/img/tv1.svg
RU KZ
Небо не для всех

Небо не для всех

Перелеты в Москву разрешены только одной казахстанской авиакомпании, но билетов на эти рейсы нет в продаже до декабря.

12:07 02 Октябрь 2020 50668

Небо не для всех

Автор:

Виктория Кучма

Фото: Максим Морозов

Открывшемуся небу над Москвой казахстанцы могли радоваться совсем недолго. Напомним, прямые перелеты в российскую столицу с частотой всего раз в семь дней восстановили на прошлой неделе. Но продаж на рейсы «Эйр Астаны» сегодня нет до декабря. А по заявленной авиакомпанией цене в 91 800 тенге билетов никто не видел и вовсе, – говорят представители туррынка, имеющие доступ к внутренним системам бронирования. При этом аэрофлотовские рейсы вообще исчезли из этих систем. Компании-агрегаторы, типа «Авиаты» также не продают места на борт «Аэрофлота». Помочь, например, сотням студентов вылететь на учебу в Россию могла бы, например, SCAT, но этой авиакомпании пока не дают разрешения возобновить перелеты. И вопрос теперь не только в высоких ценах на московское направление (у «Эйр Астаны» – около 300 тысяч, у «Аэрофлота» – около 200 тысяч тенге), но и в том, как их найти.

Тарифная политика

Соцсети и СМИ в Казахстане на днях бурно обсуждали тарифы на перелет в Москву:

«До пандемии за 80 тысяч тенге слетать можно было, а тут 300 тысяч и даже выше миллиона тенге – за рейс с пересадкой в Стамбуле».

На запрос портала inbusiness.kz в «Эйр Астане» подчеркнули, что «повышения тарифов на перелет в Москву по сравнению с докризисным периодом компания не производила». И напомнили, что госрегулирования и предельных цен на авиаперевозки в республике нет, поэтому «все транспортные предприятия вправе устанавливать свободные (договорные) тарифы в соответствии с правилами ценообразования». На вопрос о количестве проданных «дешевых» билетов за 91 тысячу тенге и их наличии на последующие рейсы в пресс-службе авиакомпании предпочли не отвечать, пояснив только свою тарифную политику.

«При определении различных уровней тарифов авиакомпания ориентируется на такие факторы, как суточные и сезонные колебания спроса, конкурентная среда, потенциал авиакомпаний-конкурентов, изменение ценовой политики компаний – поставщиков топлива, аэропортового обслуживания, аэронавигационного обслуживания и другие. Особенное влияние оказывают экономические и политические факторы», – рассказали в «Эйр Астане».

Что касается «билетов за миллион», то, во-первых, речь идет о многочасовом рейсе «Эйр Астаны» с пересадкой на самолет «Аэрофлота» в Стамбуле или Дубае. Эти билеты были в продаже и до недавнего запуска прямых перелетов, а их цена сформирована «сложением нескольких тарифов разных авиакомпаний». А во-вторых, как отмечает турбизнес, покупка такого направления совершенно бессмысленна, потому что до сих пор гражданам Казахстана разрешены исключительно прямые перелеты в Россию, и пограничники на транзитный борт казахстанцев не пускают. Таким образом, долететь даже «за миллион» можно только до Турции или Дубая. Исключение – иностранцы, вылетающие этим рейсом из Алматы и благополучно прибывающие в Домодедово. Несмотря на бесполезность для граждан РК данного рейса, с продаж его «Эйр Астана» не снимает, а сколько людей уже выкупили дорогой билет и не долетели до Москвы, остается интересной тайной.

«Эти тарифы нужно либо снимать с продаж, чтобы они просто нигде не появлялись, либо должно быть предупреждение: ознакомьтесь с текущими правилами пересечения границ. А вообще, это головная боль самого пассажира – узнавать все правила, изучать. Либо агент должен консультировать и говорить, что есть ограничения по таким стыковочным тарифам», – прокомментировал Еркин Тикенов, директор консалтинговой компании Incide Travel, основатель Facebook-сообщества предпринимателей «Технологии туризма Казахстана».

Чем лететь в Россию?

Итак, официально старт прямых регулярных рейсов между Россией и Казахстаном дан с 21 сентября. Ограничения, действовавшие с марта, были сняты решениями правительств обеих стран. Две авиакомпании – «Аэрофлот» и «Эйр Астана» могут выполнять прямые перелеты между городами Нур-Султан – Москва и только раз в неделю. Для казахстанского перевозчика – это среда, для российского – воскресенье. Другие местные авиакомпании такой возможности еще не получили, хотя, например, SCAT до пандемии имела даже больше направлений в РФ, чем «Эйр Астана» – шесть городов (Москва, Астрахань, Сочи, Краснодар, Минеральные Воды и Махачкала) против пяти (Москва, Санкт-Петербург, Омск, Новосибирск, Екатеринбург).

У «Эйр Астаны» сегодня на московский маршрут поставлен Boeing 767, располагающий 193 местами экономкласса и 30 – класса «бизнес». Но, как уже было сказано, продаж на этот рейс до декабря у «Эйр Астаны» уже нет. В компании сообщили, что спрос на данное направление очень высокий. До пандемии между двумя странами казахстанскими и российскими авиакомпаниями совершался 181 рейс в неделю. Из них только в Москву из Нур-Султана и Алматы – 56 рейсов.

«То есть тот объем пассажиропотока, который ранее летал на 56 рейсах в неделю, должен уместиться в два рейса в неделю (один – «Эйр Астаны» и один – «Аэрофлота»). Конечно, это нереально, из-за чего и происходит ажиотаж. При этом основная часть пассажиров на этих полных рейсах – это пассажиры с авиабилетами на рейсы, отмененные ранее в связи с закрытием границ между государствами. Среди них есть и те, кто ранее покупал билеты по 91 800 тенге. «Эйр Астана» проводит политику бесплатного перебронирования авиабилетов на отмененные рейсы без взимания дополнительных сборов и разницы между тарифами», – отметили в пресс-службе авиаперевозчика, отвечая на запрос inbusiness.kz.

По «Аэрофлоту» ситуация не вполне ясная. Первый рейс из Москвы в Нур-Султан и обратно в минувшее воскресенье, 27 сентября, состоялся. Но купить билеты на последующие перелеты, как отмечают представители турагентств, сейчас невозможно. Рейсы даже не отображаются в системах бронирования.

Собственник турфирмы с 20-летним стажем работы в этом бизнесе – одна из тех с кем поговорил inbusiness.kz при написании статьи. Как и многие ее коллеги, она имеет доступ к специализированной дистрибьюторской системе Amadeus и в оперативном режиме мониторит как изменение цен, так и наличие мест. По ее словам (запись разговора есть в редакции. – Прим. авт.), билеты на первый рейс «Аэрофлота» были выкуплены в первые же часы старта продаж, а бронь, которую она сделала для себя и клиентов на конец октября, неожиданно снялась.

«Обыкновенный человек, обыватель, сейчас вообще не понимает, что делать. У нас на эти билеты аукцион скоро будут выставлять – билетов никаких нет! Я думаю, что на «Аэрофлот» билеты не распродались, а просто закрылись продажи, этих рейсов сейчас вообще нет в системе, их не видно. А возможно, дело просто в больших предзаказах. «Эйр Астану» нам в системе показывает, но мест везде пишет – ноль», – рассказала собеседница inbusiness.kz.

Альтернативой для тех, кому срочно нужно вылететь в Россию, сейчас, по ее словам, остаются только «Уральские авиалинии». Они ежедневно (!) выполняют рейсы из Алматы в Москву, причем по гораздо более низким ценам – в среднем за 75 тысяч тенге в одну сторону.

В авиакомпании SCAT пока воздерживаются от сообщений о возможных рейсах в Россию, обещая дать официальный релиз. Тем не менее call-центр компании, отвечая на звонки граждан, уже сообщает, что на октябрь планируется несколько чартеров. Но билетов в продаже еще нет – по этим рейсам ждут разрешения с российской стороны. А вопрос возобновления регулярных перелетов, по крайней мере до конца октября, пока не стоит.

Посмотрим, какие же билеты на Москву и по каким ценам есть в доступе на, например, начало декабря.

Сервис-агрегатор Aviata.kz на 2 декабря предлагает «самый быстрый и самый дешевый» – от «Уральских авиалиний» из Алматы – за 55 тысяч тенге. У компании S7 Airlines на эту же дату можно купить билет с пересадкой в Новосибирске за 75 тысяч тенге. Есть на эту дату и «Эйр Астана» – но бортом российской S7 Airlines (в рамках соглашения авиакомпаний), и это будет рейс через Новосибирск и Красноярск до Домодедово – за 160 тысяч тенге, либо с одной пересадкой в новосибирском аэропорту Толмачово – за 495 тысяч тенге, либо по тому же маршруту, но вдвое дороже за то, что пассажир получает «минус один день транзитного ожидания». Из Нур-Султана на эту дату пока в наличии билеты на прямой рейс до Москвы по стоимости в 294 тысячи тенге.

Авиасообщение в кризис

Негативное влияние ограничений отразится в падении пассажиропотока более чем на 50%. Таких годовых показателей, в частности, ждут в SCAT Airlines.

«Компания получает большое количество обращений в отношении рейсов в Российскую Федерацию. Рассматриваются все возможные варианты. Снятие существующих ограничений российской стороной позволит восстановить авиасообщение по всем существовавшим ранее направлениям», – отметили в пресс-службе.

Вопрос по чартерам окончательно еще не решен, перевозчик обещает дополнительно сообщить об этом в ближайшие дни. При этом в компании поделились новостями о возобновлении ряда других туристических направлений на фоне все еще сильно ограниченного неба и рассказали о том, как выживает казахстанский авиаперевозчик в условиях пандемии.

Турецкое направление в июле не принесло ожидаемых доходов, рассказали в пресс-службе. До того как турецкая сторона отказалась принимать туристов из Казахстана, компании удалось выполнить только три рейса в Турцию при средних показателях загрузки более 83%.

Но оптимизма авиаперевозчикам добавляет довольно быстрое восстановление авиационного сообщения внутри страны.

Из регионов теперь можно вылететь и за рубеж. Рейсы из Казахстана в Египет и Турцию возобновились в сентябре, открылись регулярные направления в Стамбул из Шымкента и Актау со стыковками с городами Казахстана, а с октября начинаются прямые перелеты в Шарм-Эль-Шейх из Шымкента, Актобе и Костаная. В авиакомпании отметили, что «стоимость перелетов не претерпела каких-либо изменений».

Тем временем, напомним, позавчера, 30 сентября, министр здравоохранения Алексей Цой предложил с 5 октября приостановить возобновление авиасообщений с другими странами, не увеличивать сообщение с теми странами, с которыми оно уже возобновлено, и сократить вылеты в Турцию. Такие меры вызваны подготовкой к новой волне коронавируса.

Виктория Кучма


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Тимур Кулибаев: Модернизация и расширение магистральных путей может увеличить экспорт в Китай

В 2020 году Казахстан увеличил грузооборот с Китаем, об этом сообщил председатель комитета логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей Сауат Мынбаев на заседании отраслевого комитета с участием председателя президиума НПП «Атамекен» Тимура Кулибаева.

02 Октябрь 2020 09:29 2766

Фото: atameken.kz

В результате договоренности ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» с китайской железнодорожной администрацией металлурги и производителиями сельхозтехники смогли увеличить объем экспорта на пункте пропуска Достык – Алашанькоу. Грузоотправители и частные перевозчики выразили готовность увеличить объемы экспорта. При этом серьезные опасения у них вызывает недостаточное развитие транспортной инфраструктуры. Грузоотправители и перевозчики выразили готовность помочь в расширении и модернизации пункта «Достык», отметили, что подготовку необходимо начать уже в текущем году. 

«Сейчас удачное время для наших производителей, открылся китайский рынок для сельскохозяйственной продукции. Есть договоренность с китайской стороной, мы пропускаем 18 грузовых поездов в сутки. Мы уже грузим в 2,5 раза больше по сравнению с прошлым годом. Однако, это не весь потенциал, нужна инфраструктура. Планируется, что в 2021 году нам помогут частники, которые будут осуществлять перевалку грузов. Мы должны построить дополнительные раздельные пункты, чтобы можно было больше и чаще пропускать. Но необходимо модернизировать участок Достык – Мойынты – это большой проект. Нужна вторая линия на данной магистрали, также надо расширять узкие места. Поэтому нам необходима взвешенная программа развития и финансирование», – подчеркнул Сауат Мынбаев.

В нынешнем году в действие вступила госпрограмма инфраструктурного развития «Нурлы жол», рассчитанная до 2025 года. Однако не все мероприятия поддержаны, в связи с чем комитет логистики и перевозок палаты настаивает на необходимости разработки комплексного плана развития отраслей транспорта до 2030 года.

Заместитель председателя отраслевого комитета НПП Юрий Лавриненко добавил:

«Мы хотели детальный план, чтобы исключить существующие искажения, своевременно подготовиться к интеграционным моментам. Разработку комплексного плана поддержало правительство, но финансирование не предусмотрено. Нужны исследования, чтобы мы вышли на новый уровень. Сейчас министерство индустрии и инфраструктурного развития консолидирует недостаточно проработанные предложения от представителей отрасли».

В ходе встречи обсудили вопросы, касающиеся взаимодействия с национальным перевозчиком – «Қазақстан темір жолы» – в части прозрачности формирования новых тарифов на услуги локомотивной тяги и магистральной железнодорожной сети.

Глава Нацпалаты подчеркнул, что вопросы тарифного регулирования всегда чувствительны для бизнеса и требуют детального обсуждения со всеми заинтересованными сторонами.

«Нам необходимо найти компромисс, посмотреть все расчеты, встретиться с грузоотправителями и частным сектором. Расширение и ремонт магистралей необходимы. Надо совместно с правительством рассмотреть проекты магистральных путей, сделать акцент на модернизацию, чтобы нарастить экспортный потенциал», – подчеркнул Тимур Кулибаев.    

В целом, по словам главы отраслевого комитета НПП, внутриэкономическая ситуация негативно сказалась на занятости людей в отрасли перевозок. Во II квартале она снизилась на 3,5 % по сравнении с аналогичным периодом 2019 года. Самое большое снижение занятых в сфере транспорта наблюдается в Карагандинской области – 16,7 %, ВКО – 10,3 % и Павлодарской области – 9,8 %. За восемь месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года объем инвестиций уменьшился на 2,3%.

В текущем году комитет продолжит разработку комплексного плана развития отраслей транспорта на 2021-2030 годы с активным участием представителей рынка.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Как запрет авиасообщений отразился на логистике Казахстана

Грузооборот для воздушного транспорта за время карантина в РК снизился на 46,1%.

03 Сентябрь 2020 09:07 3830

Фото: Максим Морозов

Запрет на авиасообщение с ОАЭ, Белоруссией, Германией, Нидерландами, Египтом, Украиной и Россией сильно повлиял как на пассажирские, так и на грузовые перевозки. Грузооборот для воздушного транспорта за время карантина в РК снизился на 46,1% в сравнении с прошлогодним. Об этом директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Рамиля Ахметова сообщила корреспонденту Inbusiness.kz.

«С этими странами у нас был постоянный товарообмен электроникой и фармацевтикой, которые часто доставляют авиатранспортом. Когда число рейсов сократилось, грузы с пометкой «срочно» стали отправлять другими видами транспорта. Автомобильные грузоперевозки, конечно, в этот период также реализовывались с трудом в связи с большими задержками на границе. В итоге всех «выручили» перевозки железнодорожным транспортом. Помимо этого, количество рейсов из Юго-Восточной Азии (Корея, Гонконг, Малайзия) сократилось в пять раз», – говорит Рамиля Ахметова.

По словам директора филиала, из-за введенных ограничений в следствии пандемии колоссальные убытки понесли авиакомпании, доставляющие только гуманитарные грузы. Так, авиакомпании Казахстана за первое полугодие заработали на 40% меньше, чем за тот же период 2019 года. Пандемия сильно ударила по отрасли. Большая часть коммерческих грузов находилась в ожидании чартерных рейсов, либо же их перенаправляли на другие виды транспорта.

Вместе со снижением товарооборота изменилась номенклатура товаров. На первое место вышли фармацевтическая продукция, продукты питания, медицинское оборудование и средства индивидуальной защиты.

Согласно статистике, за январь-февраль текущего года товарооборот между Казахстаном и Китаем составил $2,2 млрд, в том числе экспорт – $1,4 млрд, импорт – $789,7 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года объем взаимной торговли вырос на 7,9%, или $159,6 млн. Рост торговли между странами был зафиксирован в январе 2020 года. Однако в феврале из-за ограничительных мер по борьбе с COVID-19 товарооборот между Казахстаном и КНР упал на 9%.

«Известно, что все-таки Казахстан больше импортирует готовую продукцию, оборудование, товары народного потребления. Именно в феврале идет разрыв в показателях, что демонстрирует, что было больше экспорта из Казахстана, нежели импорта из Китая. Парадоксально, но факт – поскольку закрыли приграничную торговлю на МЦПС «Хоргос». На границах были заторы. Поэтому в феврале, из-за ограничительных мер по борьбе с COVID-19, товарооборот между Казахстаном и КНР упал на 9%», – добавила спикер.

Товарооборот в феврале снизился в основном за счет сокращения импорта, поясняет Рамиля Ахметова. За этот период импорт Казахстана из Китая упал сразу на 23,5% за год и составил $238,6 млн. Экспорт казахстанских товаров в КНР снизился на 0,9%, до $565 млн. Казахстан экспортирует рафинированную медь, природный газ, ферроспалы, злаки и масличные семена, руды металлов, в основном первичное сырье.

Введенные ограничения отразились и на сроках доставки, спросе и тарифах авиаотправок.

«Выросла стоимость фрахта (плата за перевозку груза) – в первую очередь из-за сокращения рейсов, что негативно отразилось на сроках доставки. Например, авиапоставка из Китая до Алматы за 1 кг до карантина стоила 4,6 USD за 1 кг. В период пандемии ставка выросла в 1,5 раза, до 7,8 USD. Затем, когда ситуация стала стабилизироваться, ставка немного снизилась. Но к прежним показателям она уже не вернется», – поделилась собеседница.

По словам спикера, за время ограничений показатели изменились практически у каждой компании. Многие останавливали или сокращали производство.

«Карантин отразился и на логистике, но не критично. Грузопоток, так или иначе, движется. Приходится оперативно подстраиваться под новые обстоятельства, клиентские запросы и потребности: прорабатываем и предлагаем альтернативные варианты маршрутов, подбираем оптимальное соотношение сроков доставки и цены», – сообщает она.

Выросший за время пандемии спрос на интернет-продажи повлек за собой рост спроса на расчет и доставку сборных грузов. Некоторые компании стали демпинговать по ставкам или предоставлять привлекательные условия платежей с отсрочкой, чтобы выиграть конкуренцию. Малые компании, не всегда готовые к таким условиям игры, были вынуждены покинуть рынок. Таким образом, по словам Рамили Ахметовой, в кризис происходит своеобразный естественный отбор.

«Количество игроков рынка авиаперевозок уменьшилось: кто-то, к сожалению, не пережил кризис. Значительно выросли цены по рынку, – добавляет она. – Чтобы не было сбоев в логистике, наша команда оставалась в прежнем рабочем режиме удаленно. Все грузы были под контролем, мы – постоянно на связи с клиентами, агентами и поставщиками по каждому заказу. Стали предлагать альтернативные маршруты, учитывая перебои с автотранспортом, и сделали ставку на ж/д маршруты».

По мнению директора филиала, рынок постепенно оживает. И, если не будет резкого ухудшения эпидемиологической ситуации, грузопотоки вернутся на допандемический уровень примерно во II квартале 2021 года. Объем товарооборота станет прежним, что будет связано с отложенным спросом.

«По мнению экспертов, вирус никуда не уйдет. Невозможно, да и бессмысленно продолжать держать авиаотрасль под стеклянным колпаком. Решение логично и ожидаемо. Постепенно правительства многих государств договариваются о взаимном открытии границ и возобновлении авиасообщения, – рассуждает она. – Чтобы преодолеть текущий кризис, необходима поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства. Например, налоговые послабления на определенный восстановительный период, льготное кредитование. Дорогу преодолеет идущий: рынок медленно оживает».

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!