С 1 апреля 2023 года в Казахстане начнет действовать система обязательной маркировки обуви, внедрение которой откладывали на год. Но предприниматели, имеющие маленькие обувные бутики и торгующие на рынках заявляют, что не потянут затраты и будут вынуждены закрываться, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Бизнес считает неправильным, что государство перекладывает на них весь груз забот по борьбе с контрафактом и незаконным ввозом. Этот вопрос обсудили на заседании комитета торговли при региональной палате предпринимателей Костанайской области.
"1 апреля 2023 года завершается период, когда разрешалась продавать обувь, незарегистрированную в цифровой системе. Задача маркировки - сделать процесс продажи обуви в стране прозрачной. Но участники рынка высказываются против введения маркировки, так как это несет дополнительные издержки. Причем немалые и не только материальные, но и по привлечению дополнительных человеческих ресурсов. Ведь для того чтобы оцифровать весь товар, требуется достаточно продолжительное время и серьезная квалификация в деле цифровизации", - отметил начальник отдела сопровождения проектов палаты Роберт Юсупов.
Он также отметил, что позиция импортеров и розничных продавцов остается неизменной, и заключается в том, чтобы отменить маркировку или сделать ее добровольной. Бизнес не хочет и не может выполнять не свойственные ему функции самого государства по борьбе с теневым оборотом и контрафактом. По мнению бизнеса, маркировка обуви будет бить даже по мелким розничным точкам. Базовые затраты, по их сведениям, составляют более 1,1 млн тенге при среднем обороте 5 тыс. пар обуви.
"За получение каждого кода на каждую пару обуви надо платить. Очень много вопросов возникает о целесообразности маркировки у розницы. Если мы хотим проследить за крупными торговцами, то для оптовой торговли прозрачность можно было обеспечить. Но не для розницы", - отметила руководитель ОЮЛ "Ассоциация содействия предпринимательской деятельности по Костанайской области Валентина Шмонина.
Представитель крупной сети супермаркетов Елена Гриб подчеркнула, что обувь не является их специфическим товаром, но они продают сланцы, домашние тапочки, у них есть специалисты для проведения маркировки, но им непонятно почему государство обязывает торговлю обклеивать этот товар маркировкой. Этот вопрос должны решать производители. И в Казахстан обувь должна поступать промаркированная.
По мнению владельцев обувных магазинов, которые уже зарегистрировались на платформе и ведут маркировку, сам сайт работает со сбоями, каждой паре обуви присваивается уникальный код, который нужно наклеить на коробку, а во время продажи просканировать его, чтобы товар вышел из оборота в системе. А потом отследить, чтобы система его списала. Это отнимает массу времени и средств.
После долгого обсуждения проблемы члены комитета и эксперты палаты направят в НПП обоснованное предложение по отмене маркировки обуви для розничной торговли.
Напомним, что бизнесу предоставили возможность распродать немаркированную обувь до апреля 2023 года. Однако некоторые участники обувного рынка критикуют нововведение, утверждая, что маркировка приведет к удорожанию обуви на 30% из-за большого количества дополнительных расходов и высокой стоимости кода. Сейчас бизнес готовится не только к существенным затратам, но и к штрафам в случае нарушения требований по обязательной маркировке обуви.