Более 1200 предпринимателей Костаная получили счета на оплату налога на наружную рекламу вместе с пеней в июне и августе 2020 года. Разбег сумм от десятка до нескольких сотен тысяч тенге. Многие подчеркивают, что предписаний, предупреждений или визитов контролирующих органов с проверкой никто не видел.
Как рассказала предпринимательница Татьяна Антонинова, у нее просто арестовали счета, о чем пришло извещение из банка. Девушка, будучи участником госпрограммы, выплачивает кредит и ежемесячно берет справку об отсутствии налоговой заложенности, которую предоставляет в банк.
"26 июня в "Кабинете налогоплательщика" беру справку об отсутствии задолженности. 29 июня мне звонят из банка и говорят, что у меня долг по налогу на рекламу в размере 15 тыс. тенге плюс пеня 1500 тенге. Стала выяснять. Оказалось, что в декабре 2019 года была проверка, налог начислен по ставке 2019 года и с того же периода идет пеня. То есть 26-го числа не было долга ни по одному налогу, а 28-го уже с пеней", – отметила предпринимательница.
Тогда ей пришлось оплатить долг, чтобы разблокировали счета компании. Предпринимательница попыталась разобраться в ситуации, но отдел архитектуры, выставивший долг по налогу на наружную рекламу, не отреагировал на обращение. Письма через портал egov.kz в адрес акимата города, прокуратуры и департамента госслужбы в июле повлекли реакцию в виде формальных, по мнению предпринимательницы, ответов. Разбираться в причине начисления налога на наружную рекламу никто не стал. Татьяна Антонинова рассказала, что вывеску после июньского начисления налога тут же сменила, оставив лишь название и вид деятельности. Однако в сентябре она вновь получила извещение из банка. Счета вновь заблокировали из-за долга по налогу за наружную рекламу. И вновь с пеней. На этот раз заплатить пришлось 50 тыс. тенге.
Подобные извещения в августе и сентябре пришли 1200 предпринимателям Костаная. Некоторым выставили счета по несколько сотен тысяч тенге. На этот раз история получила широкую огласку.
Предприниматели рассказали, что у некоторых из них вывесок нет вовсе. То есть помещение в торговом центре они арендуют, однако на улице никакой информации о своем отделе/салоне не размещают. Есть случаи, когда плату начисляли за размещение не объемных букв, а баннеров с названием и видом деятельности. Также зафиксированы факты начисления налога за чужую рекламу.
Причиной массового начисления налога на наружную рекламу стала проверка ревизионной комиссии, которая состоялась в декабре 2019 года. Тогда контролеры посчитали, что отдел архитектуры недостаточно активно работает по сбору этого вида платежей. Городской отдел архитектуры получил предписания и поспешил устранить эти "нарушения".
Лишь в сентябре, после того как проблема приняла массовый характер и вызвала недовольство сотен предпринимателей, в ситуацию вмешалась Палата предпринимателей Костанайской области. Эксперты НПП подтвердили правоту владельцев вывесок.
"По закону госорганы должны были провести профилактический контроль с посещением объектов, результатом которого должны были стать рекомендации. На основании этих рекомендаций предприниматель мог либо устранить нарушения, либо подать на них возражение. Однако такой возможности субъектам бизнеса не предоставили", – отметили юристы Палаты предпринимателей.
Как получилось?
Эксперт палаты Жибек Сеитова отметила, что в ходе разбирательства появились основания полагать, что профилактический контроль проводился без посещения объектов. Начисление налога произошло только на основании результатов аудита ревизионной комиссии по Костанайской области. То есть в налоговую службу были направлены непроверенные данные, а предпринимателей лишили возможности устранить нарушения.
По закону после профконтроля предпринимателям должны направить рекомендацию в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений и вручить лично под роспись. Дальше у предпринимателя есть два варианта: либо направить возражение в течение пяти рабочих дней, либо исполнить рекомендацию за 10 рабочих дней.
Череда встреч специалистов НПП, предпринимателей и акимата привела к тому, что власти приняли решение аннулировать долг по рекламному налогу.
"Принято решение о создании рабочей группы с участием представителей НПП "Атамекен" и уполномоченным органом в сфере размещения визуальной рекламы. Цель данной группы – отработать с каждым предпринимателем, размещающим наружную рекламу/вывеску, на приведение в соответствие с законодательством РК. Принято решение отделу архитектуры и градостроительства отозвать с управления государственных доходов ранее поданные сведения о лицах, разместивших объекты наружной визуальной рекламы, за период с декабря 2019 года по июль 2020 года. Таким образом, начисление налогов за размещение наружной рекламы будет производиться только после выезда рабочей группы. Акимат города Костаная приносит свои извинения за причиненные неудобства", – прокомментировали ситуацию в администрации областного центра.
В акимате также пообещали, что письма об отзыве налогов на наружную рекламу в управление госдоходов Костаная направят в течение нескольких дней. Предприниматели ожидают, что в графе "долг по налогам" у них появятся нули до 2 октября. Тем, кто уже оплатил налог, чтобы разблокировать счета, необходимо будет написать заявления в налоговые органы на возврат уплаченных средств.
Также стало известно, что в отношении руководителя отдела архитектуры возбудили дисциплинарное дело. Об этом сообщил заместитель руководителя департамента госслужбы Костанайской области Ерлан Салыкбаев.
"Дело было возбуждено по факту нарушения законодательства о госслужбе, выразившемся в явном воспрепятствовании предпринимательской деятельности. В настоящее время проводится служебное расследование. Итоги расследования будут готовы в течение 15 дней. Планируем в первой декаде октября принять окончательное решение на заседании совета по этике", – пояснил Салыкбаев.
В ближайшее время в Костанае создадут рабочую группу, которая будет проводить проверки на бизнес-объектах и фиксировать наличие рекламы. Как оказалось, имеется немало разночтений в трактовке статей Закона "О рекламе" в части определения вывесок и рекламы. Об опасности возникновения разночтений работники сферы наружной рекламы говорили еще полтора года назад, когда изменения в закон только внесли. В акимате решили разработать документ, который позволит избежать повторных ошибок в ходе проверок. Чтобы исключить нарушение прав бизнеса, в рабочую группу по проверке объектов на предмет размещения именно наружной рекламы войдут представители Палаты предпринимателей Костанайской области.
Анализируя ситуацию, можно сказать, что такого развития событий можно было бы избежать. Ведь предприниматели направляли официальные письма в акимат и другие компетентные органы еще летом, однако не получили соответствующей реакции.
Татьяна Шестакова
Подпишитесь на наш канал Telegram!