Депутаты фракции "Ак жол" предлагают правительству сделать работу Единого накопительного пенсионного фонда и Фонда социального медицинского страхования более прозрачной и подотчетной обществу. С таким запросом к премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву от имени фракции обратилась в среду на пленарном заседании депутат мажилиса Екатерина Никитинская.
Инвестиционная деятельность ЕНПФ, по мнению депутатов фракции, вызывает серьезные сомнения, а "анализ складывающейся практики говорит о том, что активы используются не самым лучшим образом". Госпожа Никитинская привела данные из финансового отчета ЕНПФ, согласно которым на начало 2015 года портфель государственных ценных бумаг, выпущенных Минфином и акиматом города Алматы, составил 1,9 трлн тенге со средней процентной ставкой 6,8%. На конец 2015 года портфель госбумаг вырос до 2,3 трлн тенге, при этом средняя процентная ставка упала до 5,3%. За 2015 год ценные бумаги государственных компаний и холдингов в портфеле ЕНПФ увеличились на 201 млрд тенге. При этом средняя ставка на ценные бумаги государственных компаний и холдингов практически не изменилась, и в кризисный 2015 год государственные компании получали пенсионные деньги под 6,7% годовых.
"Согласно информации по инвестиционному управлению пенсионными активами на сайте ЕНПФ, доходность пенсионных активов, распределенная на счета вкладчиков, в 2015 году составила 15,65%. Однако ни один из финансовых инструментов в портфеле пенсионных активов не имел средневзвешенной доходности выше 10,66%. Очевидно, что прирост активов в виде 15,65% имел чисто спекулятивный характер", - констатировала депутат.
Также согласно отчету, прибыль по управлению пенсионными активами по итогам 2015 года составила 761 млрд тенге, из которых 452 млрд тенге – доход от операций с иностранной валютой в результате девальвации тенге. Однако, "помимо комиссии за управление пенсионными активами в размере 3,1 млрд тенге, фонд выплатил Национальному банку комиссию в размере 16,2 млрд тенге".
"В следующем, 2016 году, по данным аналитиков, управление пенсионными активами обеспечило доходность в размере 7,95% при инфляции 8,5%, что дает отрицательное значение, то есть прямой убыток. Тем не менее, управляющим компаниям было оплачено вознаграждение в сумме 3,6 млрд тенге, банкам-кастодианам выплатили более 2,2 млрд тенге, еще 13,6 млрд тенге потрачено на административные расходы самого ЕНПФ", - отметила госпожа Никитинская.
Усугубляется ситуация еще и тем, что решения по управлению народными средствами "принимаются по непонятным общественности принципам, когда собственники накоплений просто ставятся перед фактом того, насколько бездарно и безответственно кто-то распоряжается их кровными накоплениями".
"Самое тревожное в том, что со стороны Нацбанка и руководства ЕНПФ не следует никаких заявлений об изменении инвестиционной политики. На этом фоне можно ожидать аналогичные проблемы со средствами Фонда социального медицинского страхования. В целом появляются основания предполагать риски использования активов таких фондов для затыкания бюджетных дыр, а также для извлечения личной прибыли недобросовестными должностными лицами. Очевидно, что происходящие сегодня процессы могут привести не просто к подрыву, а полной утрате доверия населения к деятельности таких структур", - подчеркнула депутат.
Решением вопроса, по мнению фракции "Ак жол", станет придание большей гласности в работе ЕНПФ и ФСМС. В частности, они предлагают "законодательно установить утверждение инвестиционных программ и обязательной отчетности ЕНПФ и ФСМС в качестве специального раздела в рамках утверждения республиканского бюджета и отчета правительства и Национального банка о его исполнении".
Также предлагается ввести персональную материальную ответственность руководства фондов и банка за целевое и эффективное использование их активов; обеспечить размещение в текущем режиме на сайтах фондов информации о структуре инвестиционного портфеля и планируемой доходности выбранных инструментов в краткосрочной и среднесрочной перспективе в доступном для населения формате; установить публичные понятные критерии отбора конкретных коммерческих банков и объемов средств фонда для размещения на депозитах этих банков и приобретения их ценных бумаг; обеспечить публичный характер принятия таких решений для общества.
Ирина Севостьянова