– Айбол Рахимгалиевич, компания в 2021 году приняла экологическую стратегию развития. Какие проекты запланированы к внедрению в ближайший год?
– Сегодня наша миссия заключается в снижении воздействия на окружающую среду, рациональном использовании природных ресурсов, экологической безопасности на самом предприятии. Мы осознаем свою ответственность перед обществом, объективно оцениваем ситуацию и стремимся минимизировать экологические риски.
Последние годы сознательно наращиваем объемы инвестиций на реализацию природоохранных программ. В 2020 году на эти цели мы направили 322 млн тенге. Например, дополнительно приобрели бутобой для снижения уровня потерь полезного ископаемого за 140 млн тенге, купили современные поливочные машины на базе БелАЗа на сумму более 120 млн тенге.
– Не так давно в АО "Костанайские минералы" заговорили о безотходном производстве. Это далекая перспектива?
– Мы уже сегодня работаем над созданием многих продуктов из отходов нашего производства: щебень, песок, щебеночно-мастичный асфальтобетон, стабилизирующая добавка "ЭкоТоп", бишофит.
В рамках экологической стратегии КМ-GREEN создаем систему управления отходами, которая позволит отслеживать движение всех ресурсов, долю их освоения и получаемые на выходе отходы. Это позволит снизить долю производимых компанией отходов и даст возможность структурировать работу по повышению доли переработки.
– Ваша экостратегия – программный документ. Управление отходами – лишь одно из направлений работы.
– Мы прошли программу ТРИиИЗ – теория решения инновационных и изобретательских задач, в рамках которой американские профессора рассказали, как нужно работать в этом направлении. Они изучили наш основной продукт и сказали, что из него можно сделать. Сегодня нам предложили около 20 проектов, лишь пятая часть из них с содержанием хризотилового волокна. Остальные продукты сможем производить из пустой породы. Все это – работа в рамках экологической стратегии, направленная на снижение объемов отходов производства.
Также пригласили российский институт, чтобы по-новому взглянуть на возможное решение проблемы пыления в карьере и при транспортировке руды. Надеемся, что россияне помогут повысить КПД в процессе сушки горной массы. Хотим снизить ПДК (предельно допустимую концентрацию. – Прим. авт.) выбросов до 90%. Именно для этого закупили две поливочные машины на базе БелАЗа, которые отлично справляются со своей задачей.
Работаем и с казахстанскими учеными, которые изучают возможность улучшения технологии производства нашей добавки "ЭкоТоп". Это даст нам возможность встать в тройку стабилизирующих добавок, что присутствуют на рынке в Казахстане, объем которого достигает 10-15 тыс. тонн продукции в год.
До недавних пор мы не придавали большого значения посадке деревьев. Но с принятием экостратегии провели переоценку важности этих работ. В этом году уже посадили 2000 деревьев на территории промзоны. Радует, что эту инициативу подхватили и наши работники. В некоторых подразделениях люди сами инициировали посадку деревьев поблизости от своих рабочих мест. Осенний осмотр показал, что 82% весенних саженцев прижились. В ближайшие пять лет планируем посадить в общей сложности 10 000 деревьев.
– Знаю, что компания планирует реализовать проект по осушению карьера.
– Это один из самых важных проектов для экологии и экономики производства. Сегодня проектно-сметная документация находится на рассмотрении в госэкспертизе. Мы планируем вокруг карьера пробурить скважины и откачивать грунтовые воды на подходах к нему. Это важно: попавшая в карьер вода загрязняется нитратами аммония, образующимися в результате проведения взрывных работ. Такая вода уже не пригодна для питья или ведения сельского хозяйства. Если проект реализуем, то ежегодно будем откачивать до миллиона кубометров технической, без тяжелых примесей воды. Часть планируем использовать на собственные нужды, но, думаю, возможна будет и ее передача аграриям. Помимо всего прочего, с реализацией этого проекта мы снизим влияние горных работ на состояние подземных вод.
– К руде АО "Костанайские минералы" относится весьма бережно, и процент извлечения в последние годы был ощутимо увеличен. А как обстоят дела с потреблением воды, ГСМ?
– Мы уже около восьми лет активно ведем модернизацию и цифровизацию производственных процессов. Ежегодно в развитие компании вкладываем около 3-3,5 млрд тенге. В 2021 году поставили абсолютный рекорд за последние 15 лет – 4,5 млрд тенге инвестиций. Это приобретение техники, строительство, ремонты. В итоге нам удалось сократить технологическую цепочку на 40%, энергоемкость фабрики – на 30%. Все это для повышения конкурентоспособности нашего хризотилового волокна. В итоге теперь предприятие потребляет на 40% меньше воды, на 45% – электроэнергии и на 35% меньше ГСМ.
Усилия нашей компании оценили и в Костанайском филиале АО "НаЦЭкС". Мы стали обладателями звания "Лидер качества – 2021" в горнодобывающей отрасли. И в данном случае речь идет о построении процессов, алгоритмов взаимодействия разных звеньев производственной цепи.
– Цифровизация для КМ – отдельное направление работы, хотя и оказывает значительное влияние на экологическую обстановку.
– Вы правы. Мы создали и развиваем несколько мегапроектов: "Цифровая фабрика", "Цифровой рудник", "Цифровой сервис", "Цифровой офис". Это одно из важных направлений стратегии развития. Мы отладили контроль процессов и операций через их визуализацию, автоматизацию управления процессами, ведем замену приборов учета на устройства сбора и дистанционной передачи данных, внедряем автоматизированную систему технического обслуживания и ремонтов. Сегодня работаем над созданием геомеханической модели месторождения. Для чего применяем беспилотники для обследования карьерного пространства, формируем 3D-модели инфраструктуры предприятия. Получив в 2018 году звание лучшего инновационного предприятия Казахстана, до сих пор держимся в пятерке лидеров в этом направлении.
Все это финансово довольно емкие проекты. Однако все они приносят ощутимый эффект. Например, внедренная автоматизированная система контроля горнотранспортного комплекса помогает снизить операционные простои, увеличить производительность, контролировать расход топливно-энергетических ресурсов, минимизировать логистические схемы автомобильных и железнодорожных перевозок. Проект один, а решает целый комплекс задач.
– Как отражаются вложения в цифровизацию (оцифровку) предприятия на безопасности труда, качестве выпускаемой продукции?
– Это неразрывные понятия. Когда наши объекты начинают работать в цифровом исполнении, на новый уровень выходят такие вопросы, как охрана труда, понижение шума, вибрации и т. д. В итоге мы не просто получаем качественный продукт, но и создаем лучшие и более безопасные условия труда для каждого из наших сотрудников. Для нас это важно.
Татьяна Шестакова,
фото предоставлено АО "Костанайские минералы"