По словам мажилисмена Адиля Жубанова, государственный долг по состоянию на 1 июля 2023 года составил 28,5 трлн тенге, передает inbusiness.kz.
"Необходимо отметить, что расходы республиканского бюджета на обслуживание долга составят к 2026 году 3,5 трлн тенге (14% от всех расходов). Такими темпами к 2030 году расходы на обслуживание долга составят до 49% к ВВП. Причем темпы роста правительственного долга значительно опережают среднегодовые темпы роста ВВП. К примеру, за последние 15 лет темпы роста правительственного долга составили в среднем 28%, а ВВП – 15%. Если в ближайшем будущем не предпринять мер по исправлению данной ситуации, то это вполне может привести к техническому дефолту бюджета нашей страны", – сказал он.
В последние годы наблюдается существенный рост выпадающих доходов бюджета вследствие применения налоговых льгот – с 5,5 трлн тенге в 2018 году до 8,1 трлн тенге в 2021 году, добавил депутат.
Вместе с этим в Концепции управления государственными финансами указано о наличии 277 налоговых льгот, потери по которым за 2018-2020 годы составили 12,9 трлн тенге.
"Несмотря на приоритетность развития реального сектора экономики, наибольшая доля льгот приходится на финансовый сектор (в 2021 году: финансовый сектор – 27%, горнодобывающий – 20,3%, обрабатывающий – 14,5%). Уровень налоговой нагрузки финансового сектора в Казахстане является относительно низким. Кроме того, государственная поддержка банковской системы за период с 2010 по 2020 год составила 6,6 трлн тенге. Для целей налогообложения эти поступления не рассматриваются в качестве дохода, что позволяет банкам выплачивать акционерам дивиденды, не платя налоги в бюджет. За пять лет прибыль казахстанских банков выросла более чем в три раза. Если рентабельность казахстанских банков является одной из самых высоких в мире, то соотношение затрат к доходам – одно из самых низких", – пояснил Жубанов.
Также, по его словам, действующая редакция льготы по освобождению от уплаты НДС организаций, имеющих в составе работников с инвалидностью, позволяет манипулировать данной льготой для уменьшения своих обязательств перед бюджетом. С момента ее принятия сумма освобожденных оборотов по НДС увеличилась в 16 раз, с 5,4 млрд тенге в 2018 году до 86,2 млрд тенге в 2021 году.
"Отдельно необходимо отметить, что в Налоговом кодексе содержатся нормы, предоставляющие льготы индивидуального характера, что противоречит принципу справедливости налогообложения. К примеру, освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога АО "Фонд проблемных кредитов" и частный фонд Nazarbayev Fund. Налоговыми льготами пользуются сеть ТРЦ MEGA, фармацевтические компании, занимающиеся импортом лекарственных средств, которые при этом реализуют их по завышенным ценам. Hyundai Trans Kazakhstan, который занимается в основном сборкой продукции, пользуется нулевой ставкой НДС, реализацию на экспорт производит в Узбекистан. При этом Hyundai Trans Kazakhstan в бюджет Узбекистана уплачено налогов на 25 млн долларов. Более того, эта компания, начиная с 2015 года, получила у государства свыше 160 млрд тенге субсидий", – продолжил он.
В то же время много вопросов возникает при субсидировании экспортеров через возмещение НДС, считает мажилисмен.
"Отсутствует преимущество экспортеров товаров высокого передела перед экспортерами сырья. В 2017-2020 годы экспортировано на 70 трлн тенге, из них 95% сырья, 5% готовой продукции. Как следствие, возврат НДС не стимулирует экспортеров сырья на развитие производства в нашей стране. Например, то же АО "Корпорация "Казахмыс", которое с 2005 по 2021 год возвратило НДС на сумму 543 млрд тенге и не построило ни одного завода готовой продукции. При этом крупные экспортеры имеют преимущества при возврате НДС. Причем активно используют подконтрольные предприятия для схем уклонения от системы управления рисками и, соответственно, уклонения от уплаты налогов", – подчеркнул он.
Всего за период с 2017 по 2020 год предъявлено к возврату НДС 4 трлн тенге, 79% которых приходится на крупные предприятия. С 2019 по 2021 год из страны выведено валюты на сумму 9 трлн тенге, привел он цифры.
"В связи с вышеизложенным считаем необходимым внести следующие предложения: во избежание в ближайшие годы технического дефолта республиканского бюджета срочно принять меры по увеличению доходной части бюджета; провести инвентаризацию действующих налоговых льгот, субсидий и других преференций, в том числе по НДС, с последующим внедрением практики их паспортизации; в дальнейшем обеспечить проведение на системной основе оценки эффективности налоговых льгот, предоставления субсидий и иных преференций с выработкой решений о целесообразности их дальнейшего применения; совершенствовать подходы к отнесению на вычет расходов банками второго уровня", – предложил Жубанов.
Он также предложил предусмотреть преференции, налоговые льготы и преимущества перерабатывающим предприятиям и производителям готовой продукции перед экспортерами сырья, а также исключить из Налогового кодекса все нормы, представляющие льготы индивидуального характера.
Читайте по теме:
Налоговые льготы на три года планируют дать новым проектам в обрабатывающей промышленности РК