Непростое обсуждение с нотками возмущения состоялось на площадке Палаты предпринимателей Костанайской области. Итогом часового разговора стал протокол, который подписали 45 грузоперевозчиков, сообщает inbusiness.kz.
Обсуждали ввод в действие новых условий выдачи бланков разрешений, дающих право казахстанским компаниям совершать международные рейсы. Речь о новых правилах разрешительной системы автоперевозок в РК в международном сообщении, утвержденных в новой редакции приказом минтранспорта 10 июля 2024 года № 239. Вступают в силу они в январе 2025 года.
Правила игры
Из старого остается подача заявок на получение бланков разрешений (дозволы) через elicense.kz, забирать их по-прежнему будут в ЦОН. В сроках это выглядит так: рассмотрение заявки 40 минут, передача документа в ЦОН в течение одного рабочего дня после поступления оплаты в размере 1 МРП.
"Ужесточили меры к нарушителям правил. После получения бланка автомобиль должен выехать за пределы Казахстана в течение 30 календарных дней. Столько же дается на возврат бланка в транспортную инспекцию после возвращения в Казахстан. При нарушении сроков применяются ограничения в выдаче бланков на данные автомобили до шести месяцев. Если нарушения имеют регулярный характер, то ограничения вводят не только на транспорт, но и на самого перевозчика", – отметили в инспекции транспортного контроля по Костанайской области.
На каждый автомобиль заявки надо подавать отдельно. В базу вбивать будут не госномер, а VIN-код авто. Количество бланков на каждую машину ограничено правилами в зависимости от дефицитности дозвола. Заменить бланк можно, но только до выезда автотранспорта за границу, а дефицитные бланки разрешений заменить нельзя совсем.
За передачу бланка другому перевозчику будут наказывать и того, кто передал бланк, и того, кто его использовал – также ограничением выдачи на полгода. При этом в новых правилах ограничения будут ставить на автотранспорт. Правилами предусмотрено, что даже после продажи машины новый владелец не сможет работать, пока не истечет срок введенных ограничений.
Практический подход
В новых правилах, по мнению бизнеса, совершенно не учтены различные форс-мажоры, которые возникают в рейсах. Участники описали несколько ситуаций, в которых они, по не зависящим от них причинам, могут оказаться наказаны за нарушения правил.
"Я еду в Турцию, гружусь с Омска. Получаю сначала дозвола. Выехал в Россию, и это зафиксировали. Выехав из Омска, прохожу транзитом Казахстан, но система в этот момент фиксирует мое возвращение в страну. Начинается отсчет времени, которое есть для сдачи дозвола в инспекцию. В итоге доезжаю до Турции, а мне уже дозвола сдавать надо. Все, попадаю под ограничение", – отметил один из предпринимателей Алдан Менкеев.
По словам грузоперевозчиков, в поездках в Европу есть случаи, когда грузоотправитель определяет маршрут движения транспорта. И не всегда он совпадает с имеющимися бланками у водителя машины. В подобных ситуациях ранее была возможность вернуть дозвол без штрафов, теперь такой возможности, как считают предприниматели, правила не предоставляют.
"У меня в Китае машина поломалась. Двигатель. По гарантии ожидание нового от трех до пяти месяцев. Что с моими бланками будет, которые я получил? Я же их заранее оформляю, чтобы машина не простаивала", – приводят другой пример грузоперевозчики.
Предприниматели уверены, что новые правила лишат их операционной гибкости и приведут к потере имеющих право выехать в рейс машин, а значит, и водителей, с поиском которых уже возникают проблемы. В таких условиях конкурировать с иностранными конкурентами казахстанцам будет очень сложно.
"Сейчас, чтобы взять весь пакет дозволов на Европу, нужен месяц. Приходится ловить бланки. Взяли Литву, потом через неделю Латвию, Германию, Бельгию. На Бельгию дозволов нет с мая. Некоторые перевозчики рискуют и пересекают границу без бланков разрешений, а это большие штрафы. Нам надо работать, но комитет транспорта не решает эти вопросы", – считают перевозчики.
Отдельного возмущения удостоились условия пересечения границы с Китаем, где работает электронная очередь.
"В ноябре у нас закончились дозволы на Китай. Машины встали. По подсчетам перевозчиков, около 3 тыс. авто стояли на китайской границе. Если посчитать командировочные водителю, то в день перевозчики теряли порядка 45 млн тенге. Кто за это ответит? А ведь все оформили проезд по электронной очереди", – возмутился Алдан Менкеев.
Предприниматели считают, что система требует безусловной доработки. Потому что в борьбе с нелегальной продажей дозволов под удар попали те, кто добросовестно выполняет все свои обязательства перед клиентами и государством. В транспортной инспекции Костанайской области отметили, что продавцов бланков разрешений на территории региона нет, но покупатели есть. В ответ услышали, что бизнес вынужден идти на нарушения из-за дефицита дозволов и множества барьеров, мешающих работе компаний.
Протокол встречи направят по линии Палаты предпринимателей в центральный аппарат НПП "Атамекен". Предприниматели предлагают как минимум отложить ввод правил в действие.
Противятся вводу правил не только костанайцы, но и их коллеги из других регионов Казахстана. В Алматы состоялась одна из встреч с представителями госорганов.