За последнюю неделю цены на социально значимые продукты питания стабилизировались в Восточном Казахстане. Но уже с 1 мая ожидают повышение цены на продукцию известной отечественной марки "Цесна" – макаронные изделия, муку, передает inbusiness.kz.
Естественно, оно произойдет не только в ВКО, но и по всему Казахстану. Впрочем, этот производитель муки и "макарошек" – ТОО JFood Kazakhstan (такое название получил концерн "Цесна Астык" с 5 января 2022 года) увеличивает свои цены в числе последних. И то потому что сдерживать их уже не может, объяснили в компании.
Условия рынка
"Да, мы сейчас просчитываем подорожание всей линейки нашей продукции ориентировочно на 12-20%, – объяснил inbusiness.kz управляющий по взаимодействию с государственными органами ТОО JFood Kazakhstan (концерн "Цесна Астык") Жомарт Мотышев. – Это справедливое и экономически обоснованное повышение. С самого начала пандемии мы придерживалась политики стабилизации цен на продукцию и не сокращали производство, обеспечили исполнение всех своих социальных обязательств. Тот период был сложный, но мы не остановились, удерживали сотрудников, и цена с того момента не поднималась. А в сентябре прошлого года мы повысили на 15% зарплату своим сотрудникам – у нас их больше 700 человек. Но параллельно повышается цена на сырье: только с января 2020 года по январь 2021-го пшеница подорожала на 20%, ее рост не остановился в 2022 году. Сейчас цена пшеницы на рынке – по 165 тыс. тенге за тонну. Сдерживать цены у нас уже нет возможности. К этому увеличиваются цены на аренду помещений, логистику, упаковочные материалы, вспомогательные производства. Такая ситуация не только в нашей компании, но и у всех мукомолов. Хлеб – это социально значимый продукт, но цена на него будет расти вследствие рыночных условий".
Увеличиваются расходы бизнеса
На уходящей неделе в Усть-Каменогорске уже подорожало мороженое "Эмиль" – на 17%, часть российской "кондитерки" под брендом "Яшкино" – на 26%. Это чипсы, печенье, конфеты. По 100 тенге за килограмм прибавили в цене отечественные полуфабрикаты – пельмени.
Как рассказал глава Ассоциации торговых предприятий РК по ВКО Владимир Бердник, тенденции таковы, что дорожает продукция, которая приходит из России, Белоруссии.
"Они там постоянно цену накидывают. Продукты в целом дорожают за счет увеличения расходов предпринимателей: СНТ в больших компаниях стало сложно подтверждать, транспортные расходы выросли, но это в основном на товар, который завозят из стран ЕАЭС. Еще на цены влияет сезонность, – объясняет общественник. – Мы заметили также, если белорусская колбаса подорожала, то и наши производители начинают цены на нее поднимать. С сахаром в магазинах у дома по-прежнему проблема. Его нет на фирмах официальных представителей, на оптовках есть, но без документов. Поэтому владельцы магазинов у дома стараются его не брать. Думаю, кто-то эту ситуацию использует в спекулятивных целях".
Впрочем, в отделах на розничных рынках сахар уже стал появляться по 650 тенге за килограмм. На оптовых рынках кило сладкого продукта можно приобрести даже по 580 тенге в розницу, а если покупать мешок сахара, то он обойдется в 570 тенге, объяснили продавцы известной в Усть-Каменогорске "оптовки" на улице Мызы.
На уходящей неделе опять стали заметны "всполохи пожара" – споров, которые регулярно возникают между предпринимателями – владельцами магазинов у дома и акиматом Усть-Каменогорска. В местной газете, а следом и в Instagram появилась информация под заголовком "В Усть-Каменогорске 10 магазинов у дома искусственно завышали цены". В ней речь идет о том, что в областном центре "жители жалуются, что в магазинах у дома товары реализуют по завышенной стоимости, в акимат поступило 10 обращений от граждан, пять предпринимателей понесли наказание по итогам проверки".
"Мы бы узнали в своих группах мессенджеров, что кого-то оштрафовали, но такой информации нет. Не исключаю, что местные исполнительные органы вводят население в заблуждение. Показывают, что работают, держат цены под контролем. Какие магазины они наказали и как, хотелось бы знать", – высказался Владимир Бердник.
Но руководитель отдела предпринимательства и сельского хозяйства города Усть-Каменогорска Гасан Турганбаев заверил, что "мониторинг магазинов в городе проводят ежедневно". По его словам, мониторинговые группы собраны из числа общественников, местного самоуправления, депутатов, партийцев, и эта работа мониторинговых групп ведется по указанию акима ВКО с 1 февраля 2022 года по сегодняшний день.
"Главная цель мониторинговых групп – разъяснения о 15% предельной надбавке на 19 наименований социально значимых продуктов питания (СЗПП) - это то, что по закону регулируется. На все остальное, согласно законодательству о торговой деятельности, предприниматель самостоятельно назначает цену. Наша цель – не наказывать, а разъяснять, поскольку в Казахстане до 1 января 2023 года введен мораторий на проверки малого бизнеса. Несмотря на то, что мониторинговые группы прошли магазины у дома по третьему кругу, нарушения все равно фиксируются. Там, где возможно, они устраняются на месте. Однако с февраля текущего года в Усть-Каменогорске жители города стали сами писать заявления в местный исполнительный орган о том, что в таком-то магазине завышается торговая надбавка на социально значимый продукт".
Вот с того момента, объясняет Гасан Турганбаев, от горожан в отдел предпринимательства поступили 10 таких заявлений – с указанием названия магазина, ИИН или БИН компании, приложенным чеком. Люди предположили, что торговая надбавка оказалась выше положенной в 15% на некоторые СЗПП. По пяти таким заявлениям, заверил Гасан Турганбаев, проверку уже провели, было установлено, что в этих магазинах завышали цену на подсолнечное масло, гречку, сахар. Предпринимателям на первый раз сделали предупреждение. Если нарушение повторится в течение года, то тогда для малого бизнеса предусмотрен штраф в 10 МРП, объяснили в акимате.
На вопрос inbusiness.kz, почему местные исполнительные органы проверяют только магазины у дома, но не крупные продуктовые центры, Гасан Турганбаев заверил, что "их тоже проверяют, но они, как правило, осведомлены о предельной 15%-ной надбавке и цены держат".
"Надо также понимать, что, например, регулируются цена на молоко 2,5% жирности в мягкой упаковке, это же касается и кефира. Молочная продукция в твердой упаковке уже не входит в категорию социально значимой продукции. Регулируется цена на наборные куриные яйца первой категории, весовые макароны, рассыпную бакалейную продукцию, если это куриная продукция, то на тазобедренную берцовую часть", - привел пример Гасан Турганбаев.
Крупные оптовые поставщики, от которых, по его словам, " цена и пляшет", -это уже уровень проверок антимонопольщиков. На их цены акимат оказывать влияния не может.
"Но мы там как наблюдатели, чтобы понимать, как формируется цепочка ценообразования, - объяснил Гасан Турганбаев. – Что касается магазинов у дома, то в Усть-Каменогорске их больше 900. Мы не считаем их деньги, это не наша цель. Пусть работают в доход, развиваются и обеспечивают рабочими местами, платят налоги. Мы лишь просим держать накрутку в 15% на 19 наименований. Причем многие магазины продают социально-значимые продукты всего по двум-трем наименованиям. На все остальное мы не просим цену регулировать".
Ранее Владимир Бердник отмечал, что, по его информации, 80% магазинов у дома выполняют эти требования о 15% торговой надбавке на СЗПП.
Ольга Ушакова