МВД РК: Полиция в Казахстане хочет, чтобы ее не боялись, а уважали

1808

В республике переходят на сервисную модель органов внутренних дел.

МВД РК: Полиция в Казахстане хочет, чтобы ее не боялись, а уважали

Произошедшие в январе текущего года трагические события сформулировали у населения четкий запрос относительно дальнейшей работы полиции, поэтому ее переход на так называемую сервисную модель – это не модный тренд, а суровая необходимость. Об этом заявил министр внутренних дел Казахстана Марат Ахметжанов на правовом форуме "Казахстанская сервисная модель работы полиции: перспективы и стратегия развития". 

На особую значимость мероприятия указывал состав участников и гостей, который включал в себя заместителя главы администрации президента РК Ержана Жиенбаева, генерального прокурора РК Берика Асылова, посла Европейского союза в Казахстане Кестутиса Янкаускиса, международных экспертов, передает inbusiness.kz. Модерировал форум сам Марат Ахметжанов.

Полный контакт

По его словам, новая модель полиции согласуется с основными принципами послания главы государства о построении справедливого Казахстана. Систему органов внутренних дел собираются трансформировать так, чтобы перейти на "реальную, живую работу с населением". 

"Эту задачу нужно решать в чистом партнерстве с обществом. Сегодня его запросы и политическая воля руководства как никогда максимально совпадают", – высказался Марат Ахметжанов. – Наша цель – чтобы полицию не боялись, а уважали и всегда обращались за помощью". 

Его поддержал замруководителя администрации президента РК Ержан Жиенбаев, который отметил, что "традиционные методы работы в современных условиях не столь эффективны, как ранее".

"Глава государства в своих посланиях сформулировал цели: образ полиции как силовых органов будет постепенно уходить в прошлое и станет органом по оказанию качественных услуг гражданам для обеспечения их безопасности. У нас есть все возможности для внедрения сервисной модели: это правовое поле и государственные институты. Но организация их работы в сфере правопорядка и качество взаимодействия с обществом пока не соответствуют стандартам такой модели", – считает Ержан Жиенбаев. 

Генеральный прокурор РК Берик Асылов в своем выступлении напомнил, что основными направлениями работы полиции являются профилактика преступлений, доступность самих органов полиции для граждан. 

"У нас было время, когда граждане не узнавали своего участкового. А сейчас органы полиции постоянно встречаются с населением. Профилактика важна, но первое, что надо делать полицейскому, – это контактировать с нашими гражданами. Он должен видеть, что творится на его участке, во дворе, что должно быть в масштабе района, города. Вместе с другими госорганами полицейские должны создавать благоприятные условия проживания", – заявил глава главного органа надзора за законностью в стране. 

Для перехода на новую модель, считает Марат Ахметжанов, полиция должна подготовиться морально, быть хорошо оснащенной, отказаться от ненужной  работы, которая "имитирует бурную деятельность", а всю энергию, по его словам, нужно направить на оказание качественных сервисных услуг нашему населению.

Должны быть всегда готовы

Первый заместитель министра внутренних дел Республики Казахстан Марат Кожаев рассказал, что главная цель  традиционной модели полиции – борьба с преступностью, отсюда стиль оперативной работы – реагирование на правонарушения. Ключевыми объектами являются правонарушения и правонарушитель, а показателями – раскрываемость преступлений, число лиц, привлеченных к штрафам, арестам, предъявленное обвинение. 

"В сервисной модели главная миссия состоит в обеспечении чувства безопасности граждан, что достигается профилактикой правонарушений, а также подходом, ориентированным на клиента. Фокусом становятся граждане и сообщество", – добавил замминистра. 

По его словам, за многие годы сложилось устойчивая практика оценки работы местной полиции исключительно на основе статданных, выявляемости правонарушений. Для перехода на сервисную модель работы нужны "глубинные изменения мышления сотрудников полиции, а также организация деятельности всех уровней управления – не только полиции, но и местных исполнительных органов, заявил Марат Кожаев.  

"Для этого в МВД определили три основных вектора: шаговая доступность полиции для населения, создание оптимальных и эффективных рабочих процессов с акцентом на профилактику правонарушений, тесное партнерство с населением и другими субъектами профилактики правонарушений, поскольку проблемы обеспечения безопасности в основном имеют местное значение, – обозначил он. – Это включает в себя оптимальную дислокацию участковых пунктов, мобильных постов, их материально-техническую оснащенность, повышение оперативности реагирования, а также применение цифровых технологий. По опыту развитых стран в наиболее криминогенных районах устанавливаем модульные посты органов внутренних дел, в которых создали условия для круглосуточного дежурства и приема граждан". 

По данным Марата Кожаева, за 2021 год ввели в эксплуатацию 91 современный участковый пункт, 61 модульный пост полиции. В общественных местах и на автомагистралях устанавливают устройства "Кнопка SOS". Правда, по стране есть только 38 таких устройств. Функционирует мобильное приложение "102", всех патрульных обеспечили электронными планшетами и терминалами для безналичной оплаты штрафов.

Светлый образ

Важным звеном в профилактике правонарушений стали участковые инспекторы полиции, отметил Марат Кожаев. В основном только они на постоянной основе лично контактируют с населением, а в некоторых сельских населенных пунктах участковый является единственным представителем власти. 

"Сейчас создаются условия для формирования нового образа участкового инспектора: законодательно повышен его статус, участковый наделен правом от имени полиции вносить физическим и юридическим лицам представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, требовать их исполнения. Расширены его полномочия по наложению административных взысканий. По приказу министра внутренних дел в Казахстане создали специальную комиссию как по дебюрократизации работы министерства в целом, так и местных полицейских служб", – перечислил Марат Кожаев. 

По его словам, в МВД поставили "жесткую задачу" по оптимизации деятельности, исключению ненужных действий, "пустой беготни с формальными отчетами, бумагами", для унификации процессуальной деятельности. Уже из практики исключили около 10 журналов, оптимизируют документацию, а в ближайшее время будут оцифрованы процессы списания материалов некриминального характера, на разбор которых полицейские тратят необоснованно очень много времени. Сейчас хотят оптимизировать процесс рассмотрения административных дел в судах.

Оптимальное распределение обязанностей между ним и помощником, статус которого утвердили в Казахстане, позволит участковому больше находиться на своем участке, не отвлекаться на поездки к руководству райотдела, на написание материалов и сконцентрироваться на выполнении основной задачи – работе с местным населением, убежден заместитель министра. 

"В 2019 году в Караганде при содействии офиса ОБСЕ в Нур-Султане был запущен пилотный проект, цель которого – правильно выявлять причины совершения правонарушений, рационально использовать возможности и ресурсы с акцентом на потребности граждан. По опыту Великобритании и Германии в Карагандинской области создали межведомственную группу по обеспечению безопасности из разных госструктур и общественности. Создание такой площадки позволило не только детально проводить анализ причин и условий их совершения, но и создать эффективные формы взаимодействия госорганов с населением. У граждан появилась возможность делиться своими идеями и участвовать в важных для территории решениях", – рассказал Марат Кожаев об одном из двух пилотных проектов в Казахстане. 

Сегодня аналогичные "пилоты" запустили в 18 регионах страны, а в Карагандинской области они масштабируются на моногорода и районы. Эти проекты, считает Кожаев,  в перспективе должны стать фундаментом для построения целостной системы профилактики правонарушений между органами государственной власти, профессиональной полиции, отзывчивым сообществом. В 2020 году в одном из управлений полиции Нур-Султана запустили пилотный проект "Казахстанская сервисная модель полиции", который должен апробировать и внедрить новые модели сервисной полицейской системы.

По итогам апробации "пилотов" разработаем Национальную стратегию перехода на казахстанскую сервисную модель работы полиции.

Посол ЕС в РК Кестутис Янкаускас считает, что Казахстану "лучше взять те модели сервисной полиции, которые уже сработали". 

"У нас накопился огромный опыт построения разных моделей. Переход казахстанской полиции от силовой модели к сервисной – это оценка качества в первую очередь, – высказался посол. – Это доверие, и его завоевывать нужно долго. Мы после январских событий все были потрясены теми случаями пыток (в Казахстане. – Прим. авт.), и этого не должно повториться, независимо от того, какую бы модель вы ни избрали". 

Ольга Ушакова