Низкая прибыль, кредитование ближе к нулю и уход слабых игроков

21923

S&P представило новый обзор по банковскому сектору Казахстана.

Низкая прибыль, кредитование ближе к нулю и уход слабых игроков

Несколько слабых банков небольшой и средней величины могут быть вынуждены участвовать в сделках по слиянию и поглощению активов или уйти с рынка в ближайшие два года, поскольку им становится все труднее конкурировать с более крупными игроками. Такое мнение высказали аналитики S&P Global Ratings в новом аналитическом отчете "Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Республика Казахстан". В агентстве напомнили о лишении лицензии Tengri Bank в сентябре, но указали на то, что Capital Bank и AsiaCredit Bank продолжают нарушать пруденциальные нормативы капитала и (или) ликвидности.

Аналитики S&P также отметили относительно небольшие запасы капитала банков средней величины, которые должны были сформировать значительные резервы на возможные потери по кредитам после публикации результатов оценки качества активов (AQR). Исключением стал Нурбанк, получивший вливание капитала от акционера и крупный субординированный кредит от регулирующего органа на благоприятных условиях, что позволило ему сформировать запасы капитала.

Банки будут работать в условиях высоких убытков и роста проблемных кредитов

В S&P также оценили ситуацию на банковском рынке. По мнению аналитиков агентства, казахстанские банки будут вести деятельность в условиях высоких убытков по кредитам в течение более длительного времени, чем ожидалось ранее. Негативное влияние на экономическую активность в Казахстане в 2020 г. будут оказывать снижение цен на нефть и сокращение объемов нефтедобычи, а также меры по борьбе с распространением COVID-19.

"По нашим оценкам, кредиты, имеющие характеристики Стадии 3 по МСФО 9, составляли около 20% совокупного кредитного портфеля банковского сектора в середине 2020 г. и не были в достаточной степени обеспечены провизиями. По нашим прогнозам, доля кредитов с характеристиками Стадии 3 увеличится до 23-25% совокупного кредитного портфеля в ближайшие 12-18 месяцев, а расходы на формирование провизий составят 4,5-5,0% в 2020-2021 гг., что уравновешивает две тенденции, развивающиеся в противоположных направлениях", – подчеркнули в агентстве.

С одной стороны, аналитики прогнозируют увеличение объема новых проблемных кредитов у банков из-за ухудшения экономической ситуации. С другой стороны, ожидают, что это давление в некоторой степени будет компенсироваться "расчисткой" проблемных кредитов, выданных в прошлые годы, четырьмя банками (Банк ЦентрКредит, АТФБанк, Евразийский банк, Нурбанк), которым регулирующий орган предписал сформировать дополнительные провизии после AQR.

"Мы полагаем, что объем провизий по МСФО для казахстанских банков (12,8% совокупного кредитного портфеля по состоянию на 1 сентября 2020 г.) недостаточен для надлежащего покрытия проблемных кредитов согласно нашему широкому определению. Мы прогнозируем умеренное увеличение объема провизий примерно до 15% в ближайшие два года", – предположили в агентстве. Однако этот прогноз может быть ухудшен.

Более того, сектору может потребоваться повторная "расчистка" из-за агрессивной практики кредитования и стандартов андеррайтинга в совокупности с текущим кризисом.

Темпы роста объема ссудного портфеля будут близки к нулю

"Мы ожидаем, что темпы роста совокупного объема кредитного портфеля казахстанского банковского сектора будут близки к нулю в 2020 г. По нашим прогнозам, объем кредитов корпоративным заемщикам и МСБ умеренно снизится (примерно на 2-3%) вследствие мер по "расчистке" кредитных портфелей, принятых несколькими банками средней величины после AQR и снижения спроса компаний на новые кредиты вследствие ограничительных мер, связанных с COVID-19", – отмечается в отчете.

Одновременно в S&P прогнозируют рост розничного кредитного портфеля на 2-3%, поскольку позитивное влияние на спрос населения на кредиты оказывают выполнение государственных программ поддержки и сохраняющийся низкий уровень задолженности населения. Отношение "долг домохозяйств/ВВП" в Казахстане составляло 9,3%, что по-прежнему ниже аналогичных показателей сопоставимых стран.

При этом в агентстве ожидают, что отношение внутренних кредитов частному сектору к ВВП останется на уровне 22-23% ВВП к концу 2022 г. (ниже средних показателей сопоставимых стран), то есть примерно на таком же уровне, как и в конце 2019 г. (22%), и значительно ниже, чем в конце 2007 г. (59%). Отношение "долг домохозяйств/ВВП" (нетто) немного повысится и составит около 11% к концу 2022 г. в сравнении с 9,5% в конце 2019 г. Доля ипотечного кредитования увеличится примерно до 5% ВВП в ближайшие два года благодаря возобновленному спросу на потребительские и ипотечные кредиты, однако останется на существенно более низком уровне, чем до девальвации тенге в 2015-2016 гг.

Корпоративное управление все еще находится на низком уровне

В казахстанских банках все еще сохраняются проблемы, в том числе касающиеся кредитования связанных сторон. Некоторые игроки, по утверждению S&P, демонстрировали очень быстрый рост бизнеса в 2010-2019 гг. и предоставляли крупные кредиты связанным сторонам, что обусловило дефолты семи банков в последние три года и предоставление значительного объема государственной поддержки крупным банкам и банкам среднего размера (4 трлн тенге, что эквивалентно 10,5 млрд долл., или примерно 7% ВВП).

Также качество управления и уровень прозрачности в банковском секторе Казахстана оценивается агентством как "низкие", несмотря на определенный прогресс. Например, структура бенефициарной собственности и аффилированных организаций некоторых банков остается непрозрачной, что затрудняет контроль кредитования связанных сторон.

"Слабыми" остаются платежная культура и соблюдение принципа верховенства закона в Казахстане.

Регулирование и повторная "расчистка" рынка

Качество регулирования и надзора за банковской деятельностью в Казахстане аналитики также оценивают как "низкое". "Органы регулирования банковского сектора приняли ряд мер по повышению качества банковского надзора, в том числе провели оценку качества активов банковской системы в прошлом году и мероприятия, направленные на совершенствование риск-ориентированного надзора. Однако в ряде случаев регулирующий орган решал проблемы в банках в режиме "ручного" управления, вместо того чтобы применять стандартные надзорные практики", – уточнили в агентстве.

Также агентство считает, что органы регулирования банковского сектора Казахстана недостаточно независимы и не принимают ответных мер в случае формирования недостаточного объема провизий некоторыми банками.

По мнению аналитиков, за последние годы меры регулятора по урегулированию проблемных кредитов не принесли значительных результатов.

Государственная поддержка

"Мы относим Казахстан к государствам, готовым оказать поддержку банковской системе. По нашему мнению, правительство страны имеет возможность и готовность оказывать поддержку банкам, имеющим "высокую" и "умеренную" системную значимость", – считают в агентстве.

Аналитики напомнили о том, что в прошлые годы правительство страны уже предоставляло поддержку банкам, имеющим "высокую" и "умеренную" системную значимость.

Жанторе Касым


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться