В рамках рабочей поездки в Алматы глава государства осмотрел улицы Жибек жолы и Панфилова, а также площадь "Астана", которые были реконструированы с учетом интересов пешеходов. Об этом сообщает официальный сайт президента akorda.kz.
"Президента проинформировали о ключевых результатах проведенной масштабной реконструкции города с целью повышения комфорта для жителей и гостей Алматы.
Кроме этого, Нурсултану Назарбаеву были продемонстрированы современные решения по благоустройству города и эффективной организации безопасности пешеходов, а также других участников дорожного движения", – говорится в опубликованной информации.
Напомним, что горожане терпеливо ждали окончания масштабных строительных работ на дорогах и тротуарах около трех месяцев, что разделило алматинцев буквально на два лагеря и два полярных мнения.
Одна часть безостановочно критиковала, особенно в соцсетях, акима города Бауржана Байбека, обвиняя его в ненужной, по их мнению, реконструкции символов "милой старой Алма-Аты".
Другая часть видела в нем новатора и демократа – по сравнению с экс-акимом Ахмеджаном Есимовым, и уже только за это Бауржана Байбека второй частью общества предлагалось любить. Ну и дождаться итогов реновации, "а потом уже судить" тоже предполагалось.
В итоге новый культурный символ Алматы – пешеходная зона в "золотом квадрате" площадью 101 гектар обошлась городскому бюджету в восемь миллиардов тенге.
Больше половины этой суммы потратили на гранитную брусчатку. Об этом сообщили в городском акимате Алматы накануне, проводя встречу с журналистами.
Концептуальное решение улиц предложил датский архитектор Ян Гейл, а проектно-сметную документацию (ПСД) выполнил ландшафтный дизайнер Роман Шнайдерман. Стоимость ПСД составила 107 миллионов тенге. В конкурсе участвовало 12 компаний, и преобразование старого центра города было выставлено одним лотом.
Реновацию пяти улиц провели казахстанские строительные компании. Площадь "Астана" строила компания "Базис А", улицу Панфилова – "АлматыИнстрой", Жибек жолы – "Атрикс-Строй", улицы Гоголя и Кабанбай-батыра – фирма "Сункар".
"Конкурс на каждую улицу выигрывал генеральный подрядчик. Если у него есть бригады, то он определяет сам поставщика или производителя работ. Насколько я знаю, компании сами занимаются благоустройством", – рассказал abctv.kz Роман Шнайдерман.
Открытие пешеходной зоны в старом центре вызвало ажиотаж среди алматинцев. В первую очередь горожане возмущались малым количеством деревьев и новой системой водоотведения. Посадка деревьев на улице Панфилова начнется в третьей декаде октября. Проектом предусмотрена посадка около ста крупных взрослых деревьев и кустарника, объяснил г-н Шнайдерман. "Проектируя, я старался оставить, где это возможно, арыки открытыми. Где не получилось, пускали в трубы. Система водоотведения обновлена".
Проектом предусмотрена установка коммерческих объектов: шесть киосков и павильонов разного размера на улице Жибек жолы и 10 киосков на улице Панфилова. Это могут быть кафе или мини-галереи для продажи сувениров.
Из восьми миллиардов тенге, потраченных на реконструкцию, основная сумма пришлась на гранитную брусчатку. По словам чиновников, этот материал, в отличие от асфальта, прослужит минимум 25 лет. Ян Гейл предлагал сделать улицу Панфилова наполовину пешеходной, наполовину автомобильной. Акимат решил провести эксперимент и оставить только улицу для прогулок.
Шанс заработать на реновации
"Подрядчики дали нам два года гарантии. В случае некачественно выполненных работ они за свой счет восстановят неполадки, – предупредил заместитель директора управления архитектуры и градостроительства Алматы Алмасхан Ахметжанов.
Часть гранитной плитки произведена в Южном Казахстане, часть – в Китае. Фонари иностранного производства. Новые скамейки чешского образца сделаны в Алматы, как и мусорные урны. Спортивные тренажеры импортные. Начинка светофоров итальянская, остальное казахстанское.
Отечественным бизнесменам нужно понимать, что такой строительный материал, как гранитная брусчатка, будет востребован в Алматы еще лет 10. И если наладить ее производство в Алматы, то спрос обеспечен, считает Алмасхан Ахметжанов.
"Срок эксплуатации фонарей – два года, потом надо будет детали менять. Если наши бизнесмены запустят сервисную службу и будут производить запчасти в Алматы, было бы всем выгодно", – сказал чиновник.
Вместо демонтированных точек общепита на Арбате будут работать коммерческие объекты, расположенные на первых этажах зданий вдоль пешеходной зоны. Все собственники обновили фасад за свой счет.
"Вначале было несогласие, – сказал Алмасхан Ахметжанов, – но когда они поняли перспективы инфраструктуры, то все решилось".
Владельцы кафе и точек фастфуда, опрошенные корреспондентом abctv.kz, рассказали, что в течение трех летних месяцев, пока шли работы на улицах, выручка заведений упала на 40%. Однако уже сейчас количество посетителей выросло на 10-15%.
"Мы открылись на Арбате три месяца назад. Во время стройки бардак был. Были вынуждены закрыться на месяц, но терпели, – рассказал администратор кафе "Хуршит". – Сейчас увеличился поток посетителей больше чем в два раза, особенно вечером".
Несмотря на радость алматинцев, число которых, к слову, большинство, и отчеты городских властей, немало горожан скептически смотрят на новый проект акимата Алматы. Жители города, объединенные в группе "Алматы – любимый город" в "Фейсбуке", указывают на отход акимата Алматы от предложений Яна Гейла и ошибки при строительстве пешеходной зоны. Гейл называл яблоневый сад символом Алматы. Вместо сада бессмысленные каменные и асфальтовые дорожки, считают они.
"Деревья заложены плиткой и засыпаны цементом. Хотя неоднократно предлагались и нами, и другими архитекторами цивилизованные способы сохранения газонов вокруг деревьев", – пишет в соцсети участник группы Абай Ерекеев.
Для того чтобы утверждать, что новая пешеходная зона в Алматы удобна и соблюдены все строительные нормы, необходимо провести экспертизу, комментирует abctv.kz архитектор и председатель союза архитекторов Сергей Мартемьянов, автор альтернативного проекта под названием "Застройка улицы Кабанбай-батыра".
"Мы делали параллельную работу с Яном Гейлом. Мой проект приняли как детальный, а его – как концептуальный. Но потом мою работу куда-то задевали. Однако, не сказав мне, большая часть того, что построено, взято из моего проекта. Если бы выбрали мою концепцию, то, я думаю, вышло бы дешевле и более "алматинским", – отметил он.
Ади Туркаев