/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 139,49 KASE 2 175,54
DOW J 22 332,03 FTSE 100 5 563,74
РТС 958,54 Brent 26,45
На что потратят бюджет Павлодарской области в 2020-2022 годах

На что потратят бюджет Павлодарской области в 2020-2022 годах

Традиционная социальная направленность увеличилась еще больше и теперь составляет порядка 53% от бюджета.

12 Декабрь 2019 08:41 6950

На что потратят бюджет Павлодарской области в 2020-2022 годах

Автор:

Руслан Логинов

Накануне депутаты Павлодарского областного маслихата большинством голосов приняли новый трехлетний бюджет. 18 народных избранников проголосовали «За», трое – «Против».

Нынешний бюджет, по словам руководителя управления экономики и бюджетного планирования Павлодарской области Максата Турлыбаева, сбалансирован по доходам и расходам.

«Бюджет реалистичен и обеспечивает выполнение всех принятых социальных обязательств. Также бюджет направлен на создание условий для стабильного экономического роста благодаря поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, развития агропромышленного комплекса, водоснабжения сел, жилищного строительства, а также транспортной и инженерной инфраструктуры», – заявил чиновник.

В 2020 году бюджет Павлодарской области составит 222,6 млрд тенге, что на 8,5 млрд больше нынешнего. Из этого объема 79,3 млрд тенге приходится на трансферты из республиканского бюджета, в том числе текущие трансферты составят 45 млрд тенге. Они распределены по нескольким направлениям – 16,1 млрд тенге пойдет на увеличение зарплаты для бюджетников. Помимо этого, 2,3 млрд тенге дополнительно потратят на сферу образования, большая часть из которых пойдет на приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта «Жас маман» – 1,6 млрд тенге. Также среди текущих трансфертов следует отметить средства на поддержку социальной сферы – 3,7 млрд тенге и почти 8 млрд тенге на развитие сельского хозяйства. Почти вся эта сумма так или иначе будет потрачена на выплату субсидий фермерам – 4,37 млрд тенге – это так называемые инвестсубсидии, еще 3,26 млрд тенге – субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании и лизинге.

Теперь что касается трансфертов из республиканского бюджета на развитие. Всего будет инвестировано 34,3 млрд тенге в 99 проектов. В том числе более 20 млрд тенге пойдут на реализацию 61 проекта по развитию систем водоснабжения и водоотведения.

Кроме трансфертов из республиканского бюджета, областной бюджет формируется и из других источников. Так, объем собственных доходов в 2020 году прогнозируется в размере 33 млрд тенге. При этом в 2021 году по замыслу госслужащих он вырастет до 40,8 млрд тенге, а в 2022-м – до 42,6 млрд тенге. 99% из этой суммы занимают налоги.

Дополнительно в областной бюджет поступят изъятия из бюджетов городов Павлодара и Экибастуза в размере 47 млрд тенге. Еще из республиканского бюджета поступит дополнительная субвенция в размере 55,4 млрд тенге, что на 20% больше в сравнении с 2019 годом.

Теперь перейдем к расходам

Как уже было сказано ранее, более половины всего бюджета предусмотрено на расходы в социальной сфере.

«При планировании расходной части бюджета сохранена социальная направленность бюджета. Основные приоритеты – это развитие системы образования, обеспечение доступа к качественному здравоохранению, а также поддержание занятости населения через стимулирование продуктивной занятости и развития», – заявил М. Турлыбаев.

Таким образом, расходы социального блока на 2020 год в сравнении с уточненным бюджетом 2019 года увеличены на 27,3% и составили более 76 млрд тенге. И это без учета целевых трансфертов из «республики», о которых говорилось выше. Так что доля социальных расходов увеличилась с 47,3% до 53,4%.

Почти на треть вырастут расходы областного бюджета на систему образования и составят более 20 млрд тенге. При этом дополнительно учтено порядка 3 млрд тенге на отдельные вопросы в образовании. Как ранее и обещал акимат Павлодарской области, в 2020 году учащиеся первых-четвертых классов получат бесплатное горячее питание. Так, на питание более 51 тыс. школьников потратят почти 1,8 млрд тенге. Правда, ранее при расчете в 300 тенге на ребенка говорили о необходимости 2,2 млрд тенге. Также 111 полнокомплектных школ области будут оснащены ученической мебелью по стандартам Назарбаев Интеллектуальных школ.

На систему здравоохранения в 2020 году направят более 2,7 млрд тенге. Из этой суммы объем гарантированной бесплатной медицинской помощи составит 1,3 млрд тенге. При этом в 2021 году расход на здравоохранение вырастет до 3,2 млрд тенге, в 2022-м – 3,8 млрд тенге.

Почти 11 млрд тенге запланировано в 2020 году на реализацию государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы. На 40% вырастут объемы субсидирования в сфере развития племенного животноводства и удешевления стоимости производства продукции. На эти цели выделено 7,2 млрд тенге. Также почти 1,5 млрд тенге пойдут на удешевление гербицидов и биопрепаратов для обработки сельхозкультур.

На поддержку и развитие предпринимательства в следующем году в Павлодарской области направлено 2,6 млрд тенге. Это чуть больше 1% от общего бюджета области, в то время как на развитие физической культуры в регионе тратят в три раза больше – более 7,5 млрд тенге. Притом что помощь бизнесу предполагает возвратные средства. То есть по мере развития субъектов МСБ деньги возвращаются в бюджет в виде налогов.

«Областной бюджет, как и в предыдущие годы, полностью сохраняет социальную направленность. В новом бюджете значительно расширен социальный пакет для поддержки социально уязвимых граждан, включая многодетные семьи и инвалидов», – заявил аким Павлодарской области Булат Бакауов.

Руслан Логинов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

На вывоз снега и посадку деревьев в Нур-Султане тратят больше денег, чем на строительство школ

Власти города не выстраивают приоритеты в финансировании, а идут по накатанной.

25 Февраль 2020 08:00 5759

На вывоз снега и посадку деревьев в Нур-Султане тратят больше денег, чем на строительство школ

Фото: astana.gov.kz

На откачку талых вод, очистку ливневых канализаций, озеленение столицы тратят больше денег, чем на строительство новых школ. К такому выводу можно прийти, проанализировав бюджет города за последние четыре года. Так, в 2020 году расходы на строительство и реконструкцию объектов начального, основного среднего и общего среднего образования заложены в двух управлениях акимата. Управление регенерации городской среды закладывает на эти цели 9,4 млрд тенге, управление строительства и жилищной политики еще 1,3 млрд тенге. Таким образом, суммарно 10,7 млрд тенге направят на ремонт и строительство школ.

Отметим, проблема с нехваткой мест в школах в столице стоит остро. Недостаток ученических мест в 2020 году составляет 24 тысячи. Как ранее признавался аким города, сейчас в Нур-Султане восемь школ работают с трехсменным обучением, 14 – с переуплотненным режимом.

«Для того чтобы снять вопрос с трехсменным обучением, необходимо в год строить не менее 10 учебных заведений. В текущем году построим 12 школ на 10 тысяч мест и столько же в 2021 году», – отчитывался Алтай Кульгинов.

Нет оснований не верить словам акима, но можно предположить, что школ с трехсменным обучением в городе гораздо больше заявленных восьми.

Посчитаем, могут ли 10 школ в год решить проблему с трехсменным обучением? Как известно, сейчас нехватка составляет 24 тысячи мест. Если в течение года построят 12 школ на 10 тысяч мест, то нехватка сократится до иллюзорных 14 тысяч мест. Однако в июне школу закончат 8-10 тысяч учеников, а в сентябре первоклашек придет 24-26 тысяч человек. То есть строительство 10 школ не в состоянии решить проблему с трехсменным обучением даже для сегодняшнего количества учеников. Эта проблема и дальше будет накапливаться как снежный ком – с каждым годом первоклассников будет приходить больше, в трехгодичной перспективе нехватка мест составит 50-60 тысяч единиц. Таким образом, строительство 10-12 школ в год не закрывает даже текущие потребности, уже не говоря о том, что происходит ежегодное увеличение количества школьников на 20 тысяч человек.

Посмотрим, какие затраты в большей степени «съедают» бюджет? Напомним, на строительство школ в этом году направят 10,7 млрд тенге. В то же время на обеспечение санитарии населенных пунктов (вывоз снега, откачку талых вод, очистку ливневых канализаций) потратят 19,9 млрд тенге (почти в два раза больше, чем на школы); благоустройство и озеленение – 13,3 млрд тенге; освещение улиц – 2,7 млрд тенге; проведение социально значимых и культурных мероприятий – 2,9 млрд тенге. Последний пункт также вызывает вопрос: это не круглая дата для столицы, на что предусмотрены финансы – непонятно.

Но если взглянуть на траты последних лет, то можно увидеть, что озеленение и снег всегда были в большем приоритете, чем строительство новых школ. Так, в 2017 году на строительство школ заложили 8,1 млрд тенге, обеспечение санитарии – 19,7 млрд тенге, озеленение – 14,1 млрд тенге, культурные мероприятия – 10,6 млрд тенге. В 2018 году на школы – 1,2 млрд тенге, санитарию – 17,6 млрд тенге, озеленение – 11,4 млрд тенге, культурные мероприятия – 8,5 млрд тенге. В 2019 году на строительство и реконструкцию школ направлялось 16,0 млрд тенге, обеспечение санитарии – 18,2 млрд тенге, озеленение – 11,0 млрд тенге, культурные мероприятия – 4,1 млрд тенге.

Таким образом, можно увидеть, что затраты на строительство школ в некоторые годы значительно меньше, чем на проведение культурных мероприятий и всегда ниже, чем на озеленение и вывоз снега/откачку талых вод. Аппарат маслихата города, который обходится налогоплательщикам в 136 млн тенге в год, вместо того чтобы выстраивать приоритеты в связи с изменениями – увеличением численности населения, которое ведет к переполненным школам, – продолжает из года в год переписывать прошлогодние цифры, увеличивая их на процент инфляции. О качестве образования речь априори идти не может, когда в классах сидит по 40-45 человек в три смены. Только жаль, городскую власть не беспокоит вопрос образования школьников. Как показывают бюджетные расходы, в столице три проблемы: зимой – снег, летом – деревья и праздники – круглый год…

Майра Медеубаева

Круговорот эмиссии в бюджете

Госорганы Костанайской области в 2019 году нанесли ущерб экологии на 88 млн тенге.   

18 Февраль 2020 10:30 3685

Круговорот эмиссии в бюджете

Фото: Максим Морозов

По данным, озвученным руководителем департамента экологии по Костанайской области Виктором Мухамеджановым, в минувшем году в ходе государственного экологического контроля только по государственным предприятиям был выставлен ущерб окружающей среде на сумму 88 млн тенге. Главная претензия со стороны экологов – отсутствие разрешений на эмиссии в окружающую среду.

«То ли не знают, то ли не совсем правильно относятся к этому вопросу. Яркими примерами могут служить отсутствие разрешения у коммунальных предприятий – Аркалыкской ТЭК и «Аман су», полигона ТБО отдела ЖКХ Жангельдинского района, аппарата акима села Тогузак Карабалыкского района, отдела ЖКХ Сарыкольского района, отдела образования Костанайского района и т. д. Некрасиво получается, когда госорган выставляет многомиллионные штрафы таким же госорганам, и получается, что финсредства из одного бюджета в другой в виде штрафных санкций переходят», – отметил Виктор Мухамеджанов.

По словам экологов, любое учреждение любой формы собственности должно брать разрешении на эмиссии в окружающую среду, если имеет собственные котельные, автономные пункты отопления.

Согласно данным управления финансов Костанайской области, опубликованным на сайте ведомства, за 11 месяцев 2019 года в бюджет поступило 6,2 млрд тенге по статье доходов «Плата за эмиссии в окружающую среду». Документ также свидетельствует, что эта сумма значительно превышает первоначальный план по поступлениям и даже скорректированный бюджет. Первоначально по статье доходов «Плата за эмиссии в окружающую среду» планировали получить 3,7 млрд тенге, в уточненном варианте – 4,8 млрд тенге.

По данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования, в 2019 году было выдано 1635 разрешений на эмиссии в окружающую среду. Главными плательщиками традиционно являются горнодобывающие предприятия, включая АО «ССГПО», АО «Варваринское» и ряд других компаний.

В текущем году сумма платежей по статье «Плата за эмиссии в окружающую среду» может еще возрасти. В декабре 2019 года решением маслихата Костанайской области ставки за эмиссии, утвержденные Налоговым кодексом РК, были увеличены в два раза. Предприниматели противились принятию такого решения, и депутаты даже откладывали само решение. Аргументом в пользу повышения стало то, что выросшие ставки будут стимулировать предприятия снижать выбросы, модернизируя производства. Некоторые предприниматели говорят о том, что такой подход, напротив, затормозит процесс. Средства, которые могли бы пойти на модернизацию, предприниматели должны будут платить за выбросы.

Поступающие в областной бюджет средства в виде платы за выбросы действительно должны направлять на природоохранные мероприятия. Однако, как оказалось, не все осведомлены о том, на какие цели власти тратят эти деньги. На сайте управления охраны природных ресурсов и регулирования природопользования информации по освоению средств в 2019 году пока нет. Однако, согласно данным за 2018 год, на природоохранные мероприятии было направлено в общей сложности 4,2 млрд тенге. Четверть всех средств пошла на содержание лесхозов области, 2,7 млрд тенге – на озеленение и благоустройство. Также в рамках плана мероприятий по охране окружающей среды значились ремонты дамб и плотин области, очистка русла реки Тобол, пропаганда по раздельному сбору мусора и т. д.

Пока в Экологическом кодексе нет нормы, которая бы предусматривала, какой процент средств, полученных как плата за эмиссии в окружающую среду, власти должны направлять на природоохранные мероприятия. Нет и списка мероприятий, на которые должны направлять плату за выбросы. Возможно, что в новом законопроекте, который уже вынесен на рассмотрение в парламент, такие нормы будут утверждены.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: