Тема обязательной маркировки обуви на Atameken Business поднималась неоднократно. В этот раз в программе "Время говорить" вопрос обсудили в свете того, что с апреля текущего года уже нельзя будет продавать немаркированную обувь на территории РК. Ранее представители различных отраслевых ассоциаций заявляли, что обязательная маркировка приведет к удорожанию обуви для потребителя. Подобный прогноз не разделяют в минторговли.
Inbusiness.kz приводит текстовый фрагмент дискуссии.
Данил Москаленко:
– Спорный вопрос. Много было тех предпримателей, кто против. Официальная позиция какова? Зачем нам маркировка?
Кайсар Шалабаев, заместитель председателя комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК:
– Относительно, что предприниматели против маркировки. Поясню. 1 ноября 2022 года была внедрена обязательная маркировка и прослеживаемость обувных товаров. К чему мы идем? Задача системы маркировки – это сделать товарооборот в РК прозрачным. По официальным данным, доля теневого оборота обуви составляет 48%, то есть, представляете, каждая вторая пара обуви в республике завезена нелегально. В основном подобный товар к нам заезжает из Китая. Китайская таможенная служба зафиксировала в 2021 году экспорт в РК ту цифру, которая отличается от наших таможенных цифр в два раза. Это составляет порядка 780 млн долларов США. С 2019 по 2020 год в пилотном режиме функционировала маркировка прослеживаемости товаров. Что это нам дало? Какие результаты? Импорт обуви увеличился на 13 млн пар.
Данил Москаленко:
– И это, скорее всего, серый импорт, контрафакт?
Кайсар Шалабаев, заместитель председателя комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК
– Это контрафакт. Налоговые поступления от предпринимателей, зарегистрированных в нашей системе, увеличились на 55%.
Данил Москаленко:
– Есть моменты. Но что скажут производители?
Анар Каиржанова, представитель общественного объединения производителей обуви:
– Мы, как производители, поддерживаем маркировку. У нас пока порядка 15 компаний, именно производителей обуви. Они, в принципе, все поддерживают маркировку почему, потому что мы хотим равной конкуренции. Мы хотим, чтобы была честная конкуренция с импортными товарами. Для наших производителей это еще одна мера поддержки. В том плане, что, когда будет завозиться товар, растаможку проходить, налоги оплачиваться, мы надеемся на выравнивание цен. Почему? Когда говорят, что у нас продукция дороже, да, возможно, она дороже выходит, чем импортная, но это не потому, что мы стараемся больше заработать.
Данил Москаленко:
– Давайте я спрошу у Екатерины Железняковой: что будет с ценами? Звучали прогнозы, что цены – это же затраты, ваши затраты в том числе поднимутся. Пожалуйста, прокомментируйте
Катерина Железнякова, пресс-секретарь торговой сети "Юничел":
– Что касается затрат, то затраты на конечного покупателя будут минимальными. Я с трудом могу сказать, как с этим вопросом будут справляться или уже справились мелкие предприниматели, мы – крупный бренд. Да, это была нагрузка, это была нагрузка на людей, на наших IT-специалистов. Но, по большому счету, крупные, серьезные игроки рынка, я думаю, что внутри своих штатов этот вопрос решили.
Данил Москаленко зачитывает вопрос телезрителя: "Кто-то со своей средней зарплатой не может купить хорошую, дорогую обувь и, чтобы не ходить босиком, готов купить дешевую обувь. Пусть будет некачественная, но это выход из положения".
Кайсар Шалабаев, заместитель председателя комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК:
– Могу ответить я на этот вопрос. Вот с момента ввода обязательной маркировки созданы инициативные группы из представителей розничного звена различных ассоциаций. Они намеренно привлекли внимание общественности, что маркировка приведет к удорожанию обуви. Но это неправильно. Наоборот, на повышение цены обуви маркировка никак не может повлиять. Стоимость маркировки одной пары обуви менее трех тенге. Мы постоянно коммуницируем с участниками оборотов товара. Например, по данным представителей официальных дистрибьюторов Adidas, у них это составило не более одного процента от стоимости. Мало того, даже производители уменьшают свою маржинальность на 2,4%, чтобы стоимость не повышалась
Данил Москаленко:
– А что у нас будет в апреле? Вот эти вот знаменитые алматинские базары. Пойдут рейды и всех будут штрафовать повально?
Кайсар Шалабаев, заместитель председателя комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК:
– Мы больше нацелены на то, чтобы дать стимулирующие возможности. Если продавцы обуви, бизнес сделал определенные затраты на маркировку обуви, давайте, мы подумаем над нормами, как их можно будет восстановить. За счет государства субсидировать, вернуть вот эти их расходы. Сейчас в повестке, что будут штрафные санкции за немаркированный товар, вопроса не стоит.
Полная версия программы "Время говорить" доступна по ссылке.
Читать по теме:
Отменить маркировку обуви для розничной торговли предлагает МСБ
Передел рынка: новая система маркировки обуви спровоцирует рост цен?
С 1 апреля запретят продавать немаркированную обувь – грозят ли штрафы бизнесу