Третья редакция проекта Строительного кодекса (СК), которую внесли в конце декабря 2023 года в мажилис парламента РК, вызвала шок, возмущение и негодование среди многочисленных представителей экспертного сообщества. Если в предыдущем, втором по счету варианте проекта СК было предусмотрено увеличение доли госмонополии с 20% до 90% от всего объема экспертных работ в стране, то в этой редакции объемы РГП "Госэкспертиза" возрастают до 100%, а создаваемый в течение восьми лет институт негосударственной экспертизы, как часть строительной отрасли, будет полностью уничтожен. Также проект предусматривает сверхмонопольную деятельность РГП "Госэкспертиза" на оказание консультационных услуг в сфере проектирования и проведения комплексных вневедомственных и градостроительных экспертиз. Все эти поправки в проекте СК являются не защитой интересов государства, а простым переделом рынка, считают в экспертном сообществе. По их словам, они повлекут за собой закрытие 207 аккредитованных экспертных организаций, принесут огромные финансовые убытки им и госбюджету, приведут к увольнению более 2 тыс. сотрудников, передает inbusiness.kz.
По чьей вине обрушились дома?
Откуда взялись такие поправки, рассказал в ответе от 11 января текущего года на запрос корреспондента inbusiness.kz от 20 декабря 2023 года вице-министр промышленности и строительства (МПС) РК Тимур Карагойшин. Он отметил, что у них "возникает много вопросов к деятельности аккредитованных экспертных организаций". Например, по его словам, те проводят экспертизу "в непозволительно короткие сроки", а некачественный анализ проектной документации ведет к возникновению рисков обрушения зданий и бедствий. По его данным, в Костанайской области по пятиэтажному жилому дому заказчик, получив в РГП "Госэкспертиза" отрицательное заключение, обратился в частную экспертную организацию, где ему выдали положительное заключение. В результате дом дал трещину. Как отметил вице-министр, по проекту строительства средней школы на 80 мест в селе Тастыозек Кербулакского района Алматинской области рекомендованная частными экспертами стоимость составляла свыше 1,9 млрд тенге, а это не соответствовало нормативной стоимости строительства. В результате проект стал дороже для бюджета на сумму в более 800 млн тенге. Также, по данным Тимура Карагойшина, основной причиной обрушения строящегося дома в Павлодаре стало низкое качество проекта, отсутствие у проектировщика расчетов по сбору нагрузок основных несущих элементов дома – фундамента, колонн, балок и плит перекрытия, которое "одобрено частной экспертизой". Также из-за халатности частных экспертов, добавил он, произошло обрушение офисного здания, расположенного в районе Сарыарка, при котором два человека погибли, а один человек потерял ногу. В микрорайоне Шугыла Кызылорды при обрушении пятиэтажного жилого дома погиб один человек в результате нарушения норм проектирования, не обеспечивающих надежность и устойчивость конструкций. Как отметил вице-министр, "аналогичных примеров очень много".
Госмонополия как право государства
"Учитывая вышеизложенное и последние события в Турции после землетрясения, правительством РК принято решение закрепить за государственной монополией экспертной деятельности проекты строительства, связанные с жизнедеятельностью человека и его безопасностью, в целях исключения рисков обрушения зданий", – добавил Тимур Карагойшин.
Сейчас, по его данным, в сфере экспертизы строительных проектов в Казахстане ситуация такова, что в рамках 47-го шага госпрограммы "План нации: сто конкретных шагов" в конкурентную среду передано 80% объемов экспертных работ. РГП "Госэкпертиза" проводит только 20% экспертизы. "План нации" действует и в настоящее время, заверил вице-министр. Однако, по его словам, предлагаемая редакция Строительного кодекса РК относительно госмонополии в сфере экспертизы возникла в соответствии с поручениями руководителя администрации президента РК, премьер-министра РК Алихана Смаилова, и по итогам аудита, проведенного Высшей аудиторской палатой в 2023 году. Государство, объяснил он, вправе ограничивать конкуренцию в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения. При этом, по его информации, строительная отрасль в республике состоит из 80% государственных инвестиций и лишь 20% частных.
"Практика ряда стран показывает, что ослабление госконтроля при строительстве объектов приводит к тяжелым последствиям, – аргументировал действия МТИ Тимур Карагойшин. – По мере принятия Строительного кодекса РК объемы экспертизы проектов строительства будут пересмотрены и утверждены соответствующим нормативным правовым подзаконным актом".
При этом Тимур Карагойшин заверил, что в ходе разработки Строительного кодекса в соответствии с установленной процедурой проекты прошли экспертизу НПП "Атамекен" РК. С момента получения заключения этой экспертизы проект кодекса, добавил он, был изменен только с учетом замечаний, представленных госорганами. Поэтому в МПС не видят необходимости в получении повторного заключения экспертизы НПП РК.
Почему не захотели разобраться?
В Палате экспертных организаций (ПЭО) Казахстана опровергли все аргументы министерства промышленности и строительства. Во-первых, считают в экспертном сообществе, со всеми примерами обрушений зданий, завышения стоимости проектов необходимо тщательно разбираться, а в МПС этого не сделали, потому что там много вопросов к госоргану, который сам проводит аккредитацию экспертных организаций и ведет реестр аттестованных экспертов. Во-вторых, разработчики Строительного кодекса грубо нарушили поручения президента страны Касым-Жомарта Токаева по демонополизации строительной деятельности и поддержке малого и среднего бизнеса. В-третьих, проект кодекса, направленный в мажилис, в корне отличается от предыдущих вариантов, которые согласовывались с НПП "Атамекен" (первый вариант проекта) и госорганами (второй вариант). Таким образом, в МПС нарушили процедуру согласования, потому что, согласно пункту 3 статьи 82 Предпринимательского кодекса РК, анализу регуляторного воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов РК, предусматривающих введение регуляторных инструментов и (или) требований или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства.
"Госорган переписал проект Строительного кодекса по своему усмотрению, внес отдельные статьи, которые откровенно лоббирует интересы подведомственных организаций, и не счел нужным уведомить НПП РК "Атамекен" и экспертное сообщество о внесенных изменениях и внес этот вариант кодекса в мажилис", – говорят в экспертном сообществе.
Как утверждают эксперты, в суде не было установлено вины экспертной организации в появлении трещин в жилом доме в Костанае. После обрушения строящегося дома в Павлодаре экспертную организацию, которая провела некачественно экспертизу проекта, исключили из членов ПЭО,но она продолжала работать и проводить экспертизы, потому что комитет по делам строительства и ЖКХ, который сейчас входит в МПС, не лишил аккредитации. Более того, комитет разрешил ей проводить экспертизу проектов в информационной системе государственной экспертной организации. По средней школе на 80 мест в селе Тастыозек Кербулакского района Алматинской области необходимо провести детальный анализ причин удорожания, говорят эксперты, так как предварительный анализ показал, что в проект заказчики включили модульную котельную, электрическую подстанцию, пожарные резервуары, насосную станцию на водопроводных скважинах, потому что в селе отсутствует инженерная инфраструктура.
По их словам, обрушение же недостроенного жилого дома в Кызылорде произошло в марте 2015 года и не имеет никакого отношения к Палате экспертных организаций, которая была создана в 2016 году, кроме того, было отмечено, что госорганы не проводили должный контроль строительства объекта.
В Палате экспертных организаций считают, что передача 100% объемов экспертизы в стране в госмонополию из-за ошибок, допущенных экспертными организациями, необоснованно, поскольку не меньше ошибок, причем грубых, допускают эксперты подведомственной министерству государственной экспертной организации, о которых они просто умалчивают. Ведь они приводят к более существенным последствиям, так как государственная экспертная организация проводит экспертизу более крупных, технически сложных объектов.
В ПЭО привели примеры. По их информации, отчетные данные госаудита, контрольно-надзорных органов и информация в СМИ только за последние пять-шесть лет показали, что государственная экспертная организация выдала заключения с недостоверной оценкой сметной стоимости строительства на 55 млрд тенге! К примеру, в проект насосно-фильтровальной станции в Астане государственная экспертная организация включила излишнюю сметную прибыль на сумму более 1,1 млрд тенге, больницы в Аральске – на 270 млн тенге. При реконструкции канализационной насосной станции в Кызылорде завышена стоимость инженерного оборудования на 552,7 млн тенге. Многоэтажные жилые здания в микрорайоне Алгабас Алматы в результате осадки фундамента дали крен, что потребовало усиления фундаментов, а значит, дополнительного расходования бюджетных средств.
Только за последние пять лет на тектонических разломах Алматы построены с нарушением норм 16 жилых комплексов высотой 10-17 этажей, на которые государственная экспертная организация выдала положительные заключения. Тесная застройка жилыми комплексами Астаны, Алматы и других городов, из-за чего возникла нехватка парковок, озеленения, детских площадок, без учета наличия детсадов, школ, поликлиник – тоже недоработки государственной экспертной организации, о которых можно судить по многочисленным публикациям в СМИ.
Что касается "непозволительно коротких сроков" проведения экспертизы участниками рынка, то в государственных нормативах не указан нижний предел ее продолжительности, говорят в ПЭО. По словам экспертов, об этом МПС прекрасно знает, но лукавит и вводит в заблуждение вышестоящие госорганы. В нормативах обозначен только верхний предел. Для технически несложных объектов – до 30 рабочих дней. Палата экспертных организаций на протяжении 7 лет постоянно обращалась с предложениями в уполномоченный госорган по установлению нижнего предела продолжительности экспертизы – семь рабочих дней. Однако там эти поправки и предложения по повышению эффективности экспертизы проектов МПС ( МИИР) постоянно отклонял без обоснований. Сейчас все свои недоработки в работе министерство пытается переложить на негосударственную экспертизу.
Стук в глухую стену
Также в Палате аккредитованных экспертных организаций подчеркнули, что премьер-министр в апреле 2023 года давал поручения проработать вопросы отнесения к государственной монополии проведения комплексной вневедомственной экспертизы особо сложных, государственно важных и социальных проектов; проектов, влияющих на жизнеобеспечение граждан; проектов зданий с многочисленным одновременным пребыванием людей. Экспертизу таких проектов и так согласно приказу уполномоченного госоргана выполняет в настоящее время государственная экспертная организация.
"Палата согласна с необходимостью решения вопросов качества экспертизы через ужесточение контроля за деятельностью экспертных организаций и экспертов вне зависимости от того, кто это будет выполнять – саморегулируемая организация или госорган. – отметили в экспертном сообществе. – Существующие проблемы в экспертизе проектов связаны с несовершенством действующей системы аттестации, аккредитации и контроля, по которым палата поднимала вопросы перед госорганом в течение 7 лет. В настоящее время аккредитацию экспертных организаций проводит уполномоченный орган, аттестацию экспертов – органы ГАСК местных исполнительных органов. Палата не имеет законодательных функций и полномочий по контролю за деятельностью аккредитованных экспертных организаций".
Госорган самоустранился от контроля в сфере проектирования и экспертизы, даже введение в работу информационной сиcтемы "Е-курылыс" не улучшило эту работу. Расцвел рынок перепродажи лицензий, аккредитаций и аттестатов, сейчас за определенную оплату через посредников, которых множество на сайтах, аккредитацию можно получить за один день. В проекте Строительного кодекса эксперты не увидели кардинальных изменений сложившейся ситуации в сфере лицензирования, аккредитации и аттестации.
По мнению экспертов, введение платных консультационных услуг со стороны государственной экспертной организации, предусмотренное окончательной редакцией проекта Строительного кодекса, – это несвойственная для государственной экспертной организации функция и является вмешательством в проектную деятельность. Таким образом, государственная организация превратится в коммерческую фирму по извлечению прибыли. Если консультация превращается в монопольную деятельность, то это чревато коррупционными рисками.
Ранее в мажилисе депутаты предлагали для устранения конфликта интересов вывести РГП "Госэкспертиза" из ведения комитета по делам строительства и ЖКХ министерства промышленности и строительства, таким образом, лишив ее привилегий.
В ее деятельности они увидели существеные коррупционные риски.
Работа над качеством строительства в РК на деле обернулась противостоянием.
Изображение Jenia Nebolsina с сайта Pixabay