Не надо нам помогать, главное – не мешайте

332

Экспертное сообщество, в том числе бизнесмены, не лоббирует программы помощи или поддержки от государства – оно само предлагает пути взаимодействия, причем на системном, а не сиюминутном «кризисном уровне»

Не надо нам помогать, главное – не мешайте

Экспертное сообщество, в том числе бизнесмены, не лоббирует программы помощи или поддержки от государства – оно само предлагает пути взаимодействия, причем на системном, а не сиюминутном «кризисном уровне».

На днях состоялось заседание дискуссионного клуба «Атамекен» при Национальной палате предпринимателей на тему «Новые экономические реалии: что дальше?». Дискуссия прошла во взвешенном и весьма конструктивном ключе. Эксперты сошлись во мнении, что текущие экономические реалии серьезно и качественно изменились. Одни связывали это с принципиальным завершением инвестиционно-сырьевого цикла (Петр Своик), другие – с началом длительного периода низких цен на сырье в целом и нефть в частности (Маргулан Сейсембаев), третьи основывались на статистических данных, показывающих, что проводимая инвестиционная политика в стране неэффективна (Жарас Ахметов).

Я считаю, что прошла очень хорошая дискуссия. Во-первых, все выступления прошли в практическом ключе по реальным проблемам без излишнего теоретизирования, популизма или политизированности. Во-вторых, общий настрой был очень конструктивным, без пустых обвинений или требований к правительству. Все выразили понимание ситуации и роли власти и бизнес-сообщества – не было призывов к мораторию, снижению налоговой нагрузки, популистской критики. Были вполне практичные, реализуемые, адекватные и партнерские предложения к власти.

В-третьих, основным лейтмотивом стала фраза – «предоставьте предпринимателям и гражданам экономическую свободу». Вплоть до того, что «не надо нам столько помогать, главное – не мешайте». Считаю это важным моментом – экспертное сообщество, в том числе бизнесмены, не выстраивает и не лоббирует программы помощи или поддержки от государства – оно само предлагает пути взаимодействия, причем на системном, а не сиюминутном «кризисном уровне». Я бы распределил ключевые проблемы и предложенные пути их решения по нескольким основным направлениям.

Либерализация экономики

Все эксперты были единодушны в этом вопросе, по-разному рассматривая проблему. Это и отказ или реформа государственного капитализма, и сокращение участия государства в экономике. Прозвучало предложение отказаться от ручного управления экономикой.

Критика заключается в том, что в последние годы вместо поддержки предпринимательства и стимулирования частного бизнеса, государство либо предусматривает программу поддержки отраслей, где нет казахстанских предпринимателей, либо начинает напрямую инвестировать в отрасль, где-то конкурируя с предпринимателями и усиливая государственный капитализм. В целом ручное управление такой сложной системой как экономика неэффективно и невозможно. Кроме того, требуется разгосударствление и приватизация активов.

Человеческий фактор

По общему мнению, человеческий фактор в разных своих проявлениях (предпринимательство, трудовые ресурсы) является определяющим в новых реалиях. Развитие человеческого потенциала, квалификации и образования должно стать приоритетным направлением экономической политики.

Необходимо уделить серьезное внимание вопросам внутренней трудовой миграции и оптимизации географического распределения населения и трудовых ресурсов на территории страны. Необходимо разработать (или актуализировать) программы переселения, расселения малых городов, развивать инфраструктуру и жизнеобеспечение населенных пунктов, в который идет приток населения.

Налоговая политика

Эксперты отметили непоследовательность государственной политики в части налогообложения. В новых реалиях необходимо наращивать бюджетные расходы, создавая дополнительный спрос, компенсируя кризисные явления, стимулируя предпринимательство. Стимулирование должно происходить не через участие государства в частном секторе, но через сбалансированную финансовую политику. Фактически же происходит сокращение государственных расходов, что является отражением проциклической бюджетной политики и противоречит официальным декларациям.

С другой стороны, происходит резкое ужесточение фискальной направленности в политике. В попытках пополнения казны под прессинг попадают добросовестные налогоплательщики, с которых пытаются выжать больше налогов именно потому, что эти компании делают бизнес, не скрывают доходов и не уклоняются от налогов, а «серые» конкуренты выпадают из поля зрения налоговых органов. Это подрывает предпринимательскую активность в стране, делает ее более рискованной, что ослабляет экономику и дестабилизирует общество.

Также наблюдаются попытки реформирования налоговой системы, что неприемлемо в текущих условиях. Предлагаемые нововведения в новых реалиях могут усилить кризис, потому что сейчас как никогда важна стабильность условий ведения бизнеса. В этой области эксперты выдвинули такие предложения, как налоговый кредит. То есть рассмотреть возможности предоставления налоговых кредитов на примере Израиля. Когда предприниматели могут вести переговоры с фискальными органами и получать право отсрочить или реструктурировать налоговые платежи.

Кроме того, нужна стабильность налогового законодательства. Надо отложить принципиальные изменения в Налоговый кодекс, дорабатывая и совершенствуя имеющуюся налоговую систему. Что касается изменений в процедурах госуправления, то требуется разработка и внедрения KPI (ключевых показателей) для государственных органов. Дальнейшее развитие электронного правительства для снижения транзакционных издержек. Сюда входит онлайн регистрация договоров между субъектами рынка, переход налоговых органов в онлайн режим. Госрасходы должны быть оптимизированы в административной части, при этом необходимо их наращивание при приобретении услуг частного сектора (рост спроса).

Сельское хозяйство

Эксперты отметили сельское хозяйство, как отрасль с огромным скрытым потенциалом. Эффективность подсобных хозяйств в десятки раз выше, чем в среднем по сельскому хозяйству, при этом огромные площади не вовлечены в оборот, либо непригодны для эффективной работы. Действующие владельцы не развивают эти активы.

Вовлечение в оборот этих земель как в юридическом смысле, так и в физическом – государственные инвестиции в орошение и инфраструктуру вокруг земель – могут дать существенный экономический эффект уже в течение нескольких лет.

Финансовый рынок

Ряд экспертов выдвинули предложения по развитию финансового и фондового рынка, предполагая, что там есть скрытый потенциал. Предложения носят специфический характер и, по-видимому, требуют специализированного обсуждения. Это вопросы доступа к KASE, внедрения деривативов, вопросы приема платежей из-за рубежа.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться