DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 286,33 Brent 36,55
Национальный костюм – философия моды

Национальный костюм – философия моды

Дизайнер из Мангистау за 20 лет создала более 3 тысяч эксклюзивных костюмов.

25 Март 2017 19:02 9547

Национальный костюм – философия моды

Автор:

Елена Калинина

20 лет назад Тарбия Айдынбаева открыла швейный цех в городе Актау, взяв за основу идею возрождения забытых традиций в одежде и их популяризацию. Сейчас это большой салон с богатым ассортиментом по выпуску национальных костюмов, музейных экспонатов, верхней одежды из каракуля местного производства. Современный национальный костюм, по мнению дизайнера, это не просто красивое одеяние, а философия моды.

На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Шика добавляли элементы отделки: пуговицы, расшитые пояса, орнамент, вышивка, многочисленные украшения, ювелирные изделия, присутствие меха. Примечательно, но в Мангистау процесс создания национальной одежды никогда не отрывался от исторических корней.

«Именно поэтому сейчас, как и раньше, по национальному одеянию местной девушки можно узнать, как из раскрытой книги, все о роде-племени, положении семьи, статусе девушки, возрасте, образовании… По-прежнему используются как традиционные материалы, которые казахи и раньше изготавливали сами, – кожа, мех, тонкий войлок, сукно, так и привозные – парча, бархат, плюш, шелк. Нашим салонам ткани поставляют из Арабских Эмиратов и Кореи. Появилось новое оборудование, открылись огромные возможности для отделки, однако процесс создания одежды во многом остался неизменным – ручной труд по-прежнему в чести. Что действительно изменилось, так это рынок: приобрести и заказать можно все, что захочется. И последнее – самое важное. Раньше национальное платье, сшитое из зарубежной ткани с богатой отделкой, было доступно отдельным лицам, а сейчас – каждой девушке. Хотя всегда могут быть индивидуальные заказы и экземпляры с высокой стоимостью, где для украшения используются, например, натуральные камни или стразы Swarovski большого размера», - рассказывает Тарбия Айдынбаева.

За годы работы ею было создано несколько тысяч эксклюзивных моделей. А подсчитать количество выпущенной продукции сложнее, ведь по одному лекалу шьются сразу 10-70 костюмов для оркестров, танцевальных и театральных коллективов, в среднем за 20 лет это порядка 3 тысяч. Заказчиками из одного только города Актау являются танцевальная группа «Жорга», фольклорный ансамбль «Акжарма», для которых много лет подряд шьются сценические костюмы, оркестр народных инструментов имени Абыла Таракулы, духовой, камерный, симфонический, фольклорный оркестры, городской хор, Актауский колледж искусств, музыкальная школа. Здесь шили костюмы для этнокультурных центров Ассамблеи народа Казахстана, известных артистов. К дизайнеру обращаются из районов Мангистауской области – оркестр и танцевальные коллективы городов Форт-Шевченко, Шетпе, Бейнеу, а также коллективы из Атырау, Кульсары.  

Два года назад, по словам предпринимательницы, большая часть технологического оборудования в салоне была заменена. Появились швейные машины для пошива эксклюзивных моделей, тонких и толстых изделий, коверлоки и оверлоки, пресс, оборудование для влажно-тепловой обработки. Особо она отмечает лазерное оборудование для изготовления орнаментов, швейную машину для вышивания. Вообще, именно орнамент – исторически верный, искусно выполненный, богато декорированный – гордость дизайнера.

«Каждый костюм мы орнаментируем национальными узорами. Понимаете, орнамент выполняет роль оберега, это не просто линия или завитушка, это история. У каждого рода она своя. Украшаем орнаменты камнями из цветного стекла, натуральными камнями – это бирюза, коралл, жемчуг. И еще одно отличие нацкостюма мангистауского региона – метод ильме, которым вручную расшивается платье и платок. Мы пытались облегчить методологию вышивки, найти другие способы, не получилось. Нет другой технологии и оборудования, которые могли бы его заменить, ни принтованные ткани, ни швейные машинки, ни компьютерная вышивка», - рассказывает она.

В рамках 20-летия работы салон Тарбии Айдынбаевой организовал социальный проект – реалити-шоу по обучению 10 девушек дизайнерскому искусству. По местному телеканалу «Казахстан-Актау» на все города и населенные пункты региона транслировалась телевизионная версия реалити-шоу. Девушек обучали не только искусству работы с орнаментом и пошиву одежды, но и изготовлению приданного для девушки (шымылдык, коржын, скатерти для стола, постельные наборы, корпеше, подушки) для того, чтобы они могли найти работу себе и даже создать дополнительные рабочие места в будущем.

Сейчас швейный цех стал предприятием с салоном готовой одежды. Еще один швейный цех функционирует в городе Алматы. Третий, напротив ЭКСПО-центра, открывается в Астане, где в прошлом году дизайнер провела показ новой коллекции.

Объекты работают в нескольких направлениях. Первое: работа с объектами культуры – восстановление музейных экспонатов, пошив занавеса для театров, филармоний, колледжей искусств и так далее, а для их артистов – фольклорные, исторические, концертные, стилизованные костюмы. Второе: пошив одежды – национальной, повседневной, свадебных комплектов. Третье – пошив верхней одежды, а именно каракулевых изделий. И это достаточно интересно, потому что пошивом шуб и полушубков из шкур местного производства и запуском их в массовое производство ранее никто не занимался.

«С прошлого года начали поставлять сырье местные мастера из села Сенек. Они обрабатывают каракуля давно, с советских времен, так что база знаний есть, работа выполняется профессионально, стоимость шкурок не очень высокая. Химикаты, которыми они пользуются, нам знакомы, но поскольку готовое изделие выдаем мы, нами выполняются дополнительные процедуры, чтобы гарантировать качество пошитого изделия. Каждую шкурку обрабатываем спиртом, заново растягиваем и прокладываем материалом. Это не остатки, а цельные шкурки разного размера. Лекала у нас профессиональные, спрос на продукцию есть, поэтому мы подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Теперь нам ежемесячно будет поставляться не менее 300 шкурок. Уже готовим коллекцию на следующий год из каракуля и постараемся выпустить ее в массовое производство», - рассказал дизайнер.

Елена Калинина, Актау

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Катарский дизайнер: «У моды нет границ»

Дизайнер из Катара продемонстрировала казахстанцам арабскую моду. 

19 Август 2017 11:52 16619

Катарский дизайнер: «У моды нет границ»

Уадхи Али Ас-Сулейти – лауреат первого Арабского форума женщин-предпринимателей и Арабского женского союза, художница и дизайнер. Провела более семи персональных показов по всему миру. Однако в Казахстане оказалась впервые – благодаря «Экспо».

Коллекция одежды, которую она привезла показать столичной публике, это традиционные платья ярких расцветок, выполненные из тончайшего шелка: «Ал-Абайя», «Ан-Нагза», «Ал-Муфаххах», «Ад-Дароа», «Ал-Бахнак» и другие.

«Для меня большая честь поделиться красотой арабских женщин, культурой нашей одежды и украшений с казахстанцами и гостями международной выставки «Астана Экспо-2017». Сегодня мы показали 10 современных традиционных платьев из последней коллекции. Здесь собрано столько культур и наций, и это восхитительно – знать, что для моды нет границ! Спасибо Казахстану за гостеприимство!» – отметила Уадха Али Ас-Сулейти.

Отметим, традиционная национальная одежда катарцев, как и культура, отражает развитие товарных отношений с приграничными государствами и морских торговых путей. Поэтому она очень схожа с модой соседних стран.

В каждой вещи из коллекции дизайнера прослеживаются арабские мотивы и характерные стране растительные орнаменты. Примером для золотых орнаментов последней коллекции Уадхи Али Ас-Сулейти стали звезды и небо, а также резные деревянные и гипсовые росписи древних зданий.

Отметим, дизайнер сотрудничает с государственными и частными культурными фондами, выставками искусств и галереями, владеет творческими мастерскими, участвует в качестве организатора и жюри в различных конкурсах и премиях, ведет обширную общественную и благотворительную деятельность.

Анна Терещина

Возраст ничто - формы все

Фестиваль Plus size week fest – 2016 прошел в Санкт-Петербурге, где казахстанскую моду размера Size plus представляла дизайнер из Павлодара.

06 Октябрь 2016 10:12 9183

Возраст ничто - формы все

В этом году фестиваль расширил границы, превратившись из местечкового в международный. Гостям были представлены коллекции широкого спектра - от нижнего белья, до шуб и украшений. Были известные дизайнеры, среди которых достаточно уверенно чувствовала себя и павлодарка Светлана Коновалова со своей коллекцией. Каждый участник должен был отшить коллекцию на конкретный размер манекенщиц. Самый большой размер, который сделали павлодарские мастерицы - 64.  

«Несмотря на то, что мы работаем с разными размерами, для нас это был некий вызов. Одно время у нас было большое количество индивидуальных заказов именно в этом формате. Сейчас мы больше ориентированы на массовую продажу, покупатель стал аморфным, он хочет прийти, купить готовую вещь и уйти довольным», - говорит Светлана.

В Питер отправилось две коллекции по десять вещей в каждой. Первая – классика, именно в такой манере чаще работает павлодарский дизайнер, вторая – оver size, бохо. Оверсайз — это стиль одежды свободного кроя, которая значительно, на размер или два, велика своему хозяину. Сегодня многие марки брендовой одежды намеренно создают одежду, которая выглядит чрезмерно большой. В женском образе, особенно популярными считаются бомберы, джинсы и рубашки, взятые у бойфрендов. 

«Пятьдесят «плюс» - это интересное направление. Женщинам с нестандартными формами сложно подобрать на себя одежду в магазинах. Она, конечно, есть, но ведь хочется, чтоб она украшала, а не просто прикрывала тело. И знаете, на фестивале, модели с объемом бедер 120 сантиметров, смотрелись шикарно. Самое интересное, что были представлены самые разные стили. Классика, это понятно, можно выглядеть элегантно. Но оверсайз! Есть стереотип, что летящая одежда только для девушек 42 размера. На таких - все хорошо сидит. Фестиваль опрокинул все стереотипы, когда женщина дородная одевает летящие вещи, смотрится шикарно», - говорит Светлана.

Раз петелька, два петелька
Светлана рукодельем занималась всегда, со школы. Вязала, сначала на спицах, затем купила примитивную машинку и начала делать первые заказы на ней. В какой-то момент решила расшириться, нашла профессионалов. В результате более десяти лет назад была организована творческая мастерская «Софья», ориентированная на работу с трикотажем. Особенность ее моделей - различные отделки, сделанные бисером, валянием. Причем, каждую вещь шьет один мастер от начала и до конца. Технический прогресс не стоит на месте. Все это время в мастерской работали на советских вязальных машинах. Но чтобы выйти на новый, более качественный уровень, необходима современная техника. И такая возможность появилась.

«Первоначально рассчитывала на кредит в банке через «Даму», там очень выгодные условия. Подготовили все необходимые документы, прошли все инстанции, но в результате кредит мы так и не получили, в последний момент нам предложили невыгодный для нас процент. У меня все просчитано, так что позволить себе иной финансовый расклад, не могла. Пришлось срочно изыскивать деньги, так как оборудование было уже заказано», - говорит бизнес-вумен.

Сегодня основой поток торговли проходит через интернет – это держит предприятие на плаву. На Казахстан, по словам женщины, приходится всего 5% от общего объема продаж. Основные покупатели проживают в Москве, немного меньше в Питере и других городах России. Среди покупателей дальнего зарубежья – Австралия, Лос-Анжелес, Германия, Тель-Авив. Все покупатели русскоязычные. Как отметила Светлана Коновалова, основная часть из них не может подобрать себе одежду в магазине, так как торговля больше ориентирована на хрупких покупательниц, вторая часть – желает эксклюзивных вещей.

При этом Светлана Коновалова отмечает, что с удовольствием бы продавала свою одежду в казахстанских магазинах. Тем более, у нее есть, что предложить женщинам.

«Планирую открыть торговую точку в Павлодаре. От государства хотелось бы помощи в рекламном плане. Свободных денег у малого бизнеса на это просто нет. В прошлом году мы подписали договор с «Универмаг.kz», но пока ни одной вещи не отвезли, было слишком много работы по заказам. Тем не менее, от этой идеи не отказались, планируем вывести туда свою коллекцию в октябре-ноябре. Но предварительно, хочу познакомиться с тем, как там идет реализация, что выставлено. К сожалению, никакой информации, откликов о магазине нет, было единственное сообщение о его открытии и все».

Главное – участие
Среди участков фестиваля в Санкт-Петербурге, Казахстан представляла лишь компания Светланы Коноваловой.

«Почему не было других казахстанецев? Надо признать, что легкой промышленности в Казахстане, практически, нет. Таких, как мы, скорее по пальцам можно пересчитать. Если говорить более узко, то тех, кто занимается трикотажем в широкой гамме: от кардиганов и платье до пальто, практически нет. Да что там говорить, сегодня и работать у нас не с чем, все сырье завозное. Единственный кустанайский камвольно-суконный комбинат, занимавшийся от выделки пряжи до готовой продукции в Казахстане, с которым мы работали, и то перестал существовать».  

Из Санкт-Петербурга предпринимательница привезла диплом и новые связи. Представленные ею коллекции не остались незамеченными. Были сделаны интересные предложения, осталось их только реализовать. Сейчас Светлана Коновалова подумывает о том, чтобы ее русскоязычный интернет-магазин «освоил» и английский язык.

Марина Попова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: