В программе "Время говорить" обсуждали вероятность качественных изменений в экономике страны при работе нынешнего состава кабмина. Увы, все участники программы сошлись во мнении, что на чудо надеяться не стоит.
Inbusiness.kz приводит текстовую версию фрагмента дискуссии.
Данил Москаленко:
– Господин Нуртазин, Ваше отношение к тому, что финансовый блок правительства не поменялся.
Ануар Нуртазин, экономист:
– Отношение, наверное, не то чтобы негативное, но и не то чтобы положительно. Потому что те проблемы, которые были в прошлом году поставлены, и глава государства говорил, что это временное правительство, ни одна из тех макрозадач решена не была. Более того, те шоки, которые были, они воплотились в самом негативном сценарии: мы получили инфляцию двухзначную, мы получили то, что у нас крайне резко произошла дифференциация по доходам среди населения, мы получили большой ущерб для бизнеса. И мы увидели, что бизнес практически не инвестировал в собственную инфраструктуру, остановки ТЭЦ и так далее.
Нуртазин также напомнил ситуацию с дефицитом сахара, отметив, что "мы не можем производить свеклу. Говорить о чем-то высокотехнологичном не имеет даже смысла. Те же люди будут решать те же проблемы, наступая на те же грабли".
Данил Москаленко:
– Скажите, пожалуйста, можно ли считать это наследием этого кабинета? Ведь фактически нам досталось – и этому кабинету Смаилова – вот такое хозяйство.
Ануар Нуртазин, экономист:
– Мы всегда пытаемся говорить мягче, мы всегда пытаемся их как-то обелить. Но это неправильная политика. Фактически в этом направлении мы идем по стопам северного соседа, когда правительство не меняется годами. Опять-таки вернемся к той лучшей практике, что есть в мире. В Великобритании премьер-министр не справился с экономикой меньше двух месяцев, и вон из кабинета. По собственному желанию. Более того, вчера мы слышали уже от нашего премьер-министра, что инфляцию он снизит в два раза. При этом фактически это около 10%. А сегодня повышение дизельного топлива будет около 20% и на бензин 11%. Разумеется, это выльется в мультипликативный эффект, и у нас будет все постатейно увеличиваться.
Данил Москаленко:
– Господин Косанов, Ваше мнение, как политика. Как Вам новый кабинет?
Амиржан Косанов, политик:
– Если у нас действительно слышащее государство, то президент должен был знать, что рядовые граждане задаются вопросом: а кто довел до ручки экономику страны, кто привел к этой двухзначной инфляции, кто привел к росту тарифов? Это же самое правительство. Если президент созвал бы... я бы не назвал это правительством народного доверия, но были бы действительно профессиональные, компетентные чиновники, представители гражданского общества, которые имеют альтернативные взгляды. Было бы сформировано новое правительство. Я думаю, что среди 20 миллионов казахстанцев нашлось бы 20 спартанцев, которые могли бы расчистить Авгиевы конюшни. Но этого не случилось.
Данил Москаленко:
– Господин Кастаев, мы сейчас видим, что у нас довольно-таки неповоротливая экономика, которая не справляется с социальной нагрузкой. Мы видим системные проблемы. Растет у нас внешний долг, плюс мы постоянно заглядываем в Нацфонд и даже сейчас нарушаем бюджетное правило: хотели в этом году не лезть туда, но лезем. У вас есть ощущение того, что будут большие изменения и мы немножко сместимся в сторону качественного развития?
Мурат Кастаев, экономист:
– К сожалению, у меня таких ожиданий нет. Потому что глобально в нашей стране ничего не поменялось. Первым разочарованием были сами парламентские выборы, которые показали, что реальная оппозиция туда не прошла. Соответственно, какого-то контроля со стороны парламента за правительством, за реализацией поручений президента не будет. Вторым разочарованием стало формирование правительства. Очень сложно представить, что с сегодняшнего дня они внезапно проснулись другими людьми и начнут работать иначе.
Продолжение дискуссии можно посмотреть по ссылке.
Читайте по теме:
Кабмин усилили кадрами: что думают политологи о кадровых перестановках
Алихан Смаилов поручил пересмотреть жилищную политику с акцентом на нуждающихся
Наше дешевое топливо работает на экономику других стран – премьер о повышении цен на ГСМ