Недавно вступили в действие изменения, которые в том числе регулируют деятельность КСК, предоставляют возможность ОСИ и управляющим компаниям совмещать функции управления и содержания общего имущества объекта кондоминиума, расширяют функции жилищной инспекции, передает корреспондент inbusiness.kz.
Как рассказали в центре модернизации и развития ЖКХ, законом предусмотрены две формы управления: это непосредственное совместное управление (НСУ) и объединение собственников имущества (ОСИ). Определены субъекты управления. Ими являются управляющая компания и кооператив собственников квартир (КСК). КСК стали некоммерческими организациями и освобождены от НДС.
"Есть изменения в Кодексе об административных правонарушениях в части усиления ответственности за предоставление отчетности, сроков открытия счетов. Если раньше за не открытие счетов и не предоставление отчетности было только предупреждение, и только в течение года если повторно фиксировалось нарушение, то налагался штраф в размере от 5 до 10 МРП. Эти позиции были пересмотрены. Сейчас штрафные санкции за подобные нарушения налагаются сразу, без предупреждения. За нарушение сроков открытия счетов предусмотрено административное взыскание до 50 МРП, за повторное нарушение - 100 МРП, за нарушение сроков о предоставлении отчетности - 50 МРП, за повторное – 100 МРП. Если застройщик не предоставляет документы по дому - от 120 до 200 МРП", - пояснил советник АО "Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ" Маргулан Абдыкаримов.
При этом, говорит он, ограничения по количеству квартир отсутствуют.
"НСУ и объединение собственников квартир не регламентируется количеством квартир. Но при этом надо понимать, что НСУ это такое сообщество, в котором нету инициативного человека, в котором люди не хотят создавать объединения собственников имущества. И хотят привлечь соседнюю управляющую компанию или КСК. Но при этом у них есть полное право оставаться в форме управления НСУ. До 36 квартир они могут не привлекать субъект управления, а если количество квартир превышает 36, то они в обязательном порядке должны привлечь субъект управления в виде управляющей квартиры или кооперативов собственников квартир", - добавил он.
Для этого достаточно заполнить протокол собрания, где отмечено, что жильцы выбирают форму управления НСУ, какой субъект будет заниматься вопросами управления и содержания и по какому тарифу он будет работать, какие работы проводить. Субъект управления может выполнять функции управления и содержания.
Механизм работы ОСИ остался тот же. Оно может самостоятельно принимать решения по вопросам управления и содержания, также привлечь управляющего менеджера по трудовому договору, сервисные организации.
Субъект управления должен открыть отдельный счет на каждый дом. За этим будет вести контроль жилищная инспекция. Жители смогут видеть свои накопления и прозрачность расходов.
К слову, депутаты ранее отметили, что это лишь начало большой работы.
Идея хорошая, но…
Между тем, казахстанцы пишут в соцсетях, что в переходный период царит неразбериха.
"К примеру, как нам проводить собрания? Листы опросов, протоколы и прочее образцы старые, в законе нормы новые. Люди в ступоре. Кто во что горазд раньше делал. Никто не контролировал. Договоры с управляющими компаниями заключали все, кому не лень. Вместо председателя поручали кому-то из жителей, теперь найти этих жителей, которые расторгли этот договор, невозможно", - пишут они.
Гражданская активистка из Семея, руководитель Общественного объединения "Дом" Майра Абенова считает, сама идея была хорошая, но поправки в нынешнем виде только усугубят проблему. Она также считает, что контроль в этой сфере со стороны государства должен быть усилен. К примеру, сейчас некоторые застройщики, не успев продать квартиры в построенных домах, создают свою обслуживающую компанию и буквально навязывают ее жильцам, которые идут и платят, не вникая, кому платят, за что платят, куда уходят деньги, лишь бы долгов не было. Между тем, застройщик после продажи обязан оформить кондоминиум на собственников и передать им все документы.
"Изменения усложнили ситуацию, вообще внесли еще большую сумятицу. КСК остаются. Мне кажется, эти изменения были продиктованы необходимостью легализовать что ли КСК? Опять им дать зеленый цвет, делайте, что хотите. Мы пришли к тому, отчего ушли. Вместо того, чтобы готовить специалистов, готовить управляющих. Говорят же, все гениальное - просто. Зачем вообще этот огород городить. Все просто и понятно было. Вот один дом, один орган управления, один счет. Все. Люди научаться договариваться, обсуждать. У нас этого вообще нету, - недоумевает Майра Абанова, - Даже я не понимаю, как это ОСИ может и управлять, и содержать? Да, это дорого, обслуживающие компании. Но государственные органы должны были продумать, стимулировать создание таких компаний. Это же создание новых рабочих мест. Можно было по госпрограммам обучать. И обучившиеся сейчас бы эти компании создавали. Это бизнес. И пожалуйста, целый микрорайон потом обслуживай по нормальным, разумным ценам. Таким образом услуги удешевят тогда".
По ее словам, если бы была достаточная разъяснительная работа со стороны государственных органов, такого бы не случилось.
"Люди бы поняли, что они собственники. Психологию собственника надо формировать. В частном же доме же люди живут, не кричат, не бегут с просьбой о помощи. А в многоэтажных домах мы просто приучили людей к тому, что это кто-нибудь да сделает. И дом этот рассыпается со временем", - добавила Майра Абенова.
Этого недостаточно
По словам международного эксперта в сфере энергетики Асхата Жапсарбая, данных поправок недостаточно для того, чтобы привести в порядок сферу ЖКХ.
"Основные проблемы у нас непрозрачность системы. Очень многие задаются вопросом, куда идут деньги. Вторая большая проблема - отсутствие культуры наших жильцов в содержании общего имущества. Ведь очень много неплатежей. Третья - профессиональная неподготовленность руководителей ОСИ и бухгалтеров. Многие из них не знают, как поступать в той или иной ситуации. Не говоря уже о законодательстве, подзаконных актах, во взаимоотношениях с крупными компаниями, и тому подобное. Четвертый, очень серьезный вопрос, это устаревший фонд жилья. Требуются большие капитальные вложения. Соответственно, откуда взять деньги? Будут ли жильцы собираться? Это большие проблемы", - говорит он.
По неплатежам очень часто ОСИ и КСК перекладывают долги недобросовестных жильцов на остальных. Но так тоже не пойдет и решение этих проблем законодательством не предусмотрело, считает эксперт.
"И это наверно очень сложно предусмотреть. Здесь нужна какая-то господдержка в решении таких проблем, где есть необходимость проведения капитальных ремонтов устаревшего жилья, где есть проблемы неплатежей. Очень много проблем с содержанием жилища. Не развита культура содержания общего жилья. Поправки до конца не решили и не решат эти проблемы. Вся ситуация требует принятия комплекса мер, как экономических рычагов воздействия, так и культурных, больших разъяснительных работ", - отмечает Асхат Жапсарбай.
По словам эксперта, здесь необходима дополнительная работа. Проводить обучающие семинары для работников ОСИ и КСК, объяснять им, как надо взаимодействовать с жильцами, выстраивать взаимоотношение с коммунальными предприятиями, оказывающими услуги. Также проработать общую платформу, вовлекать всех жильцов в единую идею содержания общего имущества.
Читайте по теме:
КСК и ОСИ: что меняется в законе о ЖКХ с 15 сентября?