RU KZ
«Нам необходимо год завершить с ростом 4%»

«Нам необходимо год завершить с ростом 4%»

16:48 19 Июнь 2017 6888

«Нам необходимо год завершить с ростом 4%»

Автор:

Ирина Севостьянова

Парламент утвердил отчет правительства об исполнении республиканского бюджета. 

Совместное заседание палат парламента, на котором рассматривался отчет правительства об исполнении республиканского бюджета за 2016 год, завершился предсказуемым результатом – депутаты сам отчет утвердили, тем самым подтвердив свое доверие к правительству. Что примечательно, на словах депутаты обеих палат выражали недовольство бюджетной работой кабмина, в первую очередь планированием и эффективностью расходования денег.

Впрочем, надо сказать, что показатели неосвоения в 2016 году не столь велики: по оценке Счетного комитета, из 30 администраторов бюджетных программ 15 не обеспечили стопроцентное исполнение бюджета. Наибольшее недоосвоение бюджетных средств допустили министерство по делам религий и гражданского общества – 91,1%, министерство обороны – 93,3%, министерство финансов – 93,8%, министерство иностранных дел – 95,7%, юстиции – 98%. Общая сумма нарушений, выявленных Счетным комитетом за прошлый год, составила 73,6 млрд тенге, а сумма неосвоения – 36 млрд тенге, тогда как в прошлые годы эти суммы нередко переваливали за 100 млрд.

Поводов для критики, тем не менее, правительство предоставило с избытком. Так, сенатор Сергей Ершов обратил внимание, что в 2016 году из 479 целевых индикаторов, обозначенных в стратегических планах государственных органов, достигнуто всего 372, или 78%. Что интересно, из общего количества этих показателей 83 являются индикаторами Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума, и по ним выполнено всего 39%.

«Всемирный экономический форум ведет рейтинг глобальной конкурентоспособности государств. А Елбасы четко определил, что Казахстан должен войти в число 30 развитых государств мира к 2050 году. При создавшемся положении дел у нас возникают большие сомнения в том, что к установленному сроку мы эту задачу выполним», – скептически заметил сенатор.

Сложно, по его мнению, говорить и о качестве освоения, если бюджет уточнялся дважды, в марте и в октябре. При этом, к примеру, доходы бюджета так и не достигли 100%-го уровня и исполнены на 99%, или 8,8 трлн тенге.

«Следует отметить, что по сравнению с 2015 годом доходы республиканского бюджета выросли аж на 25%. Прирост довольно значительный, но что за ним стоит? Анализ бюджетных параметров показал, что значительную роль в росте доходов сыграла девальвация курса национальной валюты. И при всем при этом имеют место недопоступления в бюджет вследствие несовершенного налогового и таможенного администрирования», – констатировал господин Ершов.

Мажилисмен Серик Кусаинов сделал акцент на странностях работы по поддержке и развитию бизнеса. Так, согласно отчету правительства, количество юридических лиц в 2016 году увеличилось на 13%, вместе с тем число прибыльных уменьшилось на 9%, а количество убыточных налогоплательщиков возросло на 75%. Что, в том числе, повлияло на снижение общей суммы налогооблагаемого дохода, которая уменьшилась на 21%, соответственно, сумма убытков возросла в шесть раз.

«По данным Счетного комитета, недоимка по налоговым поступлениям за 2016 год выросла более чем в два раза и составила более 98 млрд тенге. Поступления в виде штрафов, пени, санкций, взысканий, налагаемых государственными учреждениями, перевыполнены и составили 181%. Это свидетельствует о неэффективной работе налоговых органов по администрированию налогов, применении к налогоплательщикам «карательных мер», –отметил мажилисмен.

Наибольшее количество вопросов у депутатов вызвали финансовые взаимоотношения правительства с квазигосударственным сектором. Депутатам искренне непонятно, зачем кабмин регулярно «вливает» в нацкомпании деньги, в то время, как у них остаются неосвоенными ранее выделенные.

Депутат мажилиса Гульжана Карагусова напомнила, что за последние три года уставной капитал субъектов квазигосударственного сектора пополнился без малого на 950 млрд тенге за счет средств республиканского бюджета и национального фонда.

«Из них только в 2016 году на 304 млрд тенге. Причем правительство продолжает пополнять их уставной капитал, несмотря на то, что они не осваивают выделенные средства. Так, на 1 января 2016 года на счетах квазигосударственного сектора остались неосвоенными 132 млрд тенге. Из них 98 млрд тенге уже несколько лет лежат на счетах казначейства. На начало текущего года на счетах квазигосударственного сектора опять осталось 113 млрд тенге. Отдельные холдинги позволяют себе оставлять неиспользованными, как показывают отчеты, до 80% выделенных средств. Таким образом, мы видим, что это становится системой. Ответственности за отвлечение и неэффективное использование государственных средств, к сожалению, никто не несет. Видимо, администраторов программы – квазигосударственный сектор – устраивает существующий механизм пополнения уставного капитала», – констатировала она.

Объяснять ситуацию взялся министр национальной экономики Тимур Сулейменов, напомнив, что основная задача фонда «Самрук-Казына» при его создании заключалась в повышении долгосрочной стоимости активов, а холдинги «КазАгро» и «Байтерек» – институты развития «по определению».

«Поэтому задачи у них ставятся несколько разные, но в любом случае они направлены не на получение обратно каких-то финансовых изъятий, обратно в бюджет в виде дивидендов, например, а в первую очередь, конечно, это развитие той части экономики, которая тому или иному холдингу была в управление доверена», – отметил министр.

Тем не менее, над освоением средств холдингами правительство работает, в частности разрабатывает законопроект, который ограничит финансирование квазисектора одним годом (сейчас у них трехлетнее планирование).

«На данный момент, если у нас заложен долгосрочный проект, допустим, строительство порта, железной дороги или чего-то в этом роде капитального характера, эти деньги закладывают в трехлетний бюджет, план финансирования также на три года, и, соответственно, вне зависимости от стадии технической реализации самого проекта эти деньги будут поступать, потому что так у нас сейчас работает бюджетное законодательство. Именно это мы и хотим изменить, с тем чтобы финансирование поступало по использованию денежных средств, которые имеются на счетах квазигоссектора. Мы будем презентовать в течение месяца в правительстве, если получим поддержку, планируем к осенней сессии на ваше рассмотрение внести», – заверил министр.

Депутат мажилиса Екатерина Никитинская обратила внимание на ситуацию с закупками квазигосударственного сектора, в частности, что фонд «Самрук-Казына» осуществляет закупки преимущественно из одного источника.

«Это значит, что либо программа индустриализации не привела к диверсификации и появлению новых предприятий в каждой отрасли, либо что закупки в квазигосударственном секторе – это коррумпированный закрытый клуб, куда посторонним вход воспрещен. По данным агентства по делам государственной службы, доля таких закупок составляет 94%, а по данным фонда – 79%. Каким образом вы допустили такую монополизацию квазигосударственного рынка, какие меры предпринимаются вами по защите конкуренции в этом секторе экономики? Как такой уровень монополизации рынка согласуется с работой вашего министерства по диверсификации экономики?» – спросила депутат.

Тимур Сулейменов вновь заверил, что никакого «особого отношения» к квазисектору нет. И даже привел примеры, когда комитет по регулированию естественных монополий миннацэкономики через суды взыскивал штрафы с субъектов квазисектора. Правда, перед этим попросил не сравнивать размеры дивидендов в бюджет с суммами бюджетных же вливаний.

«Если брать «Самрук-Казына», то основной его целью было повышение долгосрочной стоимости своих активов. То есть не ставится вопрос возвращать заработанные деньги обратно в бюджет. То есть ставится задача строить заводы, развивать месторождения и так далее, это то, что закреплено законодательно. Поэтому мне кажется, что сравнение вкладов в уставной капитал с дивидендами, которые фонд выплачивает, оно односторонне, мне кажется, нужно смотреть на то, что непосредственно строится, появляется и работает на нашу экономику, обеспечивает занятость наших граждан», – заявил он.

Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек со своей стороны не согласился с тем, что программа индустриализации не дала своего эффекта.

«По итогам прошлого года объем произведенной продукции проектами госпрограммы индустриализации превысил 1,4 трлн тенге, в том числе 20% этой продукции – это обрабатывающая промышленность, эти все предприятия созданы в рамках карты индустриализации. И мы видим, что в структуре экономики, объеме ВВП доля обрабатывающей промышленности ежегодно растет, по итогам пяти месяцев она составила 12,5%, в прошлом году было 11,1%, в 2010 году – 10,1%. То есть мы видим с ходом реализации программы рост обрабатывающей промышленности», – возразил он.

Депутат сената Людмила Полторабатько указала на снижение числа прибыльных предприятий квазигоссектора. К примеру, количество предприятий, завершивших 2016 год с прибылью, сократилось на 19% по сравнению с 2015 годом. Кроме того, вызывает вопросы и эффективность управления активами со стороны госхолдингов.

«Одним из примеров неэффективного управления активами является размещение денежных средств в банках с негативным рейтингом. Так, «Самрук-Казына» вложила 27 млрд тенге в обанкротившийся «Казинвестбанк» и объявивший о дефолте «Дельта-банк», в эти же банки «Байтерек» вложил 26 млрд тенге. В целом «Самрук-Казына» в 2016 году убыток обесценения активов составил 68 млрд тенге. При этом выявлена практика выплаты вознаграждения ключевому управленческому персоналу при получении убытков от операционной деятельности. Почему допускается такое неэффективное использование бюджетных средств и управление активами государства?» – удивилась депутат.

Отвечал на этот вопрос премьер-министр Бакытжан Сагинтаев. Он заверил депутата, что все госхолдинги работают на основе законодательства страны и международных стандартов, активно проводят трансформацию и оптимизируют бизнес-процессы. Последнее при этом дает существенную экономию средств. «Например, в 2017 году ожидается по КТЖ от применения автоматизации бизнес-процессов порядка 1,7 млрд тенге, а по «КазМунайГазу» где-то порядка 39 млрд тенге, к 2021 году этот эффект дойдет уже по обеим компаниям до 133 млрд тенге. Это и есть работа по улучшению управления активами, и приводит к тому, что в рамках этих процессов высвобождается много денежных средств, которые будут направляться на развитие самой компании, инвестиционной политики, не привлекая со стороны бюджета и внешних кредиторов. Мы рассматривали в целом цепочку, и только применение в бизнес-процессах цифровых технологий, только в бюрократии приводит к улучшению эффекта на 24%, поэтому эта работа будет продолжаться», – сказал он.

Что касается депозитов в проблемных банках, премьер заметил, что «в тот момент, когда определялись эти банки, никаких предвестников того, что состояние у них плохое, у наших компаний не было, и решение было, наверное, принято, исходя из этих соображений».

«Поэтому работа продолжается, Нацбанк программу оздоровления банковского сектора разрабатывает, мы ожидаем что к концу года ситуация выправится, и те банки, которые находятся в критическом состоянии, они улучшат свою ситуацию, и все деньги будут работать на экономику», – подытожил он.

Это подтвердил и глава фонда «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев, напомнив, что депозиты квазисектора имеют «фундаментальное значение» для отечественных банков.

«В свое время наш акционер, правительство и Нацбанк говорили нам, чтобы мы держали все депозиты равномерно по всем банкам, не позволяли, чтобы они сконцентрировались на каких-то определенных банках. Для этого были приняты правила по депозитной политике, в соответствии с которыми депозиты размещаются по размеру капитала и по рейтингам», – сказал он.

Что же касается депозитов в обанкротившихся банках, по словам господина Шукеева, работа ведется, меры принимаются, и «бОльшая часть этих депозитов уже возвращена».

Критика депутатов никак не повлияла на итоговое голосование, отчет одобрен обеими палатами с традиционным напутствием правительству «работать над недочетами». Столь же традиционно премьер-министр поблагодарил депутатов за поддержку, пообещал учесть все замечания и исправить существующие минусы. И напомнил о новой предстоящей работе.

«Перед правительством стоят дополнительные поручения Главы государства, которые он дал на заключительной панельной сессии Астанинского экономического форума. Нам необходимо год завершить с ростом 4%. Для этого нам необходимо проделать определенную работу. Я думаю, это будет реализовано при вашей поддержке», – заключил господин Сагинтаев. На этом все еще раз поблагодарили друг друга и разошлись.

Ирина Севостьянова