В среду мажилисмены на пленарном заседании рассмотрели в первом чтении проект Кодекса о недрах и недропользовании. Давно обсуждаемый законопроект, несмотря на долгое рассмотрение в мажилисе, по-прежнему вызывает споры и сомнения, в том числе у самих депутатов.
Представляя законопроект, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек подчеркнул, что за основу при разработке документа был взят австралийский опыт – как самый передовой.
"Прозрачность и простота процедур представления права недропользования является эталоном инвестиционной привлекательности в мировом горнорудном секторе. Внедрение лучших подходов должно стать толчком к прорыву Казахстана на мировой рынок геологоразведки, привлечению современных технологий разведки и добычи, созданию новых рабочих мест именно в отдаленных регионах", – заявил он.
Добиваться таких результатов правительство намерено по следующей схеме. Инвесторов в геологоразведку будут привлекать упрощенными правилами по принципу первой заявки "первый пришел – первый получил". Правда, с ежегодно возрастающей ставкой аренды.
"Суть принципа заключается в представлении права недропользования на участках площадью около двух квадратных километров в одном блоке. Можно взять сразу максимум – 200 блоков, но при этом придется вкладывать в каждый и отчитываться по каждому из них отдельно. Все это стимулирует комплексное изучение всей контрактной территории, – пояснил г-н Касымбек, добавив: – К примеру, сегодня Казахстан на разведку из расчета на квадратный километр тратит примерно семь долларов, в Австралии 167 долларов тратится на то же самое, в США – 87, в Канаде – 203. То есть сегодня инвестиции в геологоразведку не обеспечивают восполнение запасов страны".
Обещает правительство сделать открытой геологическую информацию, а также информацию о недропользователях, условиях недропользования, конечных бенефициарах. Также предусматривается предоставление гарантий стабильности условий недропользования.
"Приоритетное право государства сохраняется только в отношении стратегических участков по углеводородам и урану. Для твердых полезных ископаемых в то же время сохраняется режим блокировки сделок для обеспечения национальной безопасности", – уточнил министр.
Для стимулирования инвестиций в глубокие переделы проектом предусматривается соглашение о переработке твердых полезных ископаемых, устанавливающее инвестиционные преференции. Минимальный объем инвестиций для таких проектов составляет семь миллионов МРП. Возможность заключения данного соглашения будет доступна недропользователям, осуществляющим добычу твердых полезных ископаемых.
Депутат Арман Кожахметов поднял вопрос о черных старателях.
"По данным правоохранительных органов, с начала 2017 года задержано свыше 800 нелегальных старателей, было возбуждено 12 уголовных дел. Факты незаконной добычи золотосодержащей руды систематически имеют место в таких областях, как Акмолинская, Актюбинская, ВКО. Ежегодно в рамках теневого рынка реализуется более тонны золотосодержащего сырья", – привел он данные.
Министр согласился, что старательские работы сегодня действительно находятся фактически в тени, и правительство намерено их легализовать, введя в кодексе отдельные нормы.
"Появляется новый институт старательства. Раньше, в советское время, он существовал. Речь идёт только о новых участках. Это россыпные участки, условно, например, на реках. На карьерах и шахтах этот вид деятельности не будет разрешаться, потому что необходимы соответствующие технические и другие средства по безопасности. Работа даже на старых карьерах требует постоянного технического надзора за вопросами безопасности. Речь идёт только о россыпных участках – это раз. Поэтому требования квалификационные будут минимальными", – объяснил он.
Депутат Снежана Имашева заинтересовалась механизмом гарантий по устранению последствий для окружающей среды. Проектом кодекса закрепляется обязанность недропользователей устранять негативные последствия своей хозяйственной деятельности, причем под финансовые гарантии – банковские гарантии, страхование.
"Но может случиться так, что недропользователь не сможет выполнить свои обязанности. В силу разных причин, например банкротства, – рассудила депутат. – И получается, что, имея средства в виде финансового обеспечения, нет структуры, которая эти работы выполнит. Кто в таких случаях, когда недропользователя нет, а финансы есть, выполнит эти работы?"
"В случае если недропользователь в силу различных причин не может ликвидировать, то в силу вступают именно гарантии. То есть банк, который предоставил гарантию, должен обеспечить средствами государство для ликвидации. То же самое страховая компания. В дальнейшем государство, используя эти средства, привлекает любую стороннюю организацию для ликвидации", – заверил министр.
Мейрам Пшембаев удивился предложению правительства разрешить для недропользователей проводить закупки товаров, работ и услуг за рубежом при неких "исключительных обстоятельствах". И напомнил, что депутаты уже предложили исключить эти нормы из проекта.
"Есть ряд технологий, которых в Казахстане не существует, есть ряд товаров и услуг, которые мы не оказываем. Поэтому предполагалось, что, возможно, по особым уникальным закупкам возможность проведения таких мероприятий недропользователями или головными компаниями за рубежом, – объяснил г-н Касымбек логику разработчика и тут же поспешил уточнить: – Но с учетом дебатов, которые проходили на рабочих группах, мы полностью поддержали мнение депутатов, и сегодня эти нормы исключены из проекта закона".
Тему закупок продолжил и Азат Перуашев – уже от имени фракции "Ак жол". Он назвал резонансной норму, предусматривающую передачу функций по регулированию закупок недропользователей общественной комиссии или ассоциации.
"Теоретически это красиво, но надо учитывать реальность. Сегодня вокруг любого крупного недропользователя уже сформирован традиционный пул поставщиков и подрядчиков, которые никого со стороны не допускают. Там имеют место и откаты, там имеет место и корпоративная коррупция, о которой тоже говорить необходимо. Там имеют место и элементарное ограничение конкуренции и аффилированность. Если передаем эти функцию по регулированию этих вещей сейчас в некую ассоциацию, то сразу говорю: это предложение легализовать корпоративную коррупцию", – заявил он.
При этом депутат возмутился тем, что все эти нормы "вносятся уполномоченным органом под видом соблюдения требований ВТО".
"Я хотел бы обратить внимание разработчиков, что они, наверное, прежде чем быть "агентами ВТО", должны быть сначала патриотами Казахстана. У меня такое ощущение, что некоторые государственные служащие, заявляя позиции под видом ВТО, теоретические аргументы приводят. Не понимая, как работают предприятия и как работают правила ВТО. Сегодня для наших предприятий речь идет о выживании, а не о том, чтобы что-то лишнее себе ухватить", – сказал мажилисмен.
Его высказывания остались без ответа. Проект кодекса мажилисмены одобрили в первом чтении, а дискуссии по всем нюансам и конкретным нормам перенесутся теперь в рабочую группу мажилиса для подготовки законопроекта ко второму чтению.
Ирина Севостьянова