Неоклассический балет "Собор Парижской Богоматери" поставит в Астане Алтынай Асылмуратова

10293

Алтынай Асылмуратова – Народная артистка России, художественный руководитель балетной труппы "Астана Опера" - осуществляет грандиозные проекты, один из которых – премьера балета "Собор Парижской Богоматери" Ролана Пети. Об этом она рассказала в интервью пресс-службе театра "Астана Опера".

Неоклассический балет "Собор Парижской Богоматери" поставит в Астане Алтынай Асылмуратова

- Алтынай Абдуахимовна, желание поставить на сцене столичного театра современные шедевры западноевропейских хореографов вы озвучили сразу, как только приступили к работе художественного руководителя балетной труппы "Астана Опера". Почему список начинает именно эта постановка, и почему Ролан Пети?

- Прежде чем планировать репертуар, первым делом смотришь на возможности балетной труппы. Второе, что хочется реализовать – это внести в него разные жанры спектаклей, а "Собор Парижской Богоматери" - это неоклассика. У нас в репертуаре уже есть красивые балеты - "Лебединое озеро", "Баядерка" и другие классические постановки, поэтому необходимо было добавить еще стильные современные спектакли.  В "Соборе" очень много работы для кордебалета, хоть и выглядят танцы больше как механические движения, постановка очень сложная, требующая точности, музыкальности. Это, на мой взгляд, хорошая работа – шаг вперед для развития балетной труппы в направлении к современной хореографии. Плюс ко всему, и сама тема достаточно трогательная – роман Виктора Гюго. В репертуаре "Астана Опера" должны быть постановки, которые проверены временем, наглядный пример - "Собор Парижской Богоматери".   

- Каждому артисту балета, наверное, важно пройти школу Ролана Пети? Что она дает, если остановиться на деталях?

- Как вы знаете, мы уже год зрителю регулярно предлагаем концерты Гала-балета. Программу помимо классических номеров с каждым концертом пополняют все новые и новые номера замечательных современных хореографов. В мире их танцуют только звезды. Это "Кармен", "Леда и Лебедь", "Таис" и многие другие. Я пригласила известных балетмейстеров, чтобы понять возможности труппы. Ведь у каждого хореографа свои требования. Они очень скрупулезно относятся к своему делу – каждое движение несет в себе информацию, оно что-то означает, это не просто набор действий, который пришел в голову. Поэтому, в балете, как и в целом, в искусстве, важно из первых уст перенимать стиль, опыт, иначе вся изюминка, весь смысл теряются. И здесь для артиста балета эти взаимоотношения, нюансы очень важны, так как каждый персонаж говорит на своем языке. Я думаю, что артистам будет интересно не только работать, но и слушать это.    

- Вы были примой Мариинского, Лондонского Королевского балета, и неудивительно, что вы исполняли  партии из репертуара Ролана Пети. Как все началось?

- Мне повезло, что все это случилось во время перестройки в СССР, когда "железный занавес" открылся, и можно было попробовать свои силы в зарубежных театрах. Я познакомилась с известным в балетных кругах импресарио Джейн Херман, ставшей впоследствии моим агентом. Так я попала в Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне. Мне довелось поработать с ведущими западноевропейскими хореографами -  Кеннетом Макмилланом, Джеромом Роббинсом, Морисом Бежаром. Позже, имея опыт работы в зарубежных труппах, я встретилась с Роланом Пети. Французская школа балета знаменита своими традициями и очень скрупулёзной работой над чистотой хореографического рисунка. Я, конечно, очень старалась. В школе французской хореографии культивируют "работу стоп". И если ты не дотянул три миллиметра в пятой позиции - это уже ошибка. Прошло полгода, прежде чем репетитор сказал мне о том, что Ролан Пети считает меня балериной его школы.

- Каким он вам запомнился? Что больше всего в нем понравилось?

- Я очень рада, что у меня была возможность общаться с ним не только как с хореографом, но и как с человеком вне работы. Ролан Пети – обладатель твердого характера, он может быть очень требовательным и жестким, но это человек безумно интеллектуальный, разносторонний, имеющий свою точку зрения, стержень. Поцелованный Богом человек. И это счастье иметь возможность пообщаться с такой личностью. Слышать о нем, это одно, а когда видишь вживую и работаешь с человеком, который создавал историю, имел определенное влияние, это сравнимо с тем, что ты читаешь живую книгу. Он нес в себе культуру. Никогда не забуду его молодые глаза, хотя, когда я познакомилась с ним, он уже был в возрасте, но производил впечатление молодого человека в тонусе, очень эмоциональный, с сильной энергией. Они с супругой Зизи были уникальной парой. Каждый день занимались классикой. Несмотря на свой возраст, выкладывались в полной мере и этим подавали пример всем нам. Мне сейчас его очень не хватает. Когда мы только познакомились с Роланом Пети, он мне сразу сказал, что у него компания не большая, но мы как одна семья, и, со временем, я действительно ощутила эту сплоченность, единение. Очень приятная атмосфера. Любой артист мог подойти и поговорить с ним. Он был открытым человеком, но в работе спуску не давал.             

- Надо полагать, что следующим спектаклем, который пополнит репертуар театра, будет постановка Кеннета Макмиллана?

- Очень хотелось бы. Один из лучших балетов – "Манон Леско", можно сказать даже визитная карточка, потому что у него очень много спектаклей, но именно этот ассоциируется с Макмилланом. Тоже очень сложный, большой драматический балет, словно фильм с развивающимся действием. Очень трудно выдержать этот стиль. Ролан Пети – французский хореограф, а у англичан свои предпочтения в плане стиля, поэтому очень хочется сохранить этот аромат, как в оригинале, и представить казахстанскому зрителю.    

- Какая должна быть политика в системе отбора репертуара, скажем, что нужно первым делом поставить из шедевров мировой хореографии, которых еще у нас нет?  

- На мой взгляд, сейчас обязательно нужно пополнить репертуар еще национальными спектаклями, поставленными на национальную музыку национальными хореографами. Может это будет современный балет, но, конечно, это должна быть качественная работа, которая будет подчеркивать национальный колорит. Истории есть, музыка есть, но нет хореографа. Необходимо взрастить своих талантливых художников. Я уверена, что они есть в Казахстане. Эту сторону надо развивать.         

- Вы руководите балетной труппой "Астана Опера" уже второй год. Одного года мало, конечно, чтобы проводить анализ или давать оценку профессионального роста артистов, все же вы довольны работой труппы?

- Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. В определенной степени, довольна, но в то же время – нет. Я понимаю артистов, им трудно перестроиться. Они привыкли к другому темпу, требованиям, и, соответвенно, не все это новое воспринимают. Некоторые хотят, им нравится, они готовы, а тем, кому тяжело, им не по душе. Это естественно. Смотрю на возможности балетной труппы и, исходя из этого, понимаю, что нам нужно еще и не год, и не три. Первую ступеньку мы уже прошли, скажем так. Теперь еще выше и выше будем расти, пополняя репертуар. "Рабочий вирус" в артистов поселился, желание есть – это самое главное.  

Пресс-служба "Астана Опера"  

Фото: пресс-служба 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться