По данным костанайского городского отдела образования, сегодня из 45 школ в капитальном ремонте нуждается три. Речь, правда, лишь о тех, по которым разработаны проекты. Суммарные затраты на ремонт составят порядка 3 млрд тенге, сообщает inbusiness.kz.
Поддержать штаны
Денег в областной казне на эти цели пока не выделяют. Срок действия проектно-сметной документации по школе № 23 закончится в 2024 году. В городском акимате обеспокоены тем, что разработанная на бюджетные деньги проектная документация на ремонт школы № 23 теперь потребует корректировки. На восстановление здания по действующей смете нужно 1,6 млрд тенге. В очереди на ремонт также школы № 122 и № 25, на обновление каждой из которых требуется 795 млн и 411 млн тенге соответственно.
"Ежегодно в Костанайской области на ремонты учреждений образования выделяют более 7 млрд тенге. Здесь же город просит только на три школы почти половину этой суммы. У нас есть ведь и сельские, малокомплектные школы, которые также требуют вложений. Мы направляли заявки на рассмотрение бюджетной комиссии, и при положительном решении деньги выделят", – отметила заместитель руководителя областного управления образования Данагуль Сюндикова.
В 2024 году в Костанае капитально ремонтируют лишь одну школу № 9 и ясли-сад № 6. На это выделили 1,5 млрд тенге. Работы в школе уже завершили, дошколятам до конца обновят здание к маю 2025 года. Еще 569 млн тенге выделили на текущие ремонты 35 из 62 государственных школ и детских садов. В половине случаев деньги получили в рамках подушевого финансирования, остальное – средства областного бюджета.
В случае с нехваткой денег на ремонт школы № 23 проблема заключается еще и в том, что здесь есть бассейн. Он не работает уже не первый год из-за своего аварийного состояния. Хотя в районе города, где расположена школа, других подобных объектов в шаговой доступности нет. Потому школьный бассейн пользовался популярностью среди местных жителей. Учитывая растущие потребности в ученических местах, вопрос стоит весьма остро.
Добавить места
По данным, прозвучавшим на городской "августовке" накануне начала нового учебного года, в Костанае дефицит ученических мест составляет более 7000 в 16 школах Костаная.
"С начала вывода частных садов из зданий школ, то есть с 2019 года, в 15 организациях образования освобождены 1500 ученических мест. В их числе 670 мест в девяти школах, которые мы освободили в текущем году. Это позволило разгрузить наполняемость начальных классов, которая в некоторых школах доходит до 35-40 детей. Также удалось расширить действующий мини-центр с полным днем пребывания при общеобразовательной школе № 15 с государственным языком обучения до 100 мест", – отметила руководитель городского отдела образования Гульсим Уразбаева.
Наращивают число мест и за счет строительства новых школ. Две из них на 2100 мест по программе "Комфортная школа" должны ввести в микрорайонах Береке и Аэропорт. Бюджету новые учебные заведения обойдутся в общей сложности в 11,5 млрд тенге.
Еще две типовых школы стоимостью 4,7 млрд тенге должны ввести в микрорайнах Кунай и Береке. Сюда смогут ходить 1880 детей. Но и эти вложения не решат вопрос с дефицитом ученических мест в городе, а закроют лишь около 60% от потребности.
Судя по тенденции, дефицит мест в городских школах будет расти. Миграционное сальдо в городе в плюсе. Из районов едут семьи с детьми. Только за последние три года, по данным городского отдела образования, число учеников выросло на 10%. Сегодня в Костанае уже 36,2 тыс. школьников. В их числе более 3,6 тыс. первоклашек. В детских садах 11,7 тыс. детей, которые потенциально в ближайшие год-два пойдут в первый класс.
Недетский бизнес
Заметная часть родителей стремится отдать своих детей в лицеи и гимназии. С изменением правил приема документов в школы и отменой вступительных экзаменов и собеседований ситуация может измениться. Ведь теперь в гимназию поступают те, кто первым подал документы. Педагоги считают, что это несправедливо по отношению к тем детям, кто действительно готовился.
В эти дни решается и судьба начальной школы-гимназии № 5а. Ее объединят со школой № 5. Эти два учебных заведения расположены в одном здании, но до сих пор работали как отдельные юрлица.
"Причиной объединения в отделе образования назвали отсутствие в школе-гимназии собственной столовой. Мы беспокоимся за наших гимназистов. Хотя в отделе образования заверили, что статус гимназии у объединенной школы сохранят, но решение ведь еще не принято. Документы и новый устав не подписаны. Мы хотели забрать документы и перевести сына в частную школу с хорошим педсоставом, но мест там, куда мы хотели бы пойти, нет. Записывают только в очередь. А заканчивать начальную школу в обычном классе мне не хотелось бы", – рассказала одна из родительниц.
Педагоги в неофициальных разговорах с корреспондентом inbusiness.kz признают, что перспективные дети все чаще "утекают" в частные школы. Есть ребята, которых родители продвигают в республиканские учебные заведения, НИШ, школу "Озат". Но частные заведения становятся для массового потребителя все более доступными и удобными. Как по качеству, так и по цене.
Многих, кто выбирает частные школы, не устраивает не только уровень образования и подача материала в государственных школах, но и отношение к детям. Еще один большой плюс частных заведений – продленка, которая вкупе с уроками обеспечивает занятость ребенка в течение полного рабочего дня. Эти пункты перечисляют родители. Государственные школы из-за загруженности уже давно не предлагают таких услуг, даже кружки есть далеко не везде.
Тенденция последних лет говорит о росте числа детей, которые посещают частные учебные заведения. Половина всех дошколят ходит в частные детсады, пусть и в рамках госзаказа. Частные школы еще три-четыре года назад преимущественно работали с начальным звеном. Сегодня половина всех частных школ Костаная, а их в городе девять, охватывает школьников до 11-го класса. В общем частники сегодня обучают около 1,7 тыс. детей. И количество детей будет расти, особенно учитывая возможность частников получать дотации из бюджета в формате подушевого финансирования.
В конце весны 2024 года в отдельных частных школах уже не было мест в начальные классы. Появившиеся на рынке новые игроки также говорят об отсутствии свободных мест в классах среднего звена. И в отдельных организациях речь идет о расширении, включая планы по строительству собственных зданий. Учитывая тенденции с повсеместной разработкой планов детальной планировки (ПДП) в существующих жилых районах, преимущественно застроенных ИЖС, это вполне реально. Именно через ПДП частники смогут найти для себя удобное место в перспективном районе.