/img/tv1.svg
RU KZ
НПП предлагает правительству оптимизировать расходы

НПП предлагает правительству оптимизировать расходы

Только после этого можно говорить о возможности увеличения выплат со стороны бизнеса.

16:37 29 Ноябрь 2017 17401

НПП предлагает правительству оптимизировать расходы

Автор:

Жанболат Мамышев

Фото: Мария Матвиенко

Такое мнение озвучил на расширенном заседании президиума национальной палаты предпринимателей «Атамекен» с участием премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева председатель президиума НПП Тимур Кулибаев. Само заседание началось с рассмотрения промежуточных итогов работы НПП.

«В этом году докладывали, что статья по лжепредпринимательству отменена, но в то же время остались нерешенные вопросы с около 35 тысяч контрагентов по статье «Лжепредпринимательство», у которых вопросы остались по штрафам и суммам, которые на них начислили. У нас предложение, мы совместно с КГД (комитет государственных доходов министерства финансов. – Прим. автора) отрабатываем, и просьба такая, чтобы вы Ерболату Аскарбековичу поручили нас принять и хотя бы пени и штрафы снять – это две трети суммы, и таким образом решили эту проблему для 35 тысяч предпринимателей, которые сегодня повисли в воздухе», – сказал г-н Кулибаев.

Второй вопрос был по таможне. В правительстве этим занимается отдельный вице-премьер.

«Вопросы цифровизации стоят в приоритете. Мы говорим «Правительство для бизнеса», то есть все услуги собрать, те, которые оказываются для бизнеса. Как на республиканском уровне: разрешения, уведомления, вопросы поддержки, господдержки бизнеса, также на региональном уровне. Это вопросы земельные, в первую очередь подключение инженерных сооружений. Те услуги, которые на уровне региона оказываются, свести все, и чтобы в электронном виде мобильно общаться с нашими предпринимателями. Это, во-первых, удобно, прозрачно и снижает коррупционные риски. Потому что, сколько бы мы ни работали, значительно сократили контрольно-надзорные функции: по санПиНу больше 80%, по пожарникам такая же картина. В целом на 30% сокращается. Но понятно, что и оставшегося достаточно для того, чтобы создавать проблемы для бизнеса. Поэтому мы просим правительство в приоритет поставить этот вопрос», – сказал г-н Кулибаев.

Он напомнил, что в рамках Евразийского экономического союза таможенные процедуры будут переходить в электронный формат.

«17 таможенных процедур, которые в нашем кодексе существуют, должны быть переведены. Давайте возьмемся, мы готовы участвовать в этом вопросе как пользователи этой услуги, чтобы она была понятной, удобной для предпринимателей. Давайте мы поставим сроки. В принципе, я не вижу никаких сложностей для того, чтобы в течение следующего года все 17 процедур перевести в электронный вид. Просьба тоже – давайте поручите министру, для того чтобы мы могли сесть, отработать и на съезде, в июне мы планируем проводить съезд, давайте доложим промежуточные результаты», – сказал Тимур Кулибаев.

Председатель президиума НПП отметил, что вопросы по таможенным процедурам возникают в том числе на казахстанско-кыргызской границе.

«Сотни уголовных дел возбудили по незаконной таможне, которая со стороны Кыргызстана. Это говорит о чем? Это говорит о том, что ситуация осложнилась и, оказывается, у нас там большая контрабанда идет. А мы что, раньше этого не знали? То есть показывает на то, что в системе таможенного контроля у нас есть проблемы. Необходимо, во-первых, этот процесс сделать удобным для наших предпринимателей. Во-вторых, чтобы действительно выполнялись эти функции, которые возложены на таможенный комитет, чтобы пополнять бюджет страны за счет того же сбора», – сказал он.

Г-н Кулибаев напомнил и об обязательном социальном медицинском страховании.

«Глава государства дал поручение. Мы по нему работаем. Просьба. У бизнеса такая позиция, и мы ее высказывали. Хочу просто повторить. Сейчас как происходит? Начинается разбалансировка бюджетных программ. Куда смотрит правительство? Давайте поднимем какой-то налог. И вот все искусство правительства заключается в том, чтобы поднять какие-то платежи. Таким образом, давление, будем так говорить, с учетом всех платежей: пенсионных, социального налога, обязательного медицинского налога. У нас сейчас больше 40% (нагрузка на бизнес. – Прим. автора), и мы опасаемся, что опять уйдут в серый оборот зарплаты. И государству от этого легче не будет. У нас и так уже серая зона 2,7 миллиона самозанятых. Теперь еще малые предприятия, которым тяжело будет платить такие большие социальные налоги. Они тоже будут подумывать уйти в серый оборот. Нам нельзя этого делать!» – отметил он.

По его мнению, правительство должно проанализировать возможность сокращения расходов, находящихся в ведении определенных госорганов. Таким образом, госорганы, уверен Тимур Кулибаев, «будут честны» по отношению к бизнесу, который платит налоги.

«Бизнес у нас отвлекается на все инициативы, но должен быть честный диалог. Поэтому мы предлагаем. Давайте мы в этом году с подключением депутатов проведем анализ затрат наших всех больших социальных ведомств. В первую очередь министерства здравоохранения, министерства образования, для того чтобы посмотреть. Мы бизнесмены, мы подскажем, как запустить ГЧП в этой системе. Мы подскажем, как сэкономить на закупках. У нас целая отдельная компания выделена, у нас постоянно происходят скандалы там. В этом году людей там привлекли к уголовной ответственности, то есть это же сигналы – говорят о том, что здесь нездоровая обстановка. А одновременно мы говорим: давайте повышать налоги и давайте смотреть, как нам балансировать наши расходы. Так давайте заведем оптимизацию наших расходов в этих министерствах, и после этого тогда уже будем требовать с бизнеса таких тонких настроек, как будем платить», – высказал свое мнение г-н Кулибаев.

В целом бизнес, отметил Тимур Кулибаев, поддерживает систему ОСМС.

«Это справедливо и правильно», – сказал он. Вместе с тем, полагает он, «тонкие настройки» самой системы расходов должны быть рассмотрены, чтобы бизнес и депутатский корпус был уверен, что «там идут прозрачные расходы» и «все справедливо».

В частности, закупки создают возможности по локализации производства закупаемого оборудования в Казахстане.

Бизнес, по словам г-на Кулибаева, готов помочь в данном вопросе.

Бизнес хочет типовые договоры по ГЧП
Другим предложением для правительства является разработка типовых договоров по государственно-частному партнерству (ГЧП).

«По ГЧП. В целом статистика положительную динамику имеет, но мы заглянули реально – в основном по дошкольным учреждениям заключаются договора ГЧП. Мы, коллеги уже тут сказали, хотим типовые договора разработать и эту работу начинаем с Астаны. Договорились с акиматом Астаны. На следующей неделе проводим совещание, приглашаем все стороны: и предпринимателей, которые хотят участвовать в ГЧП, акиматовские работники. С акиматом очень хорошо построена работа по поддержке бизнеса», - сказал Тимур Кулибаев.

Столица стала полигоном, на котором НПП может опробовать новые методы развития и поддержки бизнеса.

«Астана – это лидер по всем вопросам поддержки предпринимательства. Здесь наш основной полигон, где мы отрабатываем все вопросы, все новации и очень успешно. Это и торговых точек касается, мы вам докладывали в прошлом году. В этом году пытаемся весь этот опыт рассказать во всех регионах. Это доступ к инфраструктуре и специальным зонам развития на территории города Астаны. Но, возвращаясь к ГЧП, мы хотим взять в сфере образования, в сфере медицины, в сфере коммунального хозяйства и типовые расписать где дискомфорт. Допустим, по контракту необходимо платежи внести как банк будет финансировать, потому что возможно там требуется модернизация, как это будет учитываться в контрактах, как это будет учитываться в возмещаемых по контракту (расходах – прим. автора). Вот все эти мелочи и для акиматовских работников новое дело – они боятся подписывать. И для предпринимателей новое дело, потому что среднесрочные три года – это уже шаг вперед. Пока еще не решается вопрос. Мы должны посмотреть, и чтобы банки были в комфорте, потому что они должны финансировать все эти вопросы. Этот блок вопросов, Бакытжан Абдирович, хотели бы, чтобы мы вместе с правительством, расшить», - сказал Тимур Кулибаев.

Глава президиума НПП отметил, что в целом по текущему году имеется хорошая динамика.

«Все вопросы, 10 приоритетов, которые обозначены нашей совместной работой, мы по ним работу ведем. Надеемся, что будем достигать положительных результатов. В целом по итогам 2017 года у нас динамика очень хорошая, работа идет. Надо отметить, что мы в начале пути. Работы еще достаточно. Но когда мы инерцию госорганов развернули и уже начали работать, мы уже понимаем, что этот процесс уже свою динамику набирает и мы будем достигать успехов. Этот год мы посвятили тому, что работали в регионах и могу сказать, что основные регионы развернуты для того, чтобы развивать бизнес», - сказал он.

Г-н Кулибаев считает, что по действующему механизму субсидирования в сельском хозяйстве есть коррупционные риски.

«Мы будем вносить предложения, в том числе законодательные инициативы по налоговому регулированию для того, чтобы поднять заинтересованность регионов в развитии малого и среднего бизнеса. Там на месте все. Люди на местах говорят: слушайте, институты развития – хорошо - «КазАгро», другие институты, но вы знаете, они не слышат потребности людей. У них нет никакой связи. Субсидирование тоже криво идет, потому что все сверху пытаемся решить, а там малому, среднему предприятию не достучаться до верха. И это значит, что там и коррупционные риски есть. А если мы отдадим ответственность в регионы, если мы рассредоточим обязанности, малый и средний бизнес в регионе, понятно, надо развивать. Мы здесь в центре не разовьем его. Это невозможно. Отраслевые приоритеты, какие-то прорывные предприятия, мы можем контролировать из центра, но текущие услуги, товары для малого и среднего бизнеса – это все надо на местах», - сказал он.

Тимур Кулибаев напомнил о начале работы апелляционной комиссии.

«Бакытжан Абдирович (премьер-министр РК Сагинтаев – прим. автора), один из вопросов – это защита прав предпринимателей. В этом вопросе мы активно сотрудничаем с генеральной прокуратурой, с агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции. В этом году начали отрабатывать с Верховным судом. Больше всего было обращений по налоговым спорам и благодаря Вашей поддержке, благодаря тому, что коллеги, министры, поддержали, приняли решение, начала работать апелляционная комиссия с 1 июля этого года. И мы сейчас нарабатываем тот материал, который мы будем использовать при совершенствовании налогового законодательства. Верховный суд говорит: вы нас тоже сильно разгружаете, потому что мы не эксперты в экономических вопросах, разгружайте нас, используйте свою систему арбитражей, апелляций, приходите к нам только по очень важным вопросам, которые не можете сами решить, - рассказал он. - По всем силовым ведомствам идет очень положительная работа. Мы докладывались, что за прошедший период в 5 раз меньше возбуждено уголовных дел, то есть если в период 2015-2016 годов было возбуждено 7900 уголовных дел, то за этот период только 1400. Амнистия прошла, люди могут вернуться к занятию бизнесом. В принципе поддержку государства очень сильно чувствуем. И правоохранительная система развернулась лицом. Создан специальный институт уполномоченного по защите предпринимателей».

Жанболат Мамышев

О волках, овцах, спорте - и жизни после отмены статьи 215 УК РК

Заместитель генпрокурора сорвал овации от бизнес-аудитории.

14 Июнь 2017 18:45 16011

Под неожиданный шквал аплодисментов заместитель генерального прокурора Марат Ахметжанов уходил с трибуны IV съезда национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Восторг бизнесменов вызвал рассказ представителя главного надзорного органа о том, как казахстанский бизнес и проверяющие структуры будут жить после отмены статьи 215 Уголовного кодекса по лжепредпринимательству. 

Для начала господин Ахметжанов рассказал, что работа уже проделана немалая. Так, сегодня благодаря мобильным приложениям предприниматель может узнать о предстоящей проверке, да и вообще ознакомиться с картами проверок. Существенно сокращаются контрольно-надзорные функции – за семь лет проверок стало меньше в пять раз. А скоро их будет еще меньше: по новому закону о прокуратуре (который сейчас находится на рассмотрении парламента), и вовсе будет отказ от проверок бизнеса.

«Они будут только в исключительных случаях по поручению Главы государства», – заявил замгенпрокурора под аплодисменты участников съезда. 

Впрочем, признал он, минусы существуют. Главный из них – уголовный процесс. Благодаря тотальной регистрации преступлений, в том числе экономических, у фискальных органов были развязаны руки.

«Фактически на законном основании фискалы стали вовлекать предпринимателей в орбиту уголовного преследования, изымались документы, арестовывались счета и имущество. В конечном счете, подрывалась деловая репутация предпринимателя. 40% предприятий, попавших в орбиту уголовного преследования, закрывались. Такая система, конечно, была удобна для уполномоченных органов, проверяли без надлежащего анализа, прикрываясь поручениями следователя в рамках уголовного процесса, – рассказал господин Ахметжанов и самокритично признался: – Поэтому наши инструменты в таких случаях, к сожалению, не сработали. Как говорится, закрыв форточку, широко распахнули ворота».

Теперь же решено изменить этот порядок регистрации экономических преступлений – если нет ущерба, подтвержденного актом уполномоченного органа, то оно не подлежит регистрации. В результате вдвое уменьшилась общая регистрация, а экономических преступлений – в четыре раза. При этом в полтора раза повысилось выявление преступлений в сфере теневой экономики.

«Но этих результатов мы добились, не меняя закона, просто включили адмресурсы и ужесточили контроль», – заметил замгенпрокурора. 

Несмотря на это, констатировал он, проблемы у бизнеса остаются. Господин Ахметжанов предложил задаться здравым вопросом, можно ли сегодня честному бизнесу успешно развиваться, платя все налоги, выполняя все обязательства перед государством, и сам же ответил – нет. Но причина этого не в законодательстве и злобных фискалах, а в недобросовестной конкуренции. 

«К сожалению, сегодня у нас нет добросовестной конкуренции. Обнал – это болезнь, глубоко проникающая в бизнес. В Казахстане зарегистрировано 75 тысяч плательщиков НДС, а в связях с лже-фирмами засветились 35 тысяч. Получается, чтобы уйти от налогов, половина бизнесменов так или иначе пользуются услугами обнала. Это факт. Тем самым они создают себе незаконные преимущества перед добросовестным бизнесом. Конечно, им легче вести свой бизнес: нет налоговой нагрузки, могут снижать себестоимость продукции, больше платить своим рабочим, закупать лучшее оборудование – это как допинг в спорте. Здесь и коррупция. Кто-то все это видит и крышует. А честный бизнесмен, который платит все налоги, всегда будет проигрывать таким конкурентам. В итоге теневой бизнес либо разоряет его, либо развращает и заставляет становиться таким же, как и он», – живописал он проблемы бизнесменам. 

В генпрокуратуре решение видят в системных изменениях – в гуманизации уголовного законодательства и декриминализации той самой статьи 215.

«Мы посмотрели еще раз, как на практике. Почему мы сначала выявляем лже-фирму и только потом отрабатываем ее контрагентов. После приговора, когда они закрашены, направляем им так называемые письма счастья, уведомления, то есть извещение об оплате налогов. Чисто налоговые отношения были сильно криминализированы. Помимо налоговой проверки, бизнес должен был выдержать мощь и силу уголовного процесса», – рассуждал он. Бизнесмены в зале с усмешкой кивали – уж они-то про мощь и силу знают не понаслышке. О чем и говорили на всех доступных площадках на протяжении многих лет. Но об этом в прокуратуре немного позабыли.

«Поэтому мы решили, что здесь неправильно поставили телегу впереди лошади, – подытоживал замгенпрокурора. – Если все очевидно, и поставщиком выступает фирма-однодневка, то, на наш взгляд, вполне достаточно и одного акта налоговой проверки по одной сделке. Самое главное – здесь не было избирательного подхода. Репрессии сметали всех под одну гребенку. О тех методах, о тех достижениях, о которых я говорил и которые применяются, они применялись как к нарушителю, так и к чистому бизнесу. И поэтому не было стимула к нормальному развитию. Никто не разбирался где волки, а где овцы. И это всегда порождало нигилизм и иждивенчество». 

Решение проблемы кроется, по видению прокуратуры, в развитии налогового администрирования и современных технологий.

«Надо бороться не с последствиями, а с причинами. Прежде всего, полностью перейти на риск ориентированную систему проверок. Не проверять, как сейчас, всех подряд. Теперь будет отбор по критериям. Например, огромные обороты, много поставок, а работников, техники, даже офиса у предприятия нет – это сигнал. Часто корректируются декларации – сигнал. Меняются документы – сигнал. Эти все сигналы приведут тебя в красную зону. А там ты жди проверку», – объяснил суть новых методик господин Ахметжанов. А бизнесменам предложил немного пофантазировать: 

«Представьте, что налоговые отношения – это боксерский ринг. В одном углу – бизнесмен, в другом – налоговик с дубинкой. Кто победит? По-моему, ответ здесь очевиден, – сказал он под бурные овации. – Дубинка – это уголовный процесс. И весь следственный арсенал. И соответственно, если в руках у человека есть дубинка, мы атрофируем его профессиональную деятельность. Он не будет стремиться выводить новые инновационные технологии, цифровизацию и другие инструменты, которые будут позволять ему анализировать и выявлять именно тех нарушителей, именно тот теневой бизнес. А ему удобно, потому что 35 тысяч контрагентов, и у них план на четыре года проверок. То есть, не заморачиваясь, сегодня можно по одному потихонечку проверять, и прекрасные будут показатели. Поэтому сегодня мы эту дубинку забираем». 

При этом он признал: на первых порах после отмены статьи 215, конечно, будет дискомфорт – разделение, новые подходы будут болезненными. Но бизнесу не надо унывать. «Уважаемые господа бизнесмены, болезнь слишком запущена. И сегодня мы не сможем витаминами и таблетками лечить. Придется именно какие-то хирургические вмешательства проводить. Необходимо внедрять и улучшать мировой опыт, новые технологии, электронные счета-фактуры, безналичные расчеты. Все это для того, чтобы сделать операции прозрачными и законными. Вот тогда получится стимул попасть в зеленую зону, и чтобы тебя оставили в покое, – сказал господин Ахметжанов, чем снова сорвал бурные овации. И тут же, словно засмущавшись, попросил: – Аплодисменты преждевременны». В зале раздался дружный смех.

«Потому что никто не снимает ответственности за уклонение от уплаты налогов, – продолжил он под усилившийся хохот. И уже более размеренно объяснил: – фактически статья 245 будет адресно использована именно в отношении нарушителей: кто создал лже-фирму, он тоже не уходит, он соучастник, он будет привлекаться по части 2 статьи 245. Но необходимо отметить, что это уже не бизнесмен, это волк в овечьей шкуре. И к нему мы будем применять уже другие нормы общеуголовного характера. И самое главное, сегодня необходимо, важно поменять идеологию борьбы с теневой экономикой. И мышление самого бизнеса. Наша цель – создать атмосферу общей нетерпимости к неплательщикам, под ними должна буквально гореть земля». 

Пока предприниматели вытирали проступившие от смеха слезы, он продолжил рассказывать:

«Это как в футболе. Если имеется честная игра по правилам, то там игрок сам аппелирует к судье и говорит, что он использует нечестные приемы. Сегодня, к сожалению, бизнес-сообщество молчит, если конкурент недобросовестными методами пожирает его хлеб, забирает его рабочие места, забирает его рынок. Сегодня это основная болезнь. Не должно быть недобросовестной конкуренции, должна быть тотальная борьба с теневой экономикой. Вы если видите – мы должны этого игрока удалить с поля. 

Здесь мы должны представить себе, что мы находимся в лодке, и государство всегда будет давать все поощрения, и если будем грести только в одну сторону, то мы будем крутиться на месте. Поэтому если будем работать сообща – поплывем вперед. В итоге мы получим добросовестную конкуренцию и здоровый предпринимательский дух, основанный на состязательности и добросовестности».

На этой ноте господин Ахметжанов покинул трибуну. Под бурные и долгие овации предпринимателей.

Ирина Севостьянова

«Лжепредпринимательство ликвидируется как класс»

Мажилис парламента одобрил законодательные поправки, исключающие статью 215 из Уголовного кодекса РК. 

07 Июнь 2017 19:31 15852

Блок поправок, направленных на гуманизацию экономических преступлений, одобрен во втором чтении в нижней палате парламента.

Самой ожидаемой в бизнес-сообществе законодательной корректировке дан зеленый свет. Уголовную ответственность за лжепредпринимательство в стране отменяют. Статья 215 из УК РК исключается. Заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Рустам Журсунов называет эту редакцию исторической.

«Главной ключевой задачей было исключение статьи по лжепредпринимательству. Она дублировала другие статьи: уклонение от уплаты налогов, получение кредитов, незаконная иная предпринимательская деятельность. Казалось бы, можно было по этим статьям идти, но здесь более сложный состав. Брали недобропорядочного предпринимателя, всех его контрагентов, и посредством того, что были договорные отношения, их вовлекали в орбиту уголовного преследования.

А что это для бизнеса? Это полностью парализует его деятельность. Причем зачастую же не разбирались - были поставки, не было поставок?» - отметил Рустам Журсунов.

Одновременно декриминализация позволит предоставлять бизнесменам шанс на исправление. За уклонение от уплаты налогов в первый раз по новым нормам предпринимателей не будут привлекать к уголовной ответственности.

«Законопроектом исключается статья 215 Уголовного кодекса РК «Лжепредпринимательство» как класс. Также были внесены изменения в статью 216 УК РК о корректировке выписки счета-фактур. В целом порядка 38 статей коснулся этот законопроект. В статье 245 «Уклонение от налогов» в случае, если предприниматель первый раз ошибется, но при этом добровольно возместит ущерб государству, то он не привлекается к уголовной ответственности. Для нас это очень важно, потому что исчисление уплаты налогов непростое дело, каждый может ошибиться. Это даст стимул и некий месседж предпринимателям, что государство переходит от карательных к партнерским отношениям», - подчеркнул зампредседателя правления НПП.

Заместитель генерального прокурора Казахстана Марат Ахметжанов, комментируя поправки, отметил, что декриминализация позволит повысить персональную ответственность каждого контрагента.

«Если до этих поправок у нас была размытая ответственность, то теперь система налогового администрирования будет более прозрачной. То есть ответственность будет нести именно то лицо, которое уклонилось от уплаты налогов. Сегодня наша задача - убрать, во-первых, правовые механизмы, которые стимулируют развитие теневого бизнеса. И вторая - добросовестность. Каждый предприниматель должен знать, что он должен конкурировать с равным себе на честных условиях. И тогда мы придем к тому, что поменяем сознание», - отметил Марат Ахметжанов.  

Отметим, данные новшества включены в пакет законодательных изменений по вопросам совершенствования правоохранительной системы РК. Далее документ поступит на рассмотрение в сенат.

В конце мая глава совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» Каирбек Сулейменов сообщил, что только с начала текущего года в НПП поступило более 80 обращений, связанных с доначислением налогов по сделкам со лжепредприятиями. При этом добросовестный бизнес сегодня не может быть уверенным в том, что контракты, заключенные с компаниями-партнерами, не аукнутся им даже через несколько лет и их не будут преследовать соответствующие органы.

Динара Куатова