/img/tv1.svg
RU KZ
Нурлан Нигматулин: Новый кодекс позволит эффективнее решать вопросы защиты экологии

Нурлан Нигматулин: Новый кодекс позволит эффективнее решать вопросы защиты экологии

Модернизация технологических процессов позволит снизить эмиссии в окружающую среду.

14:21 12 Октябрь 2020 1600

Нурлан Нигматулин: Новый кодекс позволит эффективнее решать вопросы защиты экологии

Автор:

Фото: parlam.kz

Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин считает, что новый Экологический кодекс должен способствовать прежде всего повышению качества жизни казахстанцев. Своим мнением спикер палаты поделился во время обсуждения, которое состоялось сегодня в мажилисе.

В обсуждении наиболее актуальных вопросов нового Экологического кодекса, который сейчас находится в работе депутатов мажилиса, приняли участие руководители государственных органов, НПП «Атамекен», крупных отечественных предприятий, экологи-эксперты, а также представители гражданского общества.

Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин акцентировал внимание на поручениях руководства страны проработать комплекс мер для улучшения экологической обстановки в Казахстане, одной из которых выступает актуализация экологического законодательства.

В ходе обсуждения особое внимание уделено такой норме проекта нового Экологического кодекса, как переход на комплексные экологические разрешения для объектов Iкатегории с условием внедрения наилучших доступных технологий (НДТ).

По мнению разработчиков, модернизация технологических процессов позволит снизить эмиссии в окружающую среду. В качестве стимулирующих для предприятий мер предлагается освободить предприятия от экологических платежей в случае внедрения НДТ, в обратном же случае – постепенно повышать платы за эмиссии.

Согласившись с необходимостью такой нормы, депутаты мажилиса вместе с тем подняли вопрос относительно предприятий, которые по объективным причинам не смогут за 10 лет, которые отводятся для внедрения НДТ, достичь установленных нормативов по отдельным показателям. А при неисполнении обязательств по внедрению НДТ предусматриваются штрафные санкции в виде невыплаченных экологических платежей за все годы с повышающими коэффициентами и пеней.

По словам спикера мажилиса, в таких случаях важно не «загнать» эти предприятия в тупик, когда они начнут платить огромные деньги в виде штрафов за эти 10 лет.

«Надо понимать, что это всегда уменьшение объемов производства, это всегда сокращение рабочих мест. В общем, здесь есть большая социальная составляющая», – сказал спикер мажилиса.

Вместе с тем отметив, что внедрение НДТ – это вопрос не одного дня, Нурлан Нигматулин подчеркнул, что нормы по стимулированию внедрения НДТ должны способствовать технологическому перевооружению предприятий. И все это направлено на достижение стандартов ОЭСР.

Депутаты мажилиса также подняли вопрос относительно предлагаемой нормы, согласно которой вводится запрет на производство и эксплуатацию в нашей стране транспортных средств, не соответствующих требованиям Технического регламента ЕврАзЭс.

Обеспокоенность мажилисменов вызывает тот факт, что от этого могут пострадать сельские жители, многие из которых до сих пор пользуются старой сельхозтехникой.

Согласно статистике, в стране 82% тракторов и 65% комбайнов со сроком эксплуатации свыше 15 лет. И только 30% всего парка сельхозтехники соответствует современным требованиям.

По мнению спикера мажилиса, эту норму необходимо тщательно проработать, чтобы не создать ситуацию, когда сельчанам будет не на чем работать.

Депутаты подняли вопрос и относительно экологического страхования. Предусматривается, что это будет обязательным только для объектов I категории. Вместе с тем в стране свыше 2 тыс. объектов II категории и более 3 тыс. объектов III категории, которые попадают под категорию экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности.

По мнению Нурлана Нигматулина, эти объекты тоже следует охватить экологическим страхованием.

Подводя итоги обсуждения, председатель мажилиса подчеркнул, что главная цель депутатского корпуса – принять такой документ, который позволит эффективно решать вопросы защиты окружающей среды, улучшения качества жизни казахстанцев и динамичного развития экономики с учетом реалий сегодняшнего дня.

«Сегодняшнее обсуждение проекта Экологического кодекса в таком широком формате показало, что изначальная дискуссионность по многим актуальным вопросам уже снята. И важно то, что, прорабатывая каждую новую норму, все руководствовались принципом не навредить: ни экологии, ни обществу, ни экономике», – резюмировал Нурлан Нигматулин.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Смогут ли защитить экологи алматинские арыки?

«Зеленая» экономика в деле.

13 Октябрь 2020 08:13 2514

Фото: almaty.today

Портал inbusiness.kz продолжает тему экологии. Казахстанские эксперты считают, что в стране уже давно должна появиться партия «зеленых».

Прошлый год продемонстрировал беспрецедентный рост гражданской активности и масштабных экологических протестов. Пусковым механизмом стала публикация подготовленного международной группой экспертов по изменению климата специального доклада о глобальном потеплении на 1,5 ˚C. Авторы доклада обращают внимание на то, что времени на «раскачку» уже не осталось.

Эксперты понимают, что экологической катастрофы удастся избежать только в том случае, если к 2030 году уровень выбросов в атмосферу двуокиси углерода (CO2) сократится на 45% по сравнению с показателем 2010 года, а к 2050 году и вовсе будет сведен к нулю.

Таким образом, никаких других приемлемых альтернатив переходу к «зеленой» экономике у нас нет. Отечественные эксперты поделились своим видением, как же мы сможем внедрить принципы «зеленой» экономики в Казахстане.

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

«Я только начинал учиться в университете, когда в ФРГ появилось новое движение «зеленых», которое выросло в партию. И руководитель этой партии Йошка Фишер затем даже был премьер-министром Германии, руководителем одной из земель.

В Казахстане нет партии «зеленых», зато имеется несколько соответствующих ассоциаций НПО. И, на мой взгляд, им надо дать больше возможностей проведения экологических экспертиз любых законов и нормативных документов.

Например, недавно стало известно, что в Алматы предложили отказаться от использования арыков для стока дождевых вод с улиц города, поменять их на современную закрытую ливневую канализацию. Здесь собака зарыта не в какой-то исторической преемственности, хотя арыки в городе десятилетиями выполняли важные функции, когда особых экологических экспертиз даже не существовало: сток дождевых вод, полив деревьев, охлаждение температуры воздуха и т. д.

Но сегодня в городе увеличивается плотность застройки, авторы же «антиарычной» идеи утверждают, что закрытые системы ливнестока увеличивают площадь земли общественного назначения, способствуют более рациональному землепользованию. Алматы был построен так, чтобы улицы проветривались со стороны гор, но естественную уникальную среду обитания в городе начали менять еще в Казахской ССР, строя некоторые здания перпендикулярно воздушным потокам.

Теперь их проникновению мешают высотные дома в южной части города. Так что, ликвидируя арыки, надо еще подумать об экологических последствиях такого возможного решения.

Вот другой пример, как Европа внедряет экологические проекты. Мы же знаем, что еще недавно многие авиакомпании из стран постсоветского пространства не могли летать над территорией Европейского союза под тем предлогом, что повышенная «шумность» у их самолетов. Децибелы были препятствием для полетов. Это так называемая проблема звукового мусора, над уменьшением которого в Казахстане мало кто работает.

Кроме того, казахстанские «зеленые» могли бы делать экспертизу тех продуктов, которые мы потребляем. Некоторое время назад мой сын потерял сознание в кафе, затем был госпитализирован. Как оказалось, модные газированные напитки, фастфуд привели к накоплению в организме вредных веществ, и молодой организм не выдержал.

В Алматы значительная часть горожан страдает аллергией. Все это следствие плохого воздуха, вредной пищи. Я не уверен, что большая часть овощей и фруктов, которые продаются у нас, имеют необходимую проверку.

Так, что резюмируя выше сказанное, считаю, что как на республиканском, так и на городском уровнях сегодня, как никогда, необходимы общественный контроль, экспертиза, чтобы ни одна инициатива, ни одно решение, потенциально влияющие на экологию, не принимались без консультации со специалистами».

Сергей Козлов, заместитель главного редактора газеты «Аргументы и факты – Казахстан»:

«Тема арыков в Алматы стала показательной, когда от них некие урбанисты предложили отказаться, предложив закатать их в асфальт. Но станет ли город от этого чище? При этом горожане любят арыки – это часть истории Алматы, особенность окружающего пространства, они не могут превратиться в проблему.

Такие предложения – демонстрация утилитарного сознания, потребительского отношения к экологии, которая сейчас охватывает все сферы жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

С подобным подходом можно найти массу других проблем. Допустим, в городе растет много деревьев. У них есть одна особенность – осенью они начинают сбрасывать листву, которую не всегда убирают. Самые «вредные» из этих деревьев в Алматы – столетние семиреченские дубы, с них опадают не только листья, но и желуди. Можно их спилить, и тогда ничего не будет с них осыпаться.

Я застал еще то время, когда алматинские арыки были не бетонные, а облицованы камушками. И нас приучали с детства чистить арыки. Сегодня нам навязывают мысль о том, что легче их убрать, чем решить проблему экологического сознания людей, научить их соответствовать городской культуре, уважать место, где все мы живем.

Соглашусь, что без привлечения неправительственных организаций эти проблемы экологии никогда не решатся ни в общественном сознании, ни в масштабе государства.

Вспомните битву за урочище Кок-Жайляу. Если бы не экологические и общественные организации, их многолетняя активность, там бы построили горнолыжный курорт. Но этого не произошло именно благодаря гражданской инициативе, к которой власти все же прислушались.

Экология сегодня становится причиной социального недовольства, и стремительно политизируется. Если бы на Западе, прежде всего в Германии, 40 лет назад партия «зеленых» во главе с Йошкой Фишером не ворвалась на политическую сцену, то сегодня политика Европейского союза была бы иной в отношении экологии. Когда-то «зеленые» вызывали усмешки, ныне их рейтинг не сильно уступает традиционным партиям. Именно то, что общественность сумела сформировать в своей среде консолидированные организации, в том числе политические партии, вывело западные страны в лидеры, с которых все берут пример. Основным политическим принципом у «зеленых» считается устойчивое развитие не только в сфере экологии, но и в других областях, в том числе безопасности или экономики.

Что же касается вопросов, связанных с загрязнением воздуха Алматы, противники перевода городских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 с угля на газ не раз заявляли, что это ударит по карману горожан, у которых в коммунальных счетах появятся большие суммы. Но здоровье дороже.

Алматы входит в число городов мира с самым загрязненным воздухом, поэтому борьба идет не зря. С учетом перевода ТЭЦ на газ через несколько лет планируется, что снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух южной столицы сократится почти в три раза».

Леся Каратаева, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан:

«Сама идея перехода к «зеленой» экономике ни у кого уже сопротивления не вызывает, однако вопросы возникают на уровне ее реализации. Например, давно назрела необходимость пересмотра принципов деятельности промышленных предприятий. Однако многие из них не готовы к изменению технологического процесса. Для этого следует изменить принципы хозяйственной деятельности. Речь идет о внедрении в Казахстане стратегической экологической оценки. Ранее экологическая составляющая при разработке различных программ, дорожных карт и т. д. не учитывалась, результаты воздействия на окружающую среду можно было увидеть уже в процессе реализации программы или после ее завершения.

Новые подходы имеют превентивный характер. Для любых программ, разрабатываемых в рамках землепользования, сельского хозяйства, водного хозяйства, лесоводства, рыболовства, транспорта, промышленности, энергетики, туризма, проведение стратегической экологической оценки обязательно».

Адиль Каукенов, директор Центра китайских исследований China Center:

«Обсуждая те или иные инициативы, несущие экологическую угрозу, легко впасть в раздрай. К примеру, вопрос по арыкам. С одной стороны, я, как коренной алматинец, испытываю к ним любовь, вспоминаю даже легенды о форели, которая иногда попадалась в этих самых арыках.

Но во что сейчас они превратились и почему их хотят убрать с глаз долой? К сожалению, на сегодняшний день значительная часть арыков выполняет функцию свободных урн, не везде по ним течет вода. Я не сторонник уничтожения арыков, но логику инициаторов понимаю.

Что касается создания новых контролирующих органов по экологии, то есть сомнения; Много их существует, но они ничего не гарантируют. Потому что, во-первых, коррупция еще не истреблена. Во-вторых, всегда возникает вопрос: те люди, которым дадут власть, чтобы делать экспертизу, – кто они будут?

Не факт, что ими окажутся известные и транспарентные эксперты. Могут назначить удобных, лояльных, да еще и дальних родственников. Сядут они в кресла и назовутся экологической полицией. Есть уже органы экологического контроля. Это же большая проблема существующего госаппарата.

Когда мы говорим об экологии, нужен баланс, чтобы не нагромоздить в системе новых полицейских. Я говорю не конкретно о служащих МВД, а обо всех, у кого есть какие-то контролирующие функции. Много кто что-то контролирует, но бывает так, что в итоге не контролирует ничего. Соответствующие органы часто воспринимаются как натуральная кормушка, где есть возможность обогащения.

Кульпаш Конырова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

«Экология как новая политика» – 2

Эксперты прогнозируют, что в Казахстане не будет резкого подъема «зеленой» энергетики. Так, по мнению экономического обозревателя Сергея Домнина, возможно, что и к 2050 году мы не достигнем запланированных 50% доли ВИЭ в генерации, но на 20-30% выйти вполне реалистично. 

13 Октябрь 2020 07:34 2114

Фото: express-k.kz

Г-н Домнин, вопрос создания «зеленой» экономики давно уже на повестке дня во многих странах мира, озабоченных изменением климата и связанным с ним природными катастрофами. Давайте поговорим о том, какие тренды существуют сейчас в мире и как на это повлиял коронакризис?

Когда говорят о «зеленой» экономике, обычно подразумевают два больших блока. Во-первых, низкоуглеродное развитие, сокращение выбросов. Во-вторых, ресурсосбережение. Кстати, хочу напомнить, что докторская диссертация первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как раз о ресурсосбережении.

В результате коронакризиса мы видим два тренда – один связан с необходимостью восстановления экономики, а другой – со стремлением сделать ее более «зеленой». Как ни странно, очень жаркое лето 2019 года в Европе подтолкнуло дискуссии в европейских обществах на эту тему. И стимулировало разного рода регуляторы предпринимать такие дружественные по отношению к «зеленой» энергетике решения. 

Так, Европейский центробанк разработал программу по выкупу ценных бумаг на 750 млрд евро, чтобы поддержать экономику во время пандемии коронавируса. 250 млрд евро из них предлагается пустить в поддержку «зеленого» развития. Это важный момент. Дешевое финансирование хорошо стимулирует различные технологии, что показывает мировая практика.

В последние годы к возобновляемым источникам энергии обращаются даже крупные углеводородные предприятия, компании, консорциумы. Например, в 2018 году ВИЭ примерно на 500 МВт совокупной мощности купила ExxonMobil. Это не так много, например, сопоставимо с объемом, который дает один блок Экибастузской ГРЭС-1, но тем не менее. В нынешнем году примерно такой же объем мощности ВИЭ приобретает Chevron. 

Давайте поговорим о Казахстане, который взял обязательства увеличивать год от года долю ВИЭ в своей энергетической корзине. Как конкретно обстоят «зеленые» проекты у нас в стране?

В Казахстане в проекты «зеленой» энергетики часто входят электроэнергетические компании, которые в основном связаны с угольной генерацией. Например, недавно премьер-министр Аскар Мамин был в ветропарке «Астана Expo 2017», который построен компанией, акционеры которой также контролируют ЦАЭК.  Есть в периметре проектов и казахстанские коммунальные системы с «зеленой» генерацией, которых немало. 

В Казахстане некоторые проекты довольно конкурентны даже без тех условий поддержки, которые им предоставляет правительство. В частности, в ноябре прошлого года на аукционе победил проект ВЭС в Туркестанской области, в поселке Шаульдер. Объект получил тариф 12,5 тенге за 1 кВт. Угольная энергия Экибастузской ГРЭС сейчас стоит 5,6 тенге за 1 кВт. 

В конечном итоге в основе перспективных проектов всегда лежит финансирование. Однако льготное финансирование в казахстанских условиях не предоставляется банками второго уровня. Деньги, как правило, выделяют институты развития. Несколько проектов ВИЭ есть у Банка развития Казахстана, достаточно активен Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). 

Теперь о перспективах. В Казахстане есть такая организация, как Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА). Центр много критикуют за неэффективность, но, с другой стороны, одно из направлений его деятельности – «зеленое» развитие. В нынешнем году МФЦА договорился с ЕБРР о совместных проектах. Вполне возможно, что, двигаясь на этой «зеленой» волне, деньги пойдут в Казахстан по льготным ставкам. 

Почему Вы используете слово «возможно», что несет долю сомнения в успешной реализации «зеленого» развития при льготном финансировании от того же ЕБРР совместно с МФЦА?

Так как есть и сдерживающие моменты. Допустим, страны вроде Дании легко решаются отказаться от углеродных источников и переходят на строительство «зеленых» электростанций. У них процесс идет быстро. Или Германия, которая решила сократить до предела угольную генерацию и отказаться от атомной энергетики. 

В Казахстане же экономика такая, что большую часть генерации, если не ошибаюсь, около 40%, потребляют 30-35 крупных энергоемких предприятий. 

Соответственно, перейти на «зеленые» источники энергии одномоментно не получится, это длинный путь, на котором не нужно спешить. 

Представить, что через 10 лет Казахстан будет весь «зеленым», страшно: это означает коллапс современной казахстанской экономической модели, основанной на тяжелой промышленности. 

Поэтому прогноз такой: в стране не будет резкого подъема «зеленой» энергетики. Возможно, что и к 2050 году мы не достигнем запланированных 50% доли ВИЭ в генерации, но на 20-30% выйти вполне реалистично. 

С учетом наших особенностей, богатства углем и другими полезными ископаемыми, потенциала развития атомной энергии со временем увеличится разнообразие источников электроэнергии. Одни доступны, другие дешевы, третьи экологичны. И в каждом конкретном случае необходимо выбирать ключевое преимущество того или иного топлива с учетом местных особенностей. 

Что Вы имеете в виду под местными особенностями?

Например, недавно крупнейший государственный многопрофильный энергетический холдинг Казахстана «Самрук-Энерго» выбрал вариант модернизации алматинских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 путем перехода с угля на газ, чтобы решить проблему смога. Судя по всему, тариф для потребителей станет значительно дороже, чем если бы теплоэнергия производилась на угле, но с применением современных технологий очистки. Однако компания видит решение в смене вида топлива, это для нее приоритет. 

Вы часто говорите на тему сотрудничества в рамках ЕАЭС. Как обстоят дела в сфере «зеленой» энергетики в рамках этого объединения?

Ответить на Ваш вопрос о том, какие могут быть области сотрудничества если не в рамках ЕАЭС, то хотя бы в двусторонних отношениях Казахстана и России по «зеленой» энергетике, непросто. Если перебирать цепочку добавленной стоимости, видно, что «зеленые» технологии производятся точно не у нас. 

Как правило, это технологии датские, немецкие, оборудование может быть китайское. «Зеленые» для наших стран – это больше инструменты финансирования. На перспективу как совместные для стран ЕАЭС можно рассматривать проекты кооперации, когда будут локализовываться предприятия по производству двигателей, лопастей ветродвигателей, фотоэлектрического оборудования, солнечных панелей. 

Тут перспективы видны больше в плане «зеленого» финансирования и производства «зеленой» энергии, а не выпуска основных средств для «зеленой» энергетики. И потом тут возникнет интересный и важный вопрос с торговлей выработанной электроэнергией. В ЕАЭС он пока тяжело решается даже в условиях модели традиционной энергетики. 

Кульпаш Конырова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!