/img/tv1.svg
RU KZ
На что потратят бюджет Павлодарской области в 2020-2022 годах

На что потратят бюджет Павлодарской области в 2020-2022 годах

Традиционная социальная направленность увеличилась еще больше и теперь составляет порядка 53% от бюджета.

08:41 12 Декабрь 2019 11427

На что потратят бюджет Павлодарской области в 2020-2022 годах

Автор:

Руслан Логинов

Накануне депутаты Павлодарского областного маслихата большинством голосов приняли новый трехлетний бюджет. 18 народных избранников проголосовали «За», трое – «Против».

Нынешний бюджет, по словам руководителя управления экономики и бюджетного планирования Павлодарской области Максата Турлыбаева, сбалансирован по доходам и расходам.

«Бюджет реалистичен и обеспечивает выполнение всех принятых социальных обязательств. Также бюджет направлен на создание условий для стабильного экономического роста благодаря поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, развития агропромышленного комплекса, водоснабжения сел, жилищного строительства, а также транспортной и инженерной инфраструктуры», – заявил чиновник.

В 2020 году бюджет Павлодарской области составит 222,6 млрд тенге, что на 8,5 млрд больше нынешнего. Из этого объема 79,3 млрд тенге приходится на трансферты из республиканского бюджета, в том числе текущие трансферты составят 45 млрд тенге. Они распределены по нескольким направлениям – 16,1 млрд тенге пойдет на увеличение зарплаты для бюджетников. Помимо этого, 2,3 млрд тенге дополнительно потратят на сферу образования, большая часть из которых пойдет на приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта «Жас маман» – 1,6 млрд тенге. Также среди текущих трансфертов следует отметить средства на поддержку социальной сферы – 3,7 млрд тенге и почти 8 млрд тенге на развитие сельского хозяйства. Почти вся эта сумма так или иначе будет потрачена на выплату субсидий фермерам – 4,37 млрд тенге – это так называемые инвестсубсидии, еще 3,26 млрд тенге – субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании и лизинге.

Теперь что касается трансфертов из республиканского бюджета на развитие. Всего будет инвестировано 34,3 млрд тенге в 99 проектов. В том числе более 20 млрд тенге пойдут на реализацию 61 проекта по развитию систем водоснабжения и водоотведения.

Кроме трансфертов из республиканского бюджета, областной бюджет формируется и из других источников. Так, объем собственных доходов в 2020 году прогнозируется в размере 33 млрд тенге. При этом в 2021 году по замыслу госслужащих он вырастет до 40,8 млрд тенге, а в 2022-м – до 42,6 млрд тенге. 99% из этой суммы занимают налоги.

Дополнительно в областной бюджет поступят изъятия из бюджетов городов Павлодара и Экибастуза в размере 47 млрд тенге. Еще из республиканского бюджета поступит дополнительная субвенция в размере 55,4 млрд тенге, что на 20% больше в сравнении с 2019 годом.

Теперь перейдем к расходам

Как уже было сказано ранее, более половины всего бюджета предусмотрено на расходы в социальной сфере.

«При планировании расходной части бюджета сохранена социальная направленность бюджета. Основные приоритеты – это развитие системы образования, обеспечение доступа к качественному здравоохранению, а также поддержание занятости населения через стимулирование продуктивной занятости и развития», – заявил М. Турлыбаев.

Таким образом, расходы социального блока на 2020 год в сравнении с уточненным бюджетом 2019 года увеличены на 27,3% и составили более 76 млрд тенге. И это без учета целевых трансфертов из «республики», о которых говорилось выше. Так что доля социальных расходов увеличилась с 47,3% до 53,4%.

Почти на треть вырастут расходы областного бюджета на систему образования и составят более 20 млрд тенге. При этом дополнительно учтено порядка 3 млрд тенге на отдельные вопросы в образовании. Как ранее и обещал акимат Павлодарской области, в 2020 году учащиеся первых-четвертых классов получат бесплатное горячее питание. Так, на питание более 51 тыс. школьников потратят почти 1,8 млрд тенге. Правда, ранее при расчете в 300 тенге на ребенка говорили о необходимости 2,2 млрд тенге. Также 111 полнокомплектных школ области будут оснащены ученической мебелью по стандартам Назарбаев Интеллектуальных школ.

На систему здравоохранения в 2020 году направят более 2,7 млрд тенге. Из этой суммы объем гарантированной бесплатной медицинской помощи составит 1,3 млрд тенге. При этом в 2021 году расход на здравоохранение вырастет до 3,2 млрд тенге, в 2022-м – 3,8 млрд тенге.

Почти 11 млрд тенге запланировано в 2020 году на реализацию государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы. На 40% вырастут объемы субсидирования в сфере развития племенного животноводства и удешевления стоимости производства продукции. На эти цели выделено 7,2 млрд тенге. Также почти 1,5 млрд тенге пойдут на удешевление гербицидов и биопрепаратов для обработки сельхозкультур.

На поддержку и развитие предпринимательства в следующем году в Павлодарской области направлено 2,6 млрд тенге. Это чуть больше 1% от общего бюджета области, в то время как на развитие физической культуры в регионе тратят в три раза больше – более 7,5 млрд тенге. Притом что помощь бизнесу предполагает возвратные средства. То есть по мере развития субъектов МСБ деньги возвращаются в бюджет в виде налогов.

«Областной бюджет, как и в предыдущие годы, полностью сохраняет социальную направленность. В новом бюджете значительно расширен социальный пакет для поддержки социально уязвимых граждан, включая многодетные семьи и инвалидов», – заявил аким Павлодарской области Булат Бакауов.

Руслан Логинов

Павлодарские чиновники не считают бюджетных средств

Дорого не значит хорошо.

20 Октябрь 2020 10:09 1003

Проектный офис «Ертіс – адалдық алаңы» сэкономил бюджетам Павлодарского региона почти 52 миллиона тенге. В рамках одной из своих задач – обеспечении открытости и масштабного общественного контроля за сферой государственных закупок – был проведен мониторинг портала «Интерактивная карта открытых бюджетов» на предмет рисков завышения цен при приобретении товаров, работ и услуг в государственных органах региона. И не ошибся. Выяснилось, что администратор бюджетных программ одного из районов области планировал закуп четырех офисных кресел на общую сумму 95 800 тенге, по 23 950 тенге за единицу. В итоге от кресел отказались. Сидеть теперь чиновникам на стульях. А бюджет сэкономил деньги, главное, чтобы их правильно потратили.

В другом случае администраторы бюджетных программ для своих подведомственных организаций планировали закуп по четыре зимних шины для легковых автомобилей. В первом случае речь шла о сумме 86 640 тенге, по 21 660 тенге за единицу. Во втором – 74 107 тенге, по 18 527 тенге за «обувь для колес». Проверяющие выяснили, что в интернет-магазинах средняя стоимость аналогичных шин составляет 14-15 тысяч тенге. Деваться было некуда, пришлось сократить расходы. Общая экономия бюджетных средств составила 51 820 тенге.

Дорогая офисная мебель просто карма павлодарских чиновников. В прошлом году на покупке эбеновой мебели для офиса за 6 млн тенге – двух столов, журнальных столиков и шкафа – погорел аким областного центра. Он лишился должности и подмочил репутацию. На этот раз нерачительных чиновников вовремя схватили за руку.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Уличное освещение городов ВКО подорожало?

Inbusiness.kz изучил закуп властями Усть-Каменогорска и Семея услуг «аренды системы уличного освещения» за 3,5 млрд тенге до 2022 года.

18 Октябрь 2020 13:56 3821

АО «Региональный центр ГЧП ВКО» вне конкурса методом закупа из одного источника получило право на оказание двум ключевым городам региона услуг по аренде систем уличного освещения. Бюджет потратит на эти цели в 2020-2022 годах суммарно 3,5 млрд тенге или по 1,16 млрд ежегодно, что заметно выше аналогичных трат прошлых лет.

Об этом в частности говорят траты на освещение в городе Усть-Каменогорск. Согласно данных электронного правительства, в рамках бюджетной программы на «освещение улиц и содержание сетей наружного освещения» из местного бюджета в 2014-2016 годах было направлено 387,3 млн, 420,2 млн и 555,4 млн тенге соответственно. При этом в 2016 году благодаря в рамках компенсации потерь местного бюджета, был выделен целевой трансферт из республиканского бюджета в 214,3 млрд тенге. Таким образом, чистые затраты местного бюджета скорректировались с 555,4 млн до 341,1 млн тенге.

Сколько же выделяет акимат в следующие три года? Только на освещение Усть-Каменогорска бюджет перечислит до 2022 года 2,2 млрд тенге или в среднем по 730 млн тенге ежегодно. Данных по Семею за прошлые года для сравнительного анализа на момент написания получить пока не удалось.

Что изменится в ближайшую трехлетку?

Согласно данным результатов госзакупа за прошлые года по услугам освещения в Усть-Каменогорске, основным поставщиком всегда являлось ТОО «Горсвет». В 2016 году компания заключила  договор на содержание сетей и текущий ремонт наружного освещения и оплату за электроэнергию уличного освещения на сумму 454 млн тенге, следует из результатов госзакупа; в 2017 году – 340 млн тенге; в 2018 – 571 млн тенге, тогда как  2019 – 424 млн тенге.

Как видим, госрасходы на услуги колебались в среднем на уровне 450 млн тенге. Теперь региональные власти могут потратить на аналогичные цели в 1,6 раз больше средств. Кто их получит? В этом году заказчик в лице Отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска заключил договор с АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО». Закупки проведены из одного источника.

Примечательно, что учредителем общества является ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования ВКО». При этом в перечень деятельности компании, по данным Министерства юстиции РК, входит консультативное сопровождение концессионных проектов и проектов ГЧП, управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе и прочие электромонтажные работы.

Договор заключен еще в марте 2020 года. Трехлетний бюджет на освещение улиц областного центра составит 2,2 млрд тенге. Из них на 2020 год предусмотрено свыше 691 млн тенге (более 596 млн тенге из областного бюджета); в 2021 году – более 811 млн тенге (84 млн тенге из местного бюджета, свыше 727 млн тенге из областного бюджета); в 2022 году – более 740 млн тенге (170 и 570 млн тенге соответственно).

По данным официального ресурса, оплата поставщику осуществляется с марта нынешнего года.  На сегодня выплачено более 374 млн тенге, из них 367 млн тенге за счет трансфертов из областного бюджета.

Точно также же договор с АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО» заключил Отдел жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции Семея. Основной договор заключен в мае 2020 года на сумму почти 1,3 млрд тенге.

На 2020 год по договору на услуги по аренде систем уличного освещения Семея предусмотрено 452 млн тенге (90 млн тенге из местного бюджета, свыше 362 млн тенге из областного бюджета). На 2021 год – 408 (90 и 318 млн тенге), на 2022 год – 418 млн тенге (90 и 328 млн тенге соответственно). Оплата производится с июня 2020 года. Всего оплачено свыше 170 млн тенге, из них за счет трансфертов из областного бюджета 129 млн тенге.

Как видим, если раньше акиматы напрямую заключали договора на оказание услуг у поставщика, то в следующие три года деньги будут идти через «дочку» акимата Восточно-Казахстанской области. 

Обслуживание и штрафы

В техспецификации указаны требования, которым должна соответствовать система уличного освещения «после завершения работ по проектированию-установке». Всего прописано порядка 40 требований к обслуживанию систем. Так, все элементы оборудования и коммутационных систем установок наружного освещения по типам, модификациям и параметрам должны соответствовать исполнительной документации и документации заводов изготовителей, количественные значения светотехнических показателей установок должны соответствовать нормативному уровню. Обязателен круглосуточный контроль за работой электроустановок уличного освещения, бесперебойное техническое обслуживание, периодически должны проводиться планово-предупредительные ремонтные работы.

Также в требования входят устранение повреждений, удаление сбитых опор с проезжей части и замена, снятие показании приборов учета и направление заказчику и энергопередающей либо энергоснабжающей организации.  Процент горения исправных светильников в установках наружного освещения должен быть не менее 95% на каждую точку питания.

Централизованная диспетчерская должна работать 24 часа в сутки и 365 дней в году, с телефонной, SMS линией для сообщений о неполадках на бесплатной основе. В течение часа требуется сообщать в городскую администрацию о незаконных электрических подключениях. Прописано, что доверенное имущество, машины и оборудование, должны использоваться с особой ответственностью и уходом, чтобы не допустить повреждений, чрезмерного износа или выхода из строя.

Также от поставщика требуется регулярное обслуживание и сервис механизмов и оборудования с ежемесячным подробным техническим отчетом о состоянии системы уличного освещения и обеспечение наличия у подрядчика единообразной чистой и опрятной спецодежды с логотипом фирмы подрядной организации.

При несоответствии техническим параметрам и характеристикам услуг предусмотрен штраф. К примеру, если не работает более 20 светильников на одну точку питания будет удерживаться 5% с ежемесячной суммы оплаты за услуги. Также штрафы могут быть за ненадлежащую эксплуатацию и обслуживание, превышение или смещение более чем на 15 минут утвержденного заказчиком графика работы уличного освещения и за нарушение сроков выполнения мониторинга и предоставления отчетов. Совокупный размер штрафов по всем нарушениям в месяц не может превышать 10% от суммы ежемесячной платы за обслуживание.

Отмечается, что в Усть-Каменогорске предоставляемая в аренду система освещения должна охватить 428 улиц, переулков. В перечне прописаны названия улиц и количество светильников. Итого, согласно техспецификации, в областном центре 16 603 светильников. Также в систему входят 214 шкафов управления, 12 трансформаторных подстанций, 4 точек подключения праздничной иллюминации. В Семее система должна охватить 140 улиц, 7659 светильников, 196 шкафов управления, 5 трансформаторных подстанции, 1000 праздничных иллюминации.

Брали кредит

Отметим, по состоянию на начало октября нынешнего года новые энергосберегающие лампы, приобретенные в рамках проекта модернизации систем уличного освещения на кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в Усть-Каменогорск и Семей еще не были доставлены.

По информации Информационного центра города Семей, товар в страну прибыл, но произошла задержка с поставкой в ВКО. Сообщалось, что аким Семея Ермак Салимов 1 октября встретился с представителями компании-подрядчика и обсудил сложившуюся ситуацию.

«Подрядчик проекта – компания «Everlight», субподрядчик – ТОО «Горсвет». Задержка поставки первоначально произошла из-за пандемии коронавируса, были проблемы с передачей документов от головной компании генподрядчика в местные компании банка Республики Казахстан. Задержка около месяца. Сейчас первый этап – это проектирование, оно уже подошло к концу. По графикам проектирования идем в норму. Светильники в РК уже пришли. Закупки произведены. Большой объем светильников у нас уже готов. Так как это проект ВКО на два города, такую же работу произведем и в Усть-Каменогорске. Замены светильников будут в двух городах, улицы у нас уже обозначены», – рассказал главный инженер проекта Станислав Пономаренко.

Напомним, что сумма кредита ЕБРР составляет свыше 3,4 млрд тенге под 4,25% годовых. Как сообщил inbusiness.kz управляющий директор ЕБРР по Центральной Азии Бруно Балванер во время встречи с акимом ВКО Даниалом Ахметовым в июне 2019 года, финансирование является долгосрочным, сроком до 10 лет, из которых три года составляет льготный период.

Планируется, что экономия электроэнергии от ламп «последнего поколения» составит до 60%. Inbusiness.kz продолжит отслеживать развитие событий и всех деталей вокруг данной бюджетной статьи расходов.

Жанар Асылханова, ВКО


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!