Нововведения таможенного законодательства берегут для предпринимателя время и нервы

6000

Таможенное регулирование – направление, в котором интеграция стала весьма очевидной. Всю свою торговлю с внешнеэкономическими партнерами часть стран ЕАЭС уже несколько лет ведет через общую границу.

Нововведения таможенного законодательства берегут для предпринимателя время и нервы

В связи с планируемым в 2016 году принятием и вступлением в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС указанная тема является в настоящий момент актуальной. Главный редактор делового журнала "Эксперт-Казахстан" Сергей Домнин считает, что проект нового кодекса прогрессивный, даже несмотря на все изъятия. Достаточно вспомнить, что в нем применялись нормы, которые были приняты в Европейском союзе. Об этом он сказал на заседании экспертного клуба "Мир Евразии" на тему "Таможенный кодекс ЕАЭС: сопряжение национального с межгосударственным".

Таможенное законодательство условно состоит из двух частей – ставок и процедур. Ставки унифицировали еще в 2010 году, а процедуры – только теперь. Разработка и принятие единого Таможенного кодекса ЕАЭС - шаг довольно решительный, поскольку с точки зрения бизнеса вся эта таможенная граница должна быть объединена не только тем, что, пересекая ее, мы платим какие-то тарифы. Необходимо, чтобы была возможность на любом участке границы ЕАЭС воспользоваться едиными процедурами.

Стоит сказать, что, к сожалению, экономические реалии и работа наших регулирующих органов пока не могут обеспечить полную свободу действий. Но безусловно, нынешний кодекс прогрессивный, даже несмотря на все изъятия. Достаточно сказать, что нормы, которые были приняты в Европейском союзе, применялись и в нем. 22 проекта международных договоров были имплементированы. Прекрасно, что появляется электронное таможенное декларирование, что могут совершаться таможенные операции без участия таможенного инспектора (в данном случае это подача и выпуск таможенной декларации). Все это сокращает время для предпринимателя, бережет нервы, снижает коррупцию на таможне - а ведь это один из самых коррупциогенных регуляторов, как в Кыргызстане, так и в Казахстане или России, как и в любой другой стране, где есть границы и таможня. Хорошо, что будет единое окно для совершения всех таможенных операций.

На последней конференции налогоплательщиков выступал председатель таможенного комитета министерства финансов РК Госман Амрин. Он выделил одну из главных проблем таможенной службы – у нас в стране рядовые таможенники получают 80 тысяч тенге в месяц. Конечно, представители бизнеса, которые присутствовали на мероприятии, улыбнулись, но по факту это действительно так. И, возможно, сокращение процедур, переход к единому окну высвободит дополнительные трудовые ресурсы для экономики, причем весьма предприимчивые ресурсы, и позволит, не увеличивая существенно бюджет государства, увеличить зарплаты оставшейся части государевых людей.

Замечательно, что в новом Таможенном кодексе есть норма о выпуске товаров в течение четырех часов после регистрации таможенной декларации. Сейчас по предлагаемому кодексу предусматривается система управления рисками, и если она в какой-то момент не сработает, допустим, декларация была принята, но в определенный момент на нарушение не обратили внимания, то таможня обязана товар пропустить. Самое главное, чтобы вся эта система была отлажена. Правда, плохо, что количество документов, предоставляемых для таможенного оформления, пока не сокращается. Видимо нет еще подходящей готовности. И еще к чему не готовы, так это к отмене принципа резидентства. Согласно ему, растаможивать товар можно только там, где фирма или индивидуальный предприниматель зарегистрированы. У казахстанской стороны большое опасение связано с кыргызской стороной, потому что появляется возможность осуществлять серый импорт. Много говорит об этом председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Даулет Ергожин. Сейчас значительная часть китайского импорта в страны ЕАЭС идет из Кыргызстана. Потому что там таможенные органы допускают серый импорт. Вместе с тем, общественная организация с кыргызского рынка "Дордой" озаботилась проблемой и озвучила информацию о том, что не столько тариф влияет, сколько издержки по пересечению границы, время растаможки и т.д. С учетом того, какой в Казахстане реализован проект свободной экономической зоны "Хоргос - Восточные ворота", получается, что ввозить товар через Кыргызстан становится все менее и менее выгодно. Вот о чем надо больше задумываться – о трансакционных издержках бизнеса, инфраструктуре, а не о том, где какие тарифы и какие нормы.

В идеале от контрабанды могут спасти лишь сводные мотоманевренные группы из таможенников и пограничников всех стран, которые будут стоять на внешней границе. Ведь не секрет, что когда Казахстан в полной мере присоединился к Таможенному союзу, таможенная граница ЕАЭС была перенесена на казахстанско-китайскую границу, сюда приезжали российские таможенники и проверяли качество работы. И им удалось какой-то порядок, по их мнению, навести.

Интересный вопрос – где будет база данных общеевразийской таможни. Стоит упомянуть, что в Казахстане сейчас самая дешевая электроэнергия в ЕАЭС – и будет еще дешевле – в Павлодаре. И в этом же городе находится новейший крупный дата-центр "Казахтелекома". Поэтому, я думаю, если место для этой базы не найдено, лучше хостинга, пожалуй, не найти.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться