/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 435,65 Brent 36,55
Олег Смоляков: «Банковский сектор лучше подготовлен к текущим кризисным явлениям»

Олег Смоляков: «Банковский сектор лучше подготовлен к текущим кризисным явлениям»

Первый зампред агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка выступил на онлайн-брифинге.

18:33 16 Апрель 2020 5211

Олег Смоляков: «Банковский сектор лучше подготовлен к текущим кризисным явлениям»

Автор:

Елена Тумашова

Фото: Sputnik Казахстан

По словам Олега Смолякова, к нынешним кризисным явлениям банковский сектор Казахстана подошел «лучше подготовленным» (по сравнению с предыдущими кризисными периодами. – Ред.), что «продемонстрировала проведенная в 2019 году оценка качества активов».

Для иллюстрации этого тезиса спикер обратился к истории: «На пике уровень проблемных займов в системе превышал 30%, и это только по тем займам, которые официально имели просрочку 90+. При этом большой объем рисков был скрыт на балансах банков. Все это сопровождалось низким уровнем провизования и, соответственно, низкой капитализацией. Из-за того, что капитала недостаточно, и учитывая скрытые проблемы, риск был высоким».

С 2016 года регулятор предпринимал действия по укреплению финансовой устойчивости, оздоровлению фининститутов, отзывал лицензии у неплатежеспособных банков. Этими мерами охватили и очистили более 40% активов банковской системы.

«К текущей ситуации, мы считаем, финансовый сектор подошел более подготовленным, потому что и ликвидность более высокая, и определенный капитал сформирован. И самое главное – многие вопросы к банковскому сектору находятся на поверхности, нет скрытых проблем», – поясняет первый зампред агентства.

В настоящее время агентство завершает работы по согласованию с банками планов корректирующих мер по результатам AQR.

Задача – поддержать заемщиков

Сейчас, по словам Олега Смоляков, возникли дополнительные вызовы из-за того, что текущая ситуация влияет на реальны сектор экономики. Нужны решения, лежащие в этой плоскости.

«Карантин, падение спроса и доходов, остановка предприятий затрагивают все большую долю экономики. Это не может не оказывать влияние на финансовый сектор в перспективе. При необходимости мы готовы после оценки всех сценариев и всех параметров развития событий предложить дополнительные меры по стабилизации финансовой устойчивости», – сообщил Олег Смоляков.

«Если оставить все как есть, то после ЧП и постепенного восстановления спроса определенный процент предприятий не сможет в полном объеме обслуживать свои обязательства. Изменение внешней операционной среды может привести к росту просрочек, необходимости формирования провизий и т.д.», – продолжает собеседник.

Для преодоления негативных последствий пандемии коронавируса, поддержания кредитования бизнеса и снижения рисков, связанных с долговой нагрузкой заемщиков, приняты дополнительные антикризисные меры.

В частности введены временные контрциклические меры пруденциального регулирования на период с 30 марта по 30 сентября 2020 года. «Временные меры пруденциального регулирования направлены на высвобождение капитала и ликвидности на кредитование, прежде всего субъектов малого и среднего бизнеса», – поясняет спикер.

По его словам, задача регулятора – через программы и меры поддержать заемщиков, то есть обеспечить им снижение долговой нагрузки, более комфортный график обслуживания платежей. «Мы должны найти и выстроить оптимальные конструкции поддержки заемщиков. И это повлияет на параметры стабильности банковского сектора. Такие планы мы разрабатываем и с учетом стресс-тестов будем их актуализировать», – уточняет представитель АРРФР.

Бизнес: льготные кредиты, одобренные заявки

Отвечая на вопрос inbusiness.kz о механизмах поддержки бизнеса, Олег Смоляков отметил, что это вопрос, касающийся возможности в текущем режиме получить отсрочку платежей по кредитам, и соответствующие решения агентство приняло. Есть приказ, определяющий отрасли, которые наиболее пострадали от текущей ситуации, и установлен порядок получения отсрочки по платежам на период до трех месяцев.

Кроме того, бизнесу дается возможность получить кредит для покрытия расходов, прежде всего на оборотные средства. Поэтому по поручению президента Нацбанк и АРРФР разработали и реализуют программу льготного кредитования МСБ, на которую выделено 600 млрд тенге.

Банки второго уровня предоставляют льготные кредиты на пополнение оборотного капитала субъектам МСБ, пострадавшим в результате введения чрезвычайного положения. Индивидуальные предприниматели также могут участвовать в этой программе.

Займы выдаются под 8% на 12 месяцев. Определены 13 банков-участников, которые прошли независимую оценку качества активов (AQR) и имеют в своем портфеле займы субъектам МСБ.

«По состоянию на 14 апреля, то есть за 12 дней с момента реализации программы от субъектов малого и среднего бизнеса поступила 1131 заявка на сумму 213,9 млрд тенге, из них одобрено 92 заявки на сумму 41,7 млрд тенге», – представил данные спикер.

Говоря о дополнительных регуляторных мерах, Олег Смоляков рассказал о снижении ряда требований для банков именно к кредитам МСБ. «Считаем, это важным, потому что это уменьшает затраты капитала для банков при кредитовании малого и среднего бизнеса и с большим стимулом дает им возможность кредитовать», – поясняет собеседник.

В целом есть три направления, в которых агентство считает правильным сейчас работать: доступность кредитов по льготной ставке на пополнение оборотных средств; получение заемщиками отсрочки; стимулы банков поддерживать заемщиков МСБ.

Отсрочка и запрет на штрафы и пени

Олег Смоляков остановился и на других инструментах поддержки заемщиков – населения и бизнеса, пострадавших от введения чрезвычайного положения.

Один из таких инструментов – запрет на начисление штрафов и пени за просрочку платежей по всем займам (микрокредитам), а также запрет на начисление вознаграждения по беззалоговым потребительским займам физических лиц, по которым просрочка платежей превышает 90 календарных дней.

Другой инструмент – приостановление с 16 марта до 15 июня 2020 года выплат основного долга и вознаграждения по договорам банковского займа и микрокредита физическим и юридическим лицам. Требования по предоставлению отсрочки распространяются на все банки второго уровня, организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, включая ломбарды, компании онлайн-кредитования, кредитные товарищества.

Получить отсрочку могут лица из социально-уязвимых слоев населения, получатели АСП, зарегистрированные безработные, иные граждане, испытывающие финансовые трудности. А также субъекты МСБ, работающие в пострадавших отраслях экономики, или те, чье финансовое состояние ухудшилось.

Олег Смоляков представил цифры: «Задолженность по банковским займам и микрокредитам имеют около 5,3 млн граждан на сумму 4,4 трлн тенге и около 26,2 тысяч субъектов МСБ на сумму 3,9 трлн тенге. По данным на 14 апреля, на отсрочку выплат по займам подали заявки в совокупности 1,5 млн заемщиков и 12,1 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. Получили отсрочку 1340707 человек на сумму 186,1 млрд тенге (то есть около 89% от обратившихся граждан) и 9822 субъектов МСБ на сумму 131,4 млрд тенге (81% от обратившихся субъектов МСБ)».

Спикер сообщил: «На период приостановления выплат прекращается претензионно-исковая работа по заемщикам. Для восстановления кредитной истории физических лиц предусмотрена возможность для заемщика по исправлению негативной кредитной истории в случае погашения более 50% просроченной задолженности в течение 12 месяцев и последующего исполнения обязательств».

Карточки на дистанции

Один из вопросов, адресованный спикеру, касался дистанционного открытия карточных счетов для получения социальных выплат в размере 42500 тенге.

Олег Смоляков прокомментировал: «Текущая ситуация сильно меняет формат взаимодействия с гражданами. Из общего количества граждан, которым одобрены социальные выплаты, более 92% уже имеют платежные карты. Банки зачисляют эти выплаты на любые имеющиеся банковские счета. И, кроме того, на сайте агентства сформулированы все алгоритмы: как физическое лицо в случае отсутствия карт-счета или карточки может эту услугу получить. Эти алгоритмы представлены по всем крупным банкам, это почти полное покрытие».

Услуги по дистанционному открытию счетов и доставке банковских карт предлагают 14 финансовых институтов: 13 банков и АО «Казпочта». Многие банки предоставляют услуги доставки карточек на дом.

Также, напомнил спикер, некоторые банки предоставляют возможность получения денег через банкомат, без физической карты. В частности, это возможно в четырех банках, на них приходится 82% всех банковских счетов населения, 84,4% граждан, которым уже одобрены социальные выплаты, являются их клиентами.

Tengri Bank: что происходит?

Спикера попросили прокомментировать ситуацию в Tengri Bank. Этот БВУ ввел с 14 апреля временные ограничения – совокупный суточный лимит на использование своих карточек в размере 50 тысяч тенге. Уведомление опубликовано 9 апреля.

«Очевидно, что нет никакого решения или факта того, что этот банк обанкротился. В силу временных трудностей банк установил лимиты на снятие денежных средств со счетов. По тем обращениям и вопросам, которые есть, мы видим ряд сложностей у банка. Считаем, что прежде всего это задача банка (руководства. – Ред.) и акционеров – поддерживать свой финансовый институт. У Tengri Bank достаточно крупный акционер, с хорошим рейтингом. Мы взаимодействуем с ним, находимся в диалоге. Считаем, что акционер имеет все возможности и ресурсы для поддержки банка. Со стороны агентства все необходимые надзорные меры принимаются и будут приниматься», – прокомментировал топ-менеджер АРРФР.

Елена Тумашова

К 2025 году почти 40% госкомпаний Узбекистана ожидает приватизация

Обновленный план реализации госактивов, включающий продажу более тысячи госкомпаний и увеличение доли активов банков без госучастия с текущих 15% до 60%, рассчитан до 2025 года.

10 Август 2020 08:00 848

К 2025 году почти 40% госкомпаний Узбекистана ожидает приватизация

Пандемия коронавируса, бушующая по миру, не обошла стороной и Узбекистан, где темпы роста ВВП в первом полугодии текущего года снизились до 0,2% в годовом выражении. Локомотивами роста выступили строительство и сельское хозяйство, однако приток инвестиций сократился за аналогичный период почти на 13%. Масштабные реформы идут медленно в части приватизации госактивов на фоне первоначального амбициозного плана. В конце минувшего года правительство составило более реальный приватизационный план, рассчитанный до 2025 года, с целью реализовать более трети госактивов в экономике, отмечают аналитики Halyk Finance.

По данным агентства по управлению госактивами Узбекистана, число госпредприятий в стране на конец 2019 года составляло 2965, а их доля в ВВП страны занимает 55%. Обновленная стратегия приватизации подразумевает приватизацию 1115 предприятий (37,6% от их общего числа). При этом госпакет будет сохранен в 554 предприятиях, среди которых: «Узбекнефтегаз», «Узтрансгаз», Uzbekistan Airways, Навоийский и Алмалыкский ГОК и Узметкомбинат.

Ожидается, в том числе, массовая приватизация госактивов в банковской сфере Узбекистана. Согласно указу президента Узбекистана, предполагается трансформация и приватизация ряда банков. При этом в силу системной значимости нескольких банков (Узнацбанк, Агробанк и Микрокредитбанк госучастие будет сохранено. В результате к 2025 году доля активов банков без госучастия вырастет с текущих 15% до 60%.

По оценкам Halyk Finance, в Узбекистане достаточно успешно происходит реформирование налоговой сферы. Цель реформы – снизить нагрузку на физические и юрлица, а также снижение числа видов налогов. Говоря о населении, стоит отметить переход от прогрессивной к плоской шкале ставки подоходного налога (12%), отмену страховых взносов в пенсионный фонд.

Юрлица с годовой выручкой не более 1 млрд сумов перешли на уплату единого налогового платежа. Ставка налога на прибыль для компаний сократилась с 14% до 12%, а для банков – с 22% до 20%. Размер НДС был снижен с 20% до 15%. С августа 2019 года разрешена наличная продажа валюты, упрощен режим вывоза валюты для граждан и увеличение суммы, не требующей декларирования (с $5 тыс. до $10 тыс.). Снижены таможенные ставки на 3,4 тыс. товарных позиций, ввозимых в страну, а по 72% из них введена нулевая пошлина.

В рамках пенсионной реформы в 2019 году был увеличен минимальный размер пенсионной выплаты по возрасту на 10%, а работающие пенсионеры стали получать пенсию в полном размере, а не половину, как раньше. С 1 апреля 2020 года планировалось увеличение возраста выхода на пенсию с 55 до 58 лет для женщин и с 60 до 62 лет для мужчин, а также введение обязательного трудового стажа не менее 10-15 лет.

Рост узбекской экономики замедлился с 5,6% в 2019 году до 0,2% по итогам первого полугодия 2020 года. Промпроизводство за январь-июнь этого года просело почти на 2% в годовом выражении. Центробанк Узбекистана на фоне замедления деловой активности смягчил денежно-кредитные условия, понизив ставку с 16% до 15%. Международные резервы Узбекистана с начала года выросли на 10,8%, до $32,3 млрд, и связаны с переоценкой золота в резервах ЦБ (доля золота в ЗВР выросла до рекорда в 60%).

Дефицит счета текущих операций в I квартале снизился до $812 млн, но до конца года планируется его расширение. МВФ прогнозирует его рост до $5 млрд по итогам года, что составит 9,5% ВВП страны. Обменный курс сума за январь-июль 2020 года обесценился на 7%, а к концу года ожидается на уровне 10 419 сумов за доллар США (+9,6% в годовом выражении).

Наблюдается замедление темпов банковского кредитования экономики. За первое полугодие 2020 года ссудный портфель вырос на 15,7% против 24,9% годом ранее. Доходность банковского сектора также падает; показатель ROE снизился до 16,7%.

«В нашем предыдущем отчете по Узбекистану мы ставили под сомнение реализацию таких масштабных реформ в указанные сроки. Пересмотр планов по приватизации с увеличением сроков исполнения лишь подтвердил это. В результате, несмотря на нацеленность руководства на постепенную либерализацию общества и проведение реформ, в Узбекистане, скорее всего, в среднесрочной перспективе все еще сохранится значительная доля государственных предприятий, которые будут создавать существенные структурные перекосы в экономике», – резюмируется в аналитическом обзоре инвестбанка.

Султан Биманов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Доходность банков в июне продолжила восстанавливаться

Объем просрочек незначительно вырос, но доля неработающих займов снижается.

25 Июль 2020 08:00 3903

Доходность банков в июне продолжила восстанавливаться

В июне чистая прибыль банковского сектора выросла до 65 млрд тенге. Это на четверть меньше показателя годичной давности, но почти на 42% больше, чем в мае, что указывает на общий восстановительный тренд. Об этом пишут аналитики Halyk Finance в своем традиционном месячном обзоре финансовых показателей банковского сектора страны.

Лидерами среди банков по прибыльности традиционно стал Halyk Bank, который заработал 22,7 млрд тенге в июне и 144,8 млрд тенге с начала года, или почти 40% всей прибыли банков Казахстана. С убытками завершили месяц Jýsan Bank, Хоум Кредит, Tengri, Capital Bank, Азия Кредит, Al-Hilal и Банк Пакистана.

Совокупный кредитный портфель казахстанских банков в июне снизился на 0,5%, или на 75,7 млрд тенге, до 15 трлн тенге. Доля ссудного портфеля в активах банков на начало июля составила 52,4% против 55% на начало текущего года. Наибольшее снижение портфеля займов наблюдается в Jýsan Bank (-Т98,7млрд, -10,7%) и в Евразийском (-Т40,5млрд, -5,8%).

Доля просроченных займов в июне составила 13% против 12,5% в мае. Тем не менее доля кредитов с просрочкой свыше 90 дней (NPL90+) снизилась в июне с 9,4% до 9%. Среди банков с наибольшей долей NPL90+ выделяются Jýsan Bank (46.6%) и Азия Кредит (50.2%), а также Capital Bank (96.8%), Tengri (35.6%).

«Уровень провизирования на конец месяца составил 12,5%, уменьшившись на 1,1 п.п. за месяц. Покрытие проблемных кредитов 90+ суммой провизий на конец июня составило 139% (144,5% на конец мая и 164% на конец 2019 года). Уровень покрытия просроченных кредитов суммой провизий на конец июня составил 96% (против 108,9% в мае и 109% на конец 2019 года)», – отмечают аналитики инвестбанка.

Активы банков по итогам июня выросли на 1,5%, до 28,6 трлн тенге, тогда как депозиты увеличились на 1,6%, до 19,3 трлн тенге. В структуре вкладов на розничные приходится 51%. Депозиты населения выросли на 0,6%, до 9,9 трлн тенге; корпоративные вклады выросли на 2,6%, до 9,5 трлн тенге. Наибольшая доля вкладов физических и юридических лиц хранится в Народном банке (34,4% в структуре розничных вкладов и 35,1% в корпоративных). Всего на депозиты приходится 77,9% всех обязательств банков.

Доля ликвидных активов в общей структуре составила 45,7%, или 13,1 трлн тенге, что в относительном выражении превышает майские показатели в 45,4%. Собственный капитал БВУ вырос за месяц на 2,1%. 

Султан Биманов


Подпишитесь на наш канал Telegram!