Костанайские сельхопроизводители уверены, что, не имея аналитики, нельзя строить стратегию развития, но, судя по ситуации, аграрное ведомство так не думает. По мнению фермеров, минсельхоз, предлагая сырую стратегию господдержки отрасли, либо не хочет разбирать ситуацию детально, либо не может, но поручение президента надо выполнять, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Областные бюджеты субсидии не потянут
На заседаниях рабочих групп по обсуждению проекта субсидирования аграрии уже не раз просили минсельхоз предоставить анализ ситуации по отраслям и эффективности дотаций, чтобы понять, где необходима господдержка, а где без нее можно обойтись. Аграрии, изучив проект системы субсидирования, предложенный ведомством, пришли к неутешительному выводу. Президент поставил задачу трансформировать систему господдержки АПК, а минсельхоз, призванный защищать интересы аграриев, хочет быстрее принять новую программу, но при этом переложить ответственность по поддержке сельхозпроизводителей на местные исполнительные органы или на Аграрную кредитную корпорацию.
Судя по выступлению руководителя отдела субсидирования управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области Нурсултана Кабделова, ведомство детально проштудировало каждый пункт проекта, предложенного минсельхозом, написало множество писем со своими предложениями. Расписало, какой эффект стоит ожидать от отмены или введения того или иного норматива, но, как говорится, "воз и ныне там". Обсуждение реформ по господдержке отрасли ведется уже 7 месяцев, а сдвигов не видно.
"За это время мы несколько раз направляли в минсельхоз наши предложения, но с большинством пунктов, которые прописаны в последнем проекте, мы категорически не согласны. К примеру, по субсидированию семян предлагается норматив на элиту и гибриды в размере 80%, но в то же время из списка исключили семена 1-й репродукции. Мы считаем, что их нужно оставить в программе, так как не всем фермерам под силу покупать элиту. По субсидиям, направленным на поддержку растениеводства по приоритетным культурам, предлагается, что устанавливать нормативы будут акиматы регионов, и они же финансировать. Но при исключении трансфертов общего характера областной бюджет может не потянуть данную программу. Так как на это требуются значительные средства, к примеру, в этом году на это направление был выделен 1 млрд тенге", – отметил специалист УСХ.
По субсидированию повышения генетического потенциала сельхозживотных в проекте выделено два направления: дотирование стоимости приобретенного племенного поголовья и затрат на искусственное осеменение и вольной случки. На это будут направлены деньги по трансферту общего характера. Но по первому направлению предлагается установить одинаковые нормативы независимо от страны происхождения животных. По всем видам животных планируется выплачивать 50% от их стоимости, причем с уточнением, например, по телкам и нетелям молочного направления не более 400 тыс. тенге за одну голову, по мясному направлению не более 300 тыс. тенге. Ярки и переярки не выше 30 тыс. тенге за голову, свиноматки – не более 100 тыс. тенге, цыплята мясного направления – 600 тенге, а яичного всего 60 тенге. Что касается осеменения, то сумма варьируется от 3 тыс. до 30 тыс. тенге в зависимости от вида сельхозживотного.
Но в УСХ считают, что необходимо оставить дифференцированную сумму в зависимости от страны происхождения животного. Так как племенной скот за границей стоит намного дороже, чем продаваемый в Казахстане. Кроме того, специалисты областного управления не согласны с еще одним предложением минсельхоза, которое касается исключения трансфертов общего характера из субсидий, направленных на поддержку животноводства. В их числе субсидирование производства молока, яиц, мяса курицы и стоимости животных, отданных на откормплощадки и мясокомбинаты. Они считают, что перевод этого вида дотаций на уровень областных бюджетов оставит фермеров без господдержки.
"К примеру, в прошлом году по программам животноводства региону было выделено 8,5 млрд тенге, именно по этим пунктам, которые сейчас хотят исключить из трансфертов общего направления, выплатили 6,5 млрд тенге. Понятно, что областной бюджет таких денег не сможет выделить", – пояснил руководитель отдела.
Одно снизить, другое увеличить
Разработал минсельхоз и вариант по инвестсубсидированию, которое будет идти как целевой трансферт из республиканского бюджета, но разбил виды на три группы: нормативы остаются на прежнем уровне или повышаются, снижаются и исключаются. По первой группе на уровне 25% от стоимости строительства новых объектов остаются дотации на молочно-товарные фермы, бройлерные птицефермы, теплицы, сахарные заводы и предприятия по глубокой переработке зерна и крупяных культур. Вырастет возмещение затрат до 50% по орошаемым землям и овощехранилищам, а по фруктохранилищам – до 40%.
Что касается второй группы, то с 25% до 15% снижаются нормативы по господдержке строительства новых предприятий по переработке плодоовощной продукции и картофеля, молочных и комбикормовых заводов и закладке плодово-ягодных садов, по закладке яблоневых садов намечено уменьшение с 40% до 25%. Среди 9 направлений, которые хотят исключить из списка инвестсубсидий, возведение откромплощадок, мясокомбинатов, зернохранилищ, яичных птицефабрик, предприятий по переработке масличных культур, шкур и шерсти.
В Костанайском УСХ предлагают эти направления оставить и обосновывают свою позицию тем, что ранее запущенные инвестпроекты по этим направлениям сегодня дают хороший экономический эффект и инициаторы проектов планируют модернизацию и расширение, а без господдержки планы могут остаться только на бумаге.
Отменить нельзя оставить
Больше всего нареканий у сельхозпроизводителей имеется по 20 видам дотаций, которые МСХ планирует отменить, но тут же включить в новую программу по льготному кредитованию. Среди них 4 вида дотаций по животноводству, а также 16 направлений, которые раньше входили в перечень инвестсубсидий, а по новым предложениям отменены.
"Минсельхоз указывает, что при отмене этих программ экономия средств составит порядка 100 млрд тенге, из которых 30% отправят на инвестиционное субсидирование, остальные 70% – на пополнение уставного капитала АО "Аграрная кредитная корпорация", которое будет проводить льготное кредитование аграриев под 3% годовых на 15 лет. Но есть много вопросов: сейчас нет текста правил, как будет проводиться выдача займов, нужны ли будут залоги", – добавил Нурсултан Кабделов.
О встречных обязательствах со стороны аграриев, получающих субсидии, говорят уже больше полугода, но минсельхоз, как и в первоначальных вариантах, оставил требования, которые не под силу переработчикам и аграриям. К примеру, по перерабатывающим предприятиям ежегодный рост объемов реализации продукции глубокой переработки собственного производства должен быть не менее, чем на 5%, но у каждого производства есть производственная мощность, и если оно ее достигло, то как ее наращивать на 5% ежегодно?
Аналогичное требование в 5% прописано и по растениеводству с формулировкой "обеспечить ежегодный рост объемов реализации приоритетных культур собственного производства". С поправкой – за исключением форс-мажорных обстоятельств, но, что к ним относится, не известно. Расплывчатые формулировки прописаны по животноводству – не допустить снижения маточного поголовья, по растениеводству – обеспечить соблюдение севооборотов. И тоже с пометкой – за исключением форс-мажорных обстоятельств.
"Есть еще одно требование, которое гласит, что всем получателям субсидий надо обеспечить доступ работников уполномоченного органа в области сельского хозяйства к бухгалтерским документам для проведения анализа эффективности получения дотаций. Но у нас, например, в управлении по субсидированию химпрепаратов работает один специалист, который рассматривает более 10 тыс. заявок. И каким-то образом он еще должен проверять бухгалтерские документы хозяйств. Это физически невозможно", – добавил представитель УСХ.
Деньги фермеров отдать банкам – это поддержка?
Аграрии интересуются, почему из перечня инвестсубсидий убрали зернохранилища, откормплощадки, мясокомбинаты?
"Программы, которые были раньше, сейчас урезают, и я не понимаю, как мы будем дальше развиваться. Нужно сделать так, чтобы правила и нормативы господдержки на следующий год были известны еще в конце этого сезона, чтобы мы могли планировать свою деятельность. Что касается возмещения стоимости сельхозтехники и оборудования, то на том же уровне в 15% останутся дотации по импортным аналогам самоходной техники, по этой же технике, но отечественного производства – 30%, по оросительной – 50%. Но в то же время с 25% до 15% планируется снижение по 8 видам сельхозмашин и агрегатов, среди них прицепная и навесная, а также почвообрабатывающая техника, сушилки, протравители. Все это участвует в процессе производства. Весь мир поддерживает АПК, к примеру, в соседней России купил аграрий два трактора, третий – в подарок. У нас же со всех сторон фермеров обдирают, кто и как может", – подчеркнул директор ТОО "Зуевка" Александр Бородин.
В подтверждение своих слов аграрий привел пример, в январе 2021 года трактор "Бюллер" стоил 55 млн тенге, сейчас от 110 млн до 120 млн тенге. Он считает, что предложенными мерами чиновники погубят сельское хозяйство. А если 70 млрд тенге отдадут в АКК, то фермеры снова будут кормить финансовые институты, а не развиваться.
"У нас крестьяне южных регионов раньше хоть получали субсидии, а теперь вообще не смогут получить деньги, тем более кредиты, потому что не имеют нужных залогов. Такие огромные средства уйдут на поддержку не АПК, а банков. Раньше было 47 программ по господдержке, осталось 24, но реальных сдвигов нет. Мы несколько раз предлагали сделать один вид дотаций от реализованной продукции: от тонны пшеницы, литра молока или килограмма мяса. Тогда ни продавцы техники, химии, ни другие не будут знать, сколько денег получил фермер. А сегодня продавцы трактора знают, что мы получим субсидии в 25% от стоимости, и этот процент уже включают в цену", – подвел итог Александр Иванович.
Анализ, анализ и еще раз анализ
По мнению генерального директора ТОО "Жас-Канат 2006" Кайрата Маишева, тема по распределению средств настолько серьезная, что необходим детальный анализ.
"По сути, сегодня у минсельхоза его нет. Возьмем птицеводческую отрасль, необходимо разобраться, рентабельно ли производство, в какой зоне риска она находится, от чего зависит, с чего формируется прибыльность, как складывается себестоимость нашей продукции с рынка сырья, который не контролируется. Надо понимать, что эта отрасль всегда в опасности: 70% себестоимости – это корма. Нужен анализ за несколько лет средней цены продажи и средней цены себестоимости, и тогда все будет понятно. Может, надо давать другие виды поддержки, чтобы была мотивация у фермеров? Сейчас много шума наделала информация о том, что птицеводы будут получать дотации по 3 тенге на яйцо, но это не новшество. Нам эту сумму платили в 2019 году и сейчас вернули. А за это время в разы выросли цены на корма и другие составляющие. Себестоимость выросла, цена продажи – нет. Проанализировав ситуацию, сегодня можно понять, что производители молока и яйца без дотаций являются нерентабельными. Что касается льготного кредитования, то, конечно, мы поддерживаем конечную ставку в 3-6%. Сегодня же мы берем деньги под 16,5%. Но если я захочу перейти в АКК, то никто не проведет рефинансирование моих кредитов. Все эти моменты нужно сразу прописывать, а то они сейчас не обсуждаются, а когда программа будет принята, нас поставят перед фактом", – подчеркнул Кайрат Маишев.
Чтобы аграриев не поставили перед фактом, а все-таки услышали, они готовы еще раз собрать все предложения от сельхозпроизводителей региона, управления сельского хозяйства области. Направить их через НПП "Атамекен", обратиться к депутатам мажилиса, собрать инициативную группу и добиться приема у министра. В общем, они готовы бить во все колокола, чтобы родное ведомство их услышало.
Таисия Колевид, Костанай