Сергей Уткин, юрист:
"На период досудебного расследования мера пресечения всегда избирается судом. Серику Кудебаеву в качестве меры суд избрал подписку о невыезде. Можно ли убежать из страны в этом случае? Да, можно. Тут надо было судье подумать, мог ли обвиняемый убежать в этот период или нет. Когда мера пресечения выбирается, судье надо предвидеть такие моменты. С Сериком Кудебаевым, на мой взгляд, сыграла роль коррупция. И он, и все судьи эти способы знают с закрытыми глазами. Однозначно, этот вариант у него просчитывался заранее. Когда он понял, что прокурор запросил много лет лишения свободы, а сидеть неохота, то после исчез. Причем абсолютно легально пересек все границы, потому что подписка о невыезде не предусматривает, что ему нельзя их пересекать. Это абсолютно классическая схема побега, если не избирается содержание под стражей".
Аман Мамбеталиев, политолог:
"Экс-начальник департамента полиции Алматинской области Серик Кудебаев объявлен в международный розыск. Это произошло при странных и непонятных обстоятельствах, когда по факту он находился под арестом, но смог покинуть территорию Казахстана. Это говорит о том, что у нас есть как минимум одна системная брешь, глубинный кризис в силовых структурах, когда над законами стоят личные взаимоотношения. Когда высокое должностное лицо, которое долго занимало определенную должность, взращивало лояльных к себе, а не к государству людей. Эта система помогает обвиняемому избегать законных наказаний, даже во время судебного процесса.
Дело Серика Кудебаева было громким, и я не думаю, что те люди, которые ему помогали, не знали об этом. Помощь точно была, тут без какого-либо расследования можно сказать, что ему помогли покинуть Казахстан через границу Кыргызстана и оттуда в Турцию. После чего честь этих силовых структур была сильно запятнана, и думаю, она должна быть восстановлена методологией работы или коммуникацией с коллегами и возвращением Серика Кудебаева на территорию страны и продолжением хода деятельности. В противном случае это оставляет негативный прецедент, в котором люди могут избежать наказания и верховенство закона не будет иметь силу со всеми вытекающими. Поэтому вопросы, почему не объявили в розыск и как это было возможно, объясняются просто коррупционной составляющей, когда люди, которые долго занимают высокие позиции не на благо страны, а на свое личное благо, взращивали лояльных к себе людей, которые занимали или занимают различные посты в силовых структурах".
Аскар Каймаков, адвокат АГКА:
"Все меры пресечения, кроме содержания под стражей, то есть ареста, в той или иной мере основаны на некой степени доверия органа уголовного преследования и следственного судьи к подозреваемому. Соответственно, следователь, избирая меру пресечения, принимает определенную степень риска, что подозреваемый может нарушить избранную степень пресечения и скрыться от органа уголовного преследования.
Вне зависимости от норм УПК, которые говорят, что тяжесть совершенного преступления не может быть единственным основанием для избрания меры пресечения в виде ареста, у нас меры пресечения не связанные с содержанием под стражей редко кому достаются. Исключение составляют так называемые VIP-подозреваемые - люди, которые раньше были достаточно приближены к власти.
На мой взгляд, мера пресечения в отношении Кудебаева была обоснована. То, что субъект ее нарушил, это проблемы его и органа, который избрал эту меру пресечения, так как им его теперь и ловить".
Абзал Куспан, адвокат:
"Я думаю, что Серика Кудебаева уже невозможно вернуть в страну, или по крайней мере трудно. Я исхожу из того, что за время независимости Казахстана, практически ни одного чиновника, ни одного олигарха, которые убежали из страны, нам вернуть не удалось. В этот человек при деньгах. Мы все знаем, к какому кланы он относился, откуда родом.
Что мы можем сделать? Я предлагаю, ввести такое понятие, как персональная ответственность. Есть прокурор, который в свое время ходатайствовал об его освобождении, об изменении в отношении него меры пресечения. Есть судья, который удовлетворил, и все это документально установить не сложно. В отношении этих лиц надо поднять вопрос об ответственности, вплоть до уголовной.
Практически всем известно, через какой пограничный пункт выехал Кудебаев. Необходимо провести соответствующую проверку, и принять жесткие меры. Иначе мы это никак не сможем остановить. Я считаю, если мы хотим построить новый, справедливый Казахстан, то уже пора поднять вопрос об ответственности виновных лиц, которые на протяжении 30 лет, абсолютно безответственно, безнаказанно освобождали преступников и помогали им выехать за пределы страны. Он же преступник, который перед оглашением приговоры убежал из страны".
Ранее сообщалось, что обвиняемый по делу о январских событиях экс-глава полиции Алматинской области Серик Кудебаев объявлен в международный розыск. Суд четыре раза откладывал заседание из-за неявки Кудебаева. 1 апреля стало известно, что он сбежал из страны. Судья сообщил, что Кудебаев вылетел из Бишкека в Стамбул, покинув Казахстан 23 марта.