На сайте электронного правительства Казахстана размещен проект Указа Президента РК "Об утверждении Концепции управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года", разработанный Миннацэкономики и Минфином.
Если суммировать все предлагаемые новации, то они сводятся к совершенствованию трансфертного ценообразования, повышению ставки налога на добавленную стоимость (НДС), снижению порога для постановки на учет по НДС, увеличению ставки акцизов на бензин и дизельное топливо, повышению налоговой нагрузки на горно-металлургический комплекс и прочим мерам увеличения нагрузки на бизнес и упрощению работы налоговиков.
Примечательно, что документ практически не содержит никаких новшеств в сфере модернизации налогового администрирования. Основная метода построения Концепции (равно как и всей работы Минфина) все та же, что и десять лет назад, – "закручивание гаек". Но главное – фактический отказ от принципа презумпции добросовестности бизнеса, закрепленного Предпринимательским кодексом РК.
Документ имеет откровенно фискальный и репрессивный, по отношению к бизнесу, характер, считают эксперты Национальной палаты предпринимателей "Атамекен". Более того, абсолютно непонятна мотивация разработчиков. Почему ужесточение налогового режима предлагается именно сейчас, когда Казахстан не только оправился после пандемии, но и продвинулся вперед, создал задел на будущее, увеличив приток инвестиций?
Не секрет, что ключевую роль в смягчении шокового воздействия пандемии сыграла правильно выстроенная экономическая политика Касым-Жомарта Токаева, опиравшаяся на четкую систему налоговых взаимоотношений бизнеса и государства. Примечательно, что трехлетнее освобождение малого бизнеса от уплаты налогов было во многом предопределено стабильными платежами в бюджет, поступавшими от средних и крупных предприятий Казахстана, в частности, от реального сектора.
Они все также функциональны и способствуют развитию смежных отраслей, несут значительную социальную нагрузку, в полном объеме выполняют свои налоговые обязательства, при этом демонстрируя положительную динамику развития. Их вклад в бюджет не сокращался ни в период пандемии, не сократился и после. Более того, он возрастает: за 11 месяцев 2021 года в государственный бюджет доходов поступило на сумму 10 трлн 179 млрд тенге, или план исполнен на 103,6%.
– Стабильность и предсказуемость налоговой системы стали одним из основных факторов, позволивших бизнесу развиваться, – делится свои мнением заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" Талгат Темирханов.
Уже сейчас экспертам НПП "Атамекен" очевидно, что инициативы по повышению налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведут к тому, что целый ряд проектов, запущенных за последние два года, могут быть сорваны. Нетрудно понять, почему.
– Отечественные проекты сферы нетегазохимической, металлургической, обрабатывающей, пищевой отрасли и даже АПК, кредитуются банками, – поясняет Талгат Темирханов. – Это "длинные деньги", рассчитывавшиеся на долгосрочную перспективу. В случае роста налогов ранее сформированные бизнес-модели в одночасье станут нежизнеспособными. И тогда по кредитам будут повышены процентные ставки. Соответственно, кредитуемые компании будут вынуждены либо замораживать проекты, либо вносить в них изменения, сокращая объемы производства. А, следовательно, и рабочие места.
– Рост налоговой нагрузки и непредсказуемость налоговой политики может стать серьезным препятствием для восстановления деловой активности, и особенно инвестиционной, – считает Талгат Темирханов.
Трудно не разделить опасения эксперта. Особенно, если его правоту подтверждает сам Глава государства. Президент страны неоднократно говорил о необходимости трепетного отношения к привлечению инвесторов, посылая этот месседж акимам регионов и главам министерств.
"Системная и всесторонняя работа в этой сфере позволила стать нам крупнейшей в Центральной Азии и одной из быстрорастущих на постсоветском пространстве экономик. За годы независимости мы привлекли более 370 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Государство уделяет приоритетное внимание поддержке инвесторов. Мы ввели принцип индивидуальной и комплексной поддержки каждого инвестора", – заявил Касым-Жомарт Токаев 3 декабря 2021 года на встрече с представителями международных инвестиционных компаний.
Грядущее повышение налогов вряд ли привлечет инвесторов в Казахстан. Кроме того, такой подход не учитывает вызовы, с которыми в последнее время сталкиваются промышленные предприятия. В первую очередь они связаны с ужесточением экологических требований. Новый Экологический кодекс РК предусматривает получение предприятиями комплексных экологических разрешений путем внедрения с 2025 года наилучших доступных техник. А этот процесс предполагают масштабную реализацию дорогостоящих проектов, которые оцениваются в миллиарды долларов.
И уж совсем сложно себе представить, как вырисовывается будущее индустриального сектора с введением "углеродного налога" со стороны Европейского союза, который ожидает нас с 2026 года.
Опять-таки, что будет с реализацией Стратегии углеродной нейтральности РК до 2060 года, обязательствами РК в рамках Парижского соглашения, предусматривающими снижение выбросов парниковых газов, что также потребует серьезных капитальных вложений.
"В период восстановления экономики, когда продолжается распространение коронавирусной инфекции, нужно стимулировать инвестиционную активность, создание добавленной стоимости, а не увеличивать налоговое бремя", – считают специалисты Национальной палаты предпринимателей.
По мнению опрошенных автором представителей бизнеса, в случае увеличения налоговых ставок покупательский спрос, уже сейчас близкий к нулю, сожмется еще больше. И наметившееся сегодня восстановление экономики резко снизит темпы.
– Всё взаимосвязано. Рост налогов будет приводить к снижению объемов производства бизнесом, сокращению рабочих мест, увеличению теневого сектора, а, далее – к сокращению налоговых поступлений в бюджет и, соответственно, снижению экономики в целом, – уверен Талгат Темирханов
Казахстанские предприниматели неоднократно высказывали позицию о замораживании налоговых реформ, не менее, чем до 2025 года. Это позволит Казахстану сохранить динамику и темпы экономического развития. Эксперты уверены, что планы Правительства об увеличении в 2022 году роста экономики на 4% вполне достижимы и могут быть даже превышены.
– Но есть одно условие – нельзя разрушать бизнес-проекты материалоемких отраслей промышленности, которые сейчас играют роль локомотивов, вытаскивающих на себе всю экономику Казахстана, – считает заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" Талгат Темирханов.