Изменение налогового законодательства неизбежно, но нужно соблюсти баланс интересов государства и бизнеса, считает доктор экономических наук, профессор, директор научно-исследовательского института инновационной экономики Магбат Спанов.
По мнению эксперта, кризисные изменения в мировой экономике не могли не сказаться на экономике Казахстана, и это вынуждает правительство страны прибегнуть к кардинальному изменению налоговой системы.
- Казахстан стал заложником глобальной экономической ситуации. Это требует не только констатации факта, но и принятия каких-то непопулярных решений, без которых нельзя идти дальше. Одним из таких решений стало изменение налоговой системы Казахстана, – отметил Спанов в интервью порталу atameken.info.
Хотя для реформирования выбран не самый удачный момент – кризис, падение мировых цен на углеводородное сырье, металлы и прочие факторы, грядущие изменения неизбежны, полагает эксперт. Спанов уверен, что дальнейшая отсрочка только усугубит негативный сценарий развития, при котором увеличится доля теневой экономики.
- Государство инициировало проведение налоговой реформы, но выбрало для этого не очень удачный момент. Налоговое реформирование легче проходит в «тучные» годы. Но кризис ускорил принятие этих решений, и государство пытается систематизировать и переформатировать фискальную систему, чтобы высветить теневую составляющую и за ее счет обеспечить наполнение бюджета, – отмечает экономист.
Существующую систему налогообложения эксперт считает неидеальной. По его суждению, «образовались определенные диспропорции в распределении налоговой нагрузки между центром и регионами, где существующие сборы не покрывают всех расходов». Вносимые правительством коррективы не предполагают глубинных изменений данной ситуации, но существенно улучшают и систематизируют налоговое администрирование.
- Речь не идет о каких-то косметических поправках. По существу, мы видим попытку смены всей парадигмы налогового администрирования. Существующая система, хотя и показала свою эффективность на протяжении двадцати лет, в нынешних условиях откровенно пробуксовывает. Соответственно, необходимы перемены. Но переход к ним должен сопровождаться процессом общественного обсуждения. Любая попытка решить все вопросы келейно обречена на провал, – уверен эксперт.
Магбат Спанов указывает на два момента, вызвавших ожесточенную полемику в бизнес-сообществе: снижение порогового значения для постановки на учет плательщиков НДС и увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В первом случае разработчики поправок, к неудовольствию малого и среднего бизнеса, отказались от специальных налоговых режимов и снизили уровень оборота предприятий для их постановки на учет по НДС – с 60 млн до 10 млн тенге. Во втором – ошибка в методике расчета чуть было не привела к печальным последствиям: целый ряд предприятий по производству напитков, использующих в технологии воду артезианских скважин, заявили о решимости свернуть свою деятельность.
- На заседании дискуссионного клуба «Атамекен» председатель Комитета госдоходов Даулет Ергожин пояснил, что эти поправки вызваны необходимостью снижения теневого оборота и позволят внести в реестр 77 тысяч новых плательщиков НДС. Однако возник вопрос, как это соотносится с запланированным введением налога с продаж? – указывает эксперт.
Примечательно, что первоначально было заявлено: поправки будут введены с 1 января 2016 года. Это вызвало неоднозначную реакцию бизнес-сообщества. Но можно понять и налоговиков.
- Безусловно, мы понимаем, что у налоговых органов стоит конкретная, тактическая задача – наполнение бюджета, – говорит Спанов. – В нынешней экономической ситуации этот вопрос приобретает архиважное значение. Бюджет на 2016 год был сокращен на 10 процентов, а это 700 миллиардов тенге. У нас и раньше возникали проблемы с расходной частью бюджета – эти 7 триллионов тенге собираемые налоги покрывали на 60-70 процентов. 30 процентов приходилось на трансферты. Но сейчас налоги уменьшаются. Соответственно, перед налоговыми органами стоит задача повысить собираемость для того, чтобы исполнить социальные обязательства государства. Поэтому государство пытается создать условия для немедленного исполнения бюджета.
При всех издержках, которые несет бизнес, правоту фискалов Магбат Спанов считает очевидной: теневой капитал растет, и это требует принятия срочных превентивных мер.
- По данным финансовой полиции, ежегодный объем теневого капитала в стране составляет от 3 до 6 миллиардов долларов. То есть, условно говоря, за 20 лет из Казахстана было вывезено не менее 40 миллиардов долларов. Согласитесь, есть над чем задуматься, при сопоставлении этих цифр, – указал эксперт.
Тем не менее, реакция общественности могла быть не столь полемичной, если бы законодательным новациям предшествовала разъяснительная работа, уверен Спанов.
- Налоговый кодекс сродни боевому уставу, где каждая буква писана кровью. За каждой буквой налогового законодательства – потери и приобретения бизнеса. Поэтому к любым изменениям мы должны подходить взвешенно, соблюдая баланс интересов бизнеса и государства, а не рассматривать его с точки зрения извлечения сиюминутных выгод. Да, с точки зрения реализации тактической задачи, мы наполним бюджет для выполнения социальных обязательств. Но через два-три года это может привести к сокращению числа предприятий, а, следовательно, рабочих мест. Готовы ли мы заплатить такую цену? – задается вопросом собеседник atameken.info.
Магбат Спанов убежден, что минимизировать негативный эффект от непопулярных, но необходимых решений помогла бы скрупулезная экспертиза проекта законодательных новаций. Но, к сожалению, скорость принятия решений со стороны отдельных ведомств привела к тому, что эксперты были ограничены во времени. Тем не менее, правительство услышало возражения Национальной палаты предпринимателей «Атамкен» и приняло решение «час икс» на январь 2017 года.
Эксперт указал на другую опасность: обилие отсылочных норм в Налоговом кодексе дает возможность фискальным органам отрегулировать налоговые процессы путем принятия подзаконных актов.
- Бизнес не может развиваться, когда правила игры меняются чуть ли ни ежегодно. На мой взгляд, было бы разумным после новой редакции кодекса объявить мораторий на внесение изменений, включая любые подзаконные акты. Это, с моей точки зрения, только увеличило бы степень доверия бизнеса к правительству, – сказал Спанов.
Он считает, что достижение компромисса есть цивилизованный путь установления баланса между интересами государства и бизнеса. Общественным институтом, который способен консолидировать экспертное сообщество, по мнению экономиста, является Национальная палата предпринимателей «Атамекен»:
- Палата показала свое умение построить эффективную переговорную площадку для поиска консенсуса. И я вижу, что представители властных структур тоже склоняются к этому мнению.
В качестве примера эффективного взаимодействия Спанов привел уже упомянутый диалог с председателем комитета госдоходов Даулетом Ергожиным в рамках дискуссионного клуба «Атамекен». Стороны с принципиально разными позициями представили свои доводы и резоны, и возникло взаимопонимание.
- Понятно, что для государства очень важно, чтобы мы все стопроцентно и безоговорочно платили налоги. Здесь все понятно и этой обязанности никто не оспаривает. Но я склоняюсь к тому, что необходимо более детально, более длительно обсуждать все предлагаемые новации, чтобы потом не принимать заново закон, отменяющий предыдущий. Время авторитарных решений давно ушло. Сейчас как никогда важно коллективное принятие решений, чтобы с наименьшими издержками выйти из сложившейся ситуации. Компромисс – это искусство достижения возможного при взаимных уступках, – резюмировал Магбат Спанов.
Алексей Банцикин