Открывшемуся небу над Москвой казахстанцы могли радоваться совсем недолго. Напомним, прямые перелеты в российскую столицу с частотой всего раз в семь дней восстановили на прошлой неделе. Но продаж на рейсы "Эйр Астаны" сегодня нет до декабря. А по заявленной авиакомпанией цене в 91 800 тенге билетов никто не видел и вовсе, – говорят представители туррынка, имеющие доступ к внутренним системам бронирования. При этом аэрофлотовские рейсы вообще исчезли из этих систем. Компании-агрегаторы, типа "Авиаты" также не продают места на борт "Аэрофлота". Помочь, например, сотням студентов вылететь на учебу в Россию могла бы, например, SCAT, но этой авиакомпании пока не дают разрешения возобновить перелеты. И вопрос теперь не только в высоких ценах на московское направление (у "Эйр Астаны" – около 300 тысяч, у "Аэрофлота" – около 200 тысяч тенге), но и в том, как их найти.
Тарифная политика
Соцсети и СМИ в Казахстане на днях бурно обсуждали тарифы на перелет в Москву:
"До пандемии за 80 тысяч тенге слетать можно было, а тут 300 тысяч и даже выше миллиона тенге – за рейс с пересадкой в Стамбуле".
На запрос портала inbusiness.kz в "Эйр Астане" подчеркнули, что "повышения тарифов на перелет в Москву по сравнению с докризисным периодом компания не производила". И напомнили, что госрегулирования и предельных цен на авиаперевозки в республике нет, поэтому "все транспортные предприятия вправе устанавливать свободные (договорные) тарифы в соответствии с правилами ценообразования". На вопрос о количестве проданных "дешевых" билетов за 91 тысячу тенге и их наличии на последующие рейсы в пресс-службе авиакомпании предпочли не отвечать, пояснив только свою тарифную политику.
"При определении различных уровней тарифов авиакомпания ориентируется на такие факторы, как суточные и сезонные колебания спроса, конкурентная среда, потенциал авиакомпаний-конкурентов, изменение ценовой политики компаний – поставщиков топлива, аэропортового обслуживания, аэронавигационного обслуживания и другие. Особенное влияние оказывают экономические и политические факторы", – рассказали в "Эйр Астане".
Что касается "билетов за миллион", то, во-первых, речь идет о многочасовом рейсе "Эйр Астаны" с пересадкой на самолет "Аэрофлота" в Стамбуле или Дубае. Эти билеты были в продаже и до недавнего запуска прямых перелетов, а их цена сформирована "сложением нескольких тарифов разных авиакомпаний". А во-вторых, как отмечает турбизнес, покупка такого направления совершенно бессмысленна, потому что до сих пор гражданам Казахстана разрешены исключительно прямые перелеты в Россию, и пограничники на транзитный борт казахстанцев не пускают. Таким образом, долететь даже "за миллион" можно только до Турции или Дубая. Исключение – иностранцы, вылетающие этим рейсом из Алматы и благополучно прибывающие в Домодедово. Несмотря на бесполезность для граждан РК данного рейса, с продаж его "Эйр Астана" не снимает, а сколько людей уже выкупили дорогой билет и не долетели до Москвы, остается интересной тайной.
"Эти тарифы нужно либо снимать с продаж, чтобы они просто нигде не появлялись, либо должно быть предупреждение: ознакомьтесь с текущими правилами пересечения границ. А вообще, это головная боль самого пассажира – узнавать все правила, изучать. Либо агент должен консультировать и говорить, что есть ограничения по таким стыковочным тарифам", – прокомментировал Еркин Тикенов, директор консалтинговой компании Incide Travel, основатель Facebook-сообщества предпринимателей "Технологии туризма Казахстана".
Чем лететь в Россию?
Итак, официально старт прямых регулярных рейсов между Россией и Казахстаном дан с 21 сентября. Ограничения, действовавшие с марта, были сняты решениями правительств обеих стран. Две авиакомпании – "Аэрофлот" и "Эйр Астана" могут выполнять прямые перелеты между городами Нур-Султан – Москва и только раз в неделю. Для казахстанского перевозчика – это среда, для российского – воскресенье. Другие местные авиакомпании такой возможности еще не получили, хотя, например, SCAT до пандемии имела даже больше направлений в РФ, чем "Эйр Астана" – шесть городов (Москва, Астрахань, Сочи, Краснодар, Минеральные Воды и Махачкала) против пяти (Москва, Санкт-Петербург, Омск, Новосибирск, Екатеринбург).
У "Эйр Астаны" сегодня на московский маршрут поставлен Boeing 767, располагающий 193 местами экономкласса и 30 – класса "бизнес". Но, как уже было сказано, продаж на этот рейс до декабря у "Эйр Астаны" уже нет. В компании сообщили, что спрос на данное направление очень высокий. До пандемии между двумя странами казахстанскими и российскими авиакомпаниями совершался 181 рейс в неделю. Из них только в Москву из Нур-Султана и Алматы – 56 рейсов.
"То есть тот объем пассажиропотока, который ранее летал на 56 рейсах в неделю, должен уместиться в два рейса в неделю (один – "Эйр Астаны" и один – "Аэрофлота"). Конечно, это нереально, из-за чего и происходит ажиотаж. При этом основная часть пассажиров на этих полных рейсах – это пассажиры с авиабилетами на рейсы, отмененные ранее в связи с закрытием границ между государствами. Среди них есть и те, кто ранее покупал билеты по 91 800 тенге. "Эйр Астана" проводит политику бесплатного перебронирования авиабилетов на отмененные рейсы без взимания дополнительных сборов и разницы между тарифами", – отметили в пресс-службе авиаперевозчика, отвечая на запрос inbusiness.kz.
По "Аэрофлоту" ситуация не вполне ясная. Первый рейс из Москвы в Нур-Султан и обратно в минувшее воскресенье, 27 сентября, состоялся. Но купить билеты на последующие перелеты, как отмечают представители турагентств, сейчас невозможно. Рейсы даже не отображаются в системах бронирования.
Собственник турфирмы с 20-летним стажем работы в этом бизнесе – одна из тех с кем поговорил inbusiness.kz при написании статьи. Как и многие ее коллеги, она имеет доступ к специализированной дистрибьюторской системе Amadeus и в оперативном режиме мониторит как изменение цен, так и наличие мест. По ее словам (запись разговора есть в редакции. – Прим. авт.), билеты на первый рейс "Аэрофлота" были выкуплены в первые же часы старта продаж, а бронь, которую она сделала для себя и клиентов на конец октября, неожиданно снялась.
"Обыкновенный человек, обыватель, сейчас вообще не понимает, что делать. У нас на эти билеты аукцион скоро будут выставлять – билетов никаких нет! Я думаю, что на "Аэрофлот" билеты не распродались, а просто закрылись продажи, этих рейсов сейчас вообще нет в системе, их не видно. А возможно, дело просто в больших предзаказах. "Эйр Астану" нам в системе показывает, но мест везде пишет – ноль", – рассказала собеседница inbusiness.kz.
Альтернативой для тех, кому срочно нужно вылететь в Россию, сейчас, по ее словам, остаются только "Уральские авиалинии". Они ежедневно (!) выполняют рейсы из Алматы в Москву, причем по гораздо более низким ценам – в среднем за 75 тысяч тенге в одну сторону.
В авиакомпании SCAT пока воздерживаются от сообщений о возможных рейсах в Россию, обещая дать официальный релиз. Тем не менее call-центр компании, отвечая на звонки граждан, уже сообщает, что на октябрь планируется несколько чартеров. Но билетов в продаже еще нет – по этим рейсам ждут разрешения с российской стороны. А вопрос возобновления регулярных перелетов, по крайней мере до конца октября, пока не стоит.
Посмотрим, какие же билеты на Москву и по каким ценам есть в доступе на, например, начало декабря.
Сервис-агрегатор Aviata.kz на 2 декабря предлагает "самый быстрый и самый дешевый" – от "Уральских авиалиний" из Алматы – за 55 тысяч тенге. У компании S7 Airlines на эту же дату можно купить билет с пересадкой в Новосибирске за 75 тысяч тенге. Есть на эту дату и "Эйр Астана" – но бортом российской S7 Airlines (в рамках соглашения авиакомпаний), и это будет рейс через Новосибирск и Красноярск до Домодедово – за 160 тысяч тенге, либо с одной пересадкой в новосибирском аэропорту Толмачово – за 495 тысяч тенге, либо по тому же маршруту, но вдвое дороже за то, что пассажир получает "минус один день транзитного ожидания". Из Нур-Султана на эту дату пока в наличии билеты на прямой рейс до Москвы по стоимости в 294 тысячи тенге.
Авиасообщение в кризис
Негативное влияние ограничений отразится в падении пассажиропотока более чем на 50%. Таких годовых показателей, в частности, ждут в SCAT Airlines.
"Компания получает большое количество обращений в отношении рейсов в Российскую Федерацию. Рассматриваются все возможные варианты. Снятие существующих ограничений российской стороной позволит восстановить авиасообщение по всем существовавшим ранее направлениям", – отметили в пресс-службе.
Вопрос по чартерам окончательно еще не решен, перевозчик обещает дополнительно сообщить об этом в ближайшие дни. При этом в компании поделились новостями о возобновлении ряда других туристических направлений на фоне все еще сильно ограниченного неба и рассказали о том, как выживает казахстанский авиаперевозчик в условиях пандемии.
Турецкое направление в июле не принесло ожидаемых доходов, рассказали в пресс-службе. До того как турецкая сторона отказалась принимать туристов из Казахстана, компании удалось выполнить только три рейса в Турцию при средних показателях загрузки более 83%.
Но оптимизма авиаперевозчикам добавляет довольно быстрое восстановление авиационного сообщения внутри страны.
Из регионов теперь можно вылететь и за рубеж. Рейсы из Казахстана в Египет и Турцию возобновились в сентябре, открылись регулярные направления в Стамбул из Шымкента и Актау со стыковками с городами Казахстана, а с октября начинаются прямые перелеты в Шарм-Эль-Шейх из Шымкента, Актобе и Костаная. В авиакомпании отметили, что "стоимость перелетов не претерпела каких-либо изменений".
Тем временем, напомним, позавчера, 30 сентября, министр здравоохранения Алексей Цой предложил с 5 октября приостановить возобновление авиасообщений с другими странами, не увеличивать сообщение с теми странами, с которыми оно уже возобновлено, и сократить вылеты в Турцию. Такие меры вызваны подготовкой к новой волне коронавируса.
Виктория Кучма
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!