пробелы – ждать согласования и вагонов приходится значительное время. Так быть не должно, считают представители мукомолья. О подобных инцидентах мы уже рассказывали.
"Приоритизация товаров должна быть разделена на "высокий" и "низкий" уровень приоритета перевозок, где товары несырьевой направленности должны быть отнесены к "высокому" уровню. Минсельхозу совместно с минторговли необходимо разработать перечень товаров по приоритизации и направить его в КТЖ", – обозначил свое видение решения проблемы Жомарт Мотышев.
Также на конференции было отмечено, что в случае полного перехода внутренней переработки на сырье отечественного производства нужно быть готовыми к подорожанию готовых продуктов питания. Рост цен на муку, макароны, хлеб будет экономически обоснованным процессом, говорят отраслевики. Нехватка продовольственной пшеницы может привести и к потере нашей республикой традиционных экспортных рынков несырьевых продуктов.
В настоящий момент в Казахстане насчитывается 250 мельничных предприятий. Из них, что подтверждают и официальные данные, действующими являются всего 70. При этом мукомолы закупают ежегодно более трети всего производимого объема зерна – до 5,5 млн тонн пшеницы, причем по рыночной стоимости.
Читайте по теме:
Дефицит качественного зерна и проблемы с импортом отмечаются на рынке Казахстана