30 лет назад – 25 мая 1992 года – был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, который стал одним из основополагающих документов прочной и обширной договорно-правовой базы России и Казахстана.
Давайте кратко пробежимся по основным экономическим показателям этого сотрудничества, в чем нам помогут @DataHub_FCBK и Tradereport.Kz.
Обращаем ваше внимание, что ниже представлены данные за 2021 год, а с марта текущего года "Доля России во внешней торговле Казахстана начала падать".
Товарооборот между странами по итогам прошедшего года составил $24,243 млрд – это 23,9% от вообще всей международной торговли Казахстана в 2021-м. При этом стоит подчеркнуть, что статистика по взаимной торговле двух стран не в полной мере отражается в данных Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Экспорт превысил $6,9 млрд долларов (+38,1% за год), импорт – $17,3 млрд долларов (+25,8%). Объем продаж оказался на максимальном уровне за 10 лет, покупок – на пике за 8 лет. И все это время растет доля России в товарообороте со странами мира.
Чем торгуем?
Более 43% всего экспорта в Россию приходится на 3 товара: плоский прокат ($1,4 млрд), железные руды и концентраты ($1,1 млрд), а также химические радиоактивные элементы ($449,3 млн).
Импорт гораздо более разнообразен, а наибольший его объем приходится на легковые автомобили ($563,6 млн), руды и концентраты из драгметаллов ($277 млн), пшеницу ($182 млн), телевизоры и мониторы ($242 млн), различную продукцию из нелегированной стали ($951 млн), грузовые ж/д вагоны и запчасти ($300 млн), сахар и кондитерские изделия ($322 млн).
В условиях санкций многие ключевые товарные позиции либо перестали производиться в РФ, либо введено ограничение на экспорт, что, безусловно, негативно и существенно отразится на объемах российского экспорта в Казахстан.
Что изменилось с 2020-го?
В 2021 г. увеличился экспорт товаров, связанных с металлургией: железных руд (+$555 млн), проката, ферросплавов (+$69,2 млн), цинка (+$63,7 млн, до $147,8 млн) и лома (+$157,5 млн, до $261,3 млн).
Значительный вклад в рост импорта внесли легковые авто (+$214,4 млн), железные прутки (+$183,7 млн, до $306,6 млн), кокс (+$159,9 млн, до $362,5 млн), полуфабрикаты из железа (+$171,5 млн, до $349,5 млн), кровь (+$92,1 млн, до $138,1 млн) и пшеница (+$90 млн, до $182 млн).
В целом доля товаров из РФ в импорте РК на 2021 год составляет порядка 42%. В прошлом году каждый девятый доллар, заработанный Казахстаном на экспорте, был оплачен Россией. А два из пяти долларов, потраченных Казахстаном на покупку товаров за рубежом, ушли в РФ.
Безусловно, доля импорта из России традиционно преобладала над другими странами, однако объективно санкционный режим негативно повлияет на эти показатели. К примеру, уже виден обвал автомобилестроительной отрасли в России и в целом существенный удар по машиностроению; с другой стороны, ограничения России на вывоз пшеницы, сахара и других товаров не добавляют оптимизма.
Более того, статистика взаимной торговли отражает прямые поставки без учета страны происхождения. К слову, тот же импорт смартфонов, который осуществлялся через Россию и шел под российским флагом, пойдет в обход через другие страны. Не исключено, что часть поставок на Россию пойдет через Казахстан.
Наиболее условно зависимыми от российских поставок являлись в основном приграничные регионы:
- СКО (75% доля РФ в импорте);
- Павлодарская область (69%);
- ЗКО (68%);
- Актюбинская область (66%);
- Карагандинский регион (62%).
Наименее нуждающимися в российском импорте являются Атырауская область (21%), Алматинская область (23%) и Туркестанская область (24%).
Столица практически половину импортных товаров завозит из РФ (48%), тогда как Алматы и Шымкент по 35% и 38% соответственно. Но здесь важно понимать, что во всем объеме российского импорта половина приходится на один регион – Алматы.
Совершенно понятно, что война в Украине и последовавшие за ней санкции внесут коррективы в представленную статистику. Прогнозировать в среднесрочном режиме динамику торговых отношений будет сложно ввиду большой зависимости от снятия санкций. Их полное и/или частичное снятие, безусловно, будет иметь позитивное влияние.
Алихан Казбаев