Члены Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров QAMS обратились с рядом предложений в части налогообложения операций на фондовом рынке в профильные министерства и ведомства, а также в парламент РК, передает inbusiness.kz.
Напомним, что в настоящее время в мажилисе работает рабочая группа по проекту Налогового кодекса, куда на прошлой неделе вошли и члены QAMS.
Предложения Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров QAMS состоят в том, чтобы налоговая политика в отношении налогообложения была более гибкой. Предлагается создать налоговые стимулы для граждан РК, чтобы они охотно раскрывали свои доходы, в том числе на зарубежных рынках. Под налоговыми стимулами подразумевается порог, который в части доходов от прироста стоимости и дивидендов по ценным бумагам не подлежат налогообложению.
По мнению директора ассоциации QAMS Данияра Темирбаева, индустрия розничных инвестиций в Казахстане сформировалась. По его данным, по состоянию на конец июля текущего года в депозитариях бирж KASE и AIX зарегистрировано 4,6 млн индивидуальных инвестиционных счетов, в том числе около 2,8 млн в центральном депозитарии KASE и 1,8 млн в AIX. Рост числа инвестсчетов обусловлен с участием госкомпаний. 70% представительского списка – компании с госучастием.
В QAMS убеждены, что у Казахстана есть все шансы войти в биржевые международные индексы MSCI.
"В первую очередь, это позволит существенно увеличить инвестиционную привлекательность экономики страны. Но для этого налоговое законодательство должно быть основано на принципах предсказуемости, определенности, справедливости налогообложения и обеспечения инвестиционной привлекательности не сырьевой экономики, поскольку торговля на бирже – это все-таки тот сегмент, который дает шанс Казахстану развивать не сырьевые секторы экономики", – отметил Данияр Темирбаев.
Какие проблемы несет новый Налоговый кодекс инвесторам
На взгляд ассоциации, правительство устанавливает пороги по ценным бумагам, которые являются достаточно субъективными. В связи с тем, что в этом году все будут переходить на персональное декларирование, администрирование станет проще: каждый будет сам подавать свои декларации. Это позволит избежать постоянного поиска ответов на вопрос, попадает ли та или иная ценная бумага под налогообложение.
В QAMS предполагают, что 90% участников рынка смогут самостоятельно декларировать свои налоги. Для доходов свыше 100 тыс. МРП будут предусмотрены дополнительные налоги. Таким образом, будут декларировать только тех, кто действительно приносит фискальный эффект.
Что касается дивидендов и прироста стоимости ценных бумаг, то имеются в виду зафиксированные доходы – то есть те доходы, которые были получены в течение отчетного года.
Крупные игроки и финансово-промышленные группы также не смогут избежать налогообложения, если будет введен этот потолок.
В новом Налоговом кодексе члены QAMS входят в рабочую группу и собираются просить о возможности переноса убытков от операций с ценными бумагами на зарубежных рынках на три календарных года, начиная с марта 2020 года. Также важным считают учитывать сопутствующие расходы, такие как брокерские комиссии.
"Согласно текущему законодательству, существует льгота по приросту стоимости без лимитов для торговли на внутреннем рынке. Но по дивидендам установлен лимит в 30 тыс. МРП: свыше этой суммы начинается налогообложение. Мы предлагаем установить потолок по приросту стоимости аналогично дивидендам. Это будет иметь положительный фискальный эффект, поскольку налоговые органы сейчас сосредоточены на предотвращении схематозов, когда ценные бумаги есть на бирже, но фактически просто присутствуют в зарегистрированном листинге, не участвуют в торгах. Мажоритарные акционеры там бывают, но чаще всего это один-два акционера, и они получают налоговую льготу. Это не совсем справедливо, поскольку фактически компания не является публичной. Мы решили предложить более гибкий подход: сделать потолок при приросте стоимости и учитывать только те бумаги, которые были зафиксированы", – подчеркнул глава QAMS.
Между тем в новом Налоговом кодексе сказано, что инвесторы, которые вкладывают средства в фондовый рынок через инвестиционные фонды, также могут подвергнуться налогообложению. Возможно, это связано с тем, что многие страны внедряют персональное налоговое декларирование, чтобы обеспечить уплату налогов на индивидуальном уровне. По сути, речь идет о структуре складного налогообложения.
"Инвестиционные фонды и трасты теперь будут облагаться налогом в размере 20%. Кроме того, эти фонды инвестируют в доли и акции компаний, которые также облагаются 20% на уровне операционной деятельности. Казахстанское налоговое законодательство в этом отношении делает ноу-хау. Если мы вводим полное персональное налоговое декларирование, то, возможно, стоит установить определенный потолок и не трогать сквозные структуры. Не стоит, наверное, быть посмешищем для всего мира. Я надеялся, что кто-то обратит внимание на то, что написано в проекте кодекса, опубликованного в июле этого года. К сожалению, никто этого не заметил, и это выглядит абсурдно. Мы можем стать первыми, кто столкнется с налогообложением сквозных структур", – отметил Арман Батаев, эксперт и член-основатель школы по финансовой и инвестиционной грамотности Finmentor.kz.
Отмечено, что следует обратить внимание законодательной и исполнительной ветви власти на то, что фондовый рынок включает не только акции и облигации, торгуемые на двух локальных биржах, но и ценные бумаги, которые казахстанцы покупают через местных брокеров. Этот сегмент также подпадает под регулирование законодательства Казахстана.
Кроме того, для обеспечения принципа определенности необходимо устранить возможность разного толкования норм о налогообложении операций в офшорных странах. В новом проекте кодекса присутствует норма о том, что если вы торгуете через любого брокера и получаете доход в стране с льготным налогообложением или в офшорах, то вас могут обложить налогом на оборот. Но и в действующем законодательстве, и в проекте нового кодекса не указано, что именно считается местом совершения сделки — биржа или брокер. Эта неопределенность позволяет налоговым органам вольно толковать, что может привести к значительным финансовым потерям для инвесторов. Поэтому в QAMS предлагают уточнить эту норму в Налоговом кодексе во избежание недоразумений.
Эксперт Ерканат Абени рассказал, с какими проблемами могут столкнуться казахстанские налоговики при внедрении тех норм, которые они предлагают.
Правительство принимает меры по налогообложению с целью пополнения бюджета, постоянно ища резервы для увеличения доходов. В этом процессе используются схемы с акциями, например, Air Astana, когда акции выкупаются через бюджет и Национальный фонд для пополнения казны.
Одной из причин таких действий, по мнению эксперта, является то, что многие известные финансово-промышленные группы уходили от налогов через фондовый рынок. Это происходило законно, поскольку компании, зарегистрировавшиеся на АIX, могли оставаться в статусе IPO в течение нескольких лет, избегая налогов как резиденты МФЦА. Власти хотят устранить эту возможность, но при этом их меры могут негативно сказаться на всех инвесторах, так как не будет различий между крупными и мелкими игроками. В QAMS выступают против таких инициатив и предлагают разработать более сбалансированные решения.
"Правительство рассматривает торговлю казахстанцев на иностранных фондовых рынках как утечку капитала. Но на практике люди зарабатывают за границей и тратят эти деньги в Казахстане. В отличие от чиновников и коррупционных схем, которые зарабатывают здесь и тратят за рубежом, торговля на иностранных рынках позволяет казахстанцам не только зарабатывать, но и привлекать средства в страну", – подчеркнул Ерканат Абени.
По его словам, благодаря возможности торговли на западных рынках выросло число образованных инвесторов, что способствовало успешным IPO национальных компаний. На данный момент зарегистрировано порядка 4,6 млн инвесторов, но только 250-300 тыс. из них имеют активные счета. Остальные — это мертвые счета, открытые через банковские приложения. И, так как фондовый рынок Казахстана все еще находится в зачаточном состоянии, принятие жестких налоговых мер может привести к тому, что инвесторы просто покинут рынок.
Опыт Запада в защите прав инвесторов
Для сравнения, например, в США существует независимое агентство FINRA, которое объединяет брокеров и защищает права инвесторов. Налогообложение в этой стране устроено таким образом, что если доход ниже определенного порога, то налог на него практически не начисляется. При этом система налогообложения дифференцирована: для тех, кто зарабатывает больше, применяется прогрессивный налог, а для низкооплачиваемых работников — минимальный налог.
Кроме того, в США внедрена система всеобъемлющего декларирования и налоговых вычетов. Это значит, что расходы на жизнь, такие как аренда жилья или транспортные расходы, учитываются при расчете налога. Люди не платят налог с полной суммы дохода, потому что у них есть обязательные расходы. В отличие от этого, в Казахстане пока нет такой системы, но правительство пытается внедрить аналогичные нормы.
Внедрение новых налоговых мер в Казахстане может столкнуться с проблемами администрирования. В отличие от Запада, где налоговые службы ориентируются на крупных налогоплательщиков и не обращают внимания на мелкие суммы, в Казахстане часто применяют единый подход ко всем. Это приводит к перегрузке налоговых органов, которые не всегда имеют достаточное количество квалифицированных кадров.
"Многие работники налоговых органов не имеют представления о фондовом рынке и его регулировании. Это вызывает затруднения в администрировании налогов и проверок. Например, в недавней декларации для предпринимателей не было графы для указания названия акций, что ставит под сомнение возможность эффективного контроля за доходами от этих активов. В результате налоговые органы могут просто применять камеральные проверки и начислять налог без должной проверки информации, оставляя предпринимателям необходимость доказывать свою правоту, что является распространённой практикой в стране", – добавил Ерканат Абени.
Более того, по мнению членов ассоциации QAMS, отсутствие четких норм и правил создает значительные коррупционные риски. Когда налоговые органы толкуют законы по-разному, это приводит к неравномерному применению норм и создает поле для манипуляций. Каждый специалист может трактовать правила по-своему, что усугубляет ситуацию.
Администрирование большого количества сделок — от 300 до 3 тыс. — представляет собой серьезную проблему. На Западе брокеры или налоговые агенты берут на себя эту функцию, упрощая процесс расчета налогов и вычетов. В Казахстане же на сегодняшний день отсутствуют необходимые ресурсы и компетенции для эффективного администрирования. Эта ситуация также затрудняет защиту прав инвесторов, многие из которых не осведомлены о своих правах, что может привести к возникновению множества проблем и злоупотреблений.
Читайте по теме:
"Сырой" проект: НПП против отправки Налогового кодекса в мажилис