Нацкомпании не вписываются в российскую программу экспортного кредитования

Алексей Банцикин Алексей Банцикин
8955

Программы поддержки бизнеса "Российского экспортного центра" нуждаются в адаптации.

Нацкомпании не вписываются в российскую программу экспортного кредитования Фото: Алексей Банцикин

Российским банкам и институтам поддержки экспорта-импорта стоит пересмотреть принципы оценки компаний-потенциальных заемщиков. Об этом на открытии "Российского торгового дома" (представительства АО "Российский экспортный центр") в Астане заявил представитель компании "РУСАЛ" в Казахстане Василий Смирнов.

Открытый 30 мая в Астане Торговый дом "Российского экспортного центра" намерен внедрить программу широкого кредитования приобретения техники с клеймом "Made in Russia".

"Наша основная цель - найти для российских экспортеров казахстанских покупателей", - пояснил журналистам управляющий директор АО "Российский экспортный центр" Константин Евстюхин.

По его словам, центр может предоставлять кредит как непосредственно казахстанскому покупателю, так и казахстанскому банку для последующего кредитования поставок российской продукции.

"В Российской Федерации действует программа субсидирования процентной ставки для такого экспортного кредитования, в результате которой наш "Росэксимбанк", входящий в группу компаний "Российского экспортного центра", предлагает очень конкурентные процентные ставки для казахстанских покупателей несырьевой продукции… Это очень востребованный инструмент. Если говорить в валюте, то это от 1 до 4 процентов годовых, в зависимости от условий контракта. Если говорить в рублях - это 5-8 процентов годовых, что очень конкурентно на внешнем рынке", - подчеркнул представитель российского института поддержки.

Одной из приоритетных целей торгового дома является стимулирование казахстанских и российских компаний к промышленной кооперации с последующим экспортом своей продукции в третьи страны. Поэтому ставка делается на поставки российского оборудования и машин в Казахстан.

 "Это тема автомобилестроения, транспортного машиностроения, железнодорожного машиностроения, топливно-энергетического комплекса – продукция, конечно, не сырьевая… Тема химической промышленности тоже довольна востребована и потенциально интересна", - заявил Константин Евстюхин.

Примечательно, что Казахстан несколько не вписывается в сложившиеся представления о российской торговле, так как 90 процентов российских поставок сюда – товары несырьевого сектора. Российский представитель упомянул, что в проектном портфеле центра находится несколько заявок, поступивших от совместных казахстанско-российских предприятий. И центр готов оказать им всестороннюю поддержку, включая тендерное сопровождение.

"Сейчас у нас в проектном портфеле порядка 50 проектов на рынке Казахстана, общим объемом порядка 280-290 млн долларов", - указал Константин Евстюхин.

 "Нужно чуть-чуть пересмотреть подходы к оценке потенциальных заемщиков в Казахстане, потому что стандартный финансовый европейский подход здесь не работает", - считает Василий Смирнов.

Компания "РУСАЛ", являясь крупнейшим производителем алюминия, включает машиностроительный дивизион, входящий в корпорацию "Базовый элемент". Машины ГАЗ, УАЗ, "Газель", дорожно-строительная техника и пассажирские автобусы собираются на совместных российско-казахстанских предприятиях и широко представлены на казахстанском рынке. Однако вопрос финансирования их покупки, а именно эту услугу предлагает казахстанцам "Российский экспортный центр", требует практиковать более гибкий подход к кредитованию.

"Та же наша "Газель", в основном, продается в розницу. Покупатели - малый бизнес, частные лица и достаточно ограниченное количество корпоративных клиентов. Надо каким-то образом доводить это финансирование (кредитование покупки российской техники – прим.авт.) вплоть до физического лица через банк, через лизинговые компании. Эту часть работы нужно контролировать не до банка, а до клиента", - пояснил представитель "РУСАЛа".

При этом эксперт подчеркнул, что, учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию, кредиты должны предоставляться на условиях, выгодных для заемщика.

"Нужно смотреть, чтобы ставки соответствовали условиям бизнеса, и не только в финансовом смысле, но еще и в части соответствия этого бизнеса правилам, которые вы предъявляете к заемщику" - подчеркнул россиянин.

Эксперт также затронул проблему финансовой поддержки закупа техники российского производства со стороны казахстанских квазигосударственных компаний, занимающих высокую долю в экономике Казахстана. По его словам, российские кредиторы оставляют этот сектор без внимания из-за невозможности дать твердую оценку активов.

"Невозможно оценить государственную компанию с точки зрения бизнеса. Она не коммерческая. Вы ее никогда не оцените. Но в Казахстане очень большая часть экономики в госсекторе – это чисто казахстанская фактура… И они очень зависимы от бюджетных правил. Например, крупная компания "Самрук-Казына" в части принятия решений по закупке подчиняется бюджетным правилам, определяемым правительством страны", - указал эксперт.

Он обратил внимание на процесс трансформации, который сегодня переживают компании, входящие в холдинг "Самрук-Казына". Этот процесс характеризуется слиянием многих компаний.

"В итоге на рынке останется шесть-семь крупных компаний – наших потенциальных потребителей", - заметил Василий Смирнов.

По его мнению, проблему доступа казахстанских квазигосударственных компаний к российским инструментам поддержки можно было бы решить в рамках казахстанско-российского делового совета. В этом случае, российская сторона могла бы взять на себя обязательство через институты поддержки прокредитовать поставки техники, а казахстанская – заложить в бюджете компаний сумму, необходимую на проведение этих сделок. Помощь в реализации этой схемы могло бы оказать российское торговое представительство.

Отдельная тема – финансирование закупок машинокомплектов российского производства, производимых совместными сборочными предприятиями на территории Казахстана. По словам Василия Смирнова, казахстанские банки опасаются кредитовать эти операции в виду падения рынка автомобилестроения.

"Это очень серьезная тема. Ее надо отрабатывать как совместно с банками, так и с машиносборочными предприятиями. Мы уже направляли свои предложения в рамках предварительной работы. Но я думаю, что эта тема интересна не только нам, но и многим российским компаниям, которые развивают здесь в Казахстане свои совместные предприятия. Поучаствуйте в этом! Это пойдет на пользу развития не только российского, но и для казахстанского бизнеса", - заключил российский эксперт.

Тему доступности мер поддержки развил директор представительства АО "Ростсельмаш" в Казахстане Андрей Колесников. Компания - крупнейший производитель сельскохозяйственной техники давно освоила этот сегмент казахстанского рынка, наладив здесь сборку комбайнов "Вектор". Но, осуществляя экспорт этой продукции в Россию, не может рассчитывать на поддержку со стороны "Российского экспортного центра", так как формально комбайны считаются казахстанскими.

"Сегодня нет финансирования, нет поддержки сбыта машин, произведенных в Казахстане. Наш "Вектор", собранный в Казахстане считается казахстанским. А российское экспортное агентство, к сожалению, нацелено лишь на поддержку российского производителя. Очень хотелось бы, чтобы здесь смотрели чуть дальше, и поддерживали российско-казахстанский продукт", - высказался Андрей Колесников.

По данным из открытых источников, в прошлом году "Российский экспортный центр" оказал финансовую поддержку 150 совместных проектов в Казахстане на 650 млн долларов.

Алексей Банцикин

Фото автора

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться