Опыт ночного тарифа в электроэнергетике: почему его стоит возродить

5209

​Как повлияло на рынок появление единого закупщика электроэнергии и почему ночной тариф вдруг стал актуальным, обосновывает Петр Своик.

Опыт ночного тарифа в электроэнергетике: почему его стоит возродить Фото: pixabay.com

С июля 2023 года в Казахстане действует единый закупщик электроэнергии. Что изменилось на рынке с введением новой модели централизованной покупки и продажи электрической энергии, в интервью inbusiness.kz рассказал экономист Петр Своик.

– Петр Владимирович, что принципиально изменилось на рынке с приходом единого закупщика?  

 Начнем с того, что специфика рынка электроэнергии определяется требованием наличия диспетчера, который является абсолютным руководителем и контролером работы систем. Диспетчер должен уравновешивать производство электроэнергии с текущим потреблением, которое не зависит от его решений. Он составляет перспективный график, который должен охватывать выработку электроэнергии на сутки вперед. Такая система называется "рынок на сутки вперед". Рынок электроэнергии требует директивного управления и контроля для предотвращения сбоев и развала системы устойчивости.

Балансирующий рынок в энергетике является механизмом, позволяющим балансировать отклонение от планового графика потребления электроэнергии. В случае когда потребители потребляют больше или меньше энергии, чем заявляли, или неожиданной аварии на электростанциях необходимо перераспределить нагрузку на другие электростанции. Этим и занимается диспетчер постоянно.

Важной особенностью этого рынка является то, что на нем осуществляется потребление электроэнергии до ее оплаты. Другими словами, потребитель сначала получает энергию, а затем за нее уже платит. На других рынках такой схемы не существует. Расчеты проводятся после факта потребления. Единый закупщик на этом рынке — диспетчер не в физическом, а в экономическом отношении. Он составляет график на сутки вперед, определяя электростанции с наименьшей предлагаемой ценой. Те, кто предлагает более низкую цену, включаются в график. Этот балансирующий рынок работает по аналогии с первичным рынком. Единый закупщик выдает команды по загрузке или разгрузке электростанций, которые устанавливают наименьший тариф на данный момент.

Теперь подходим конкретно к вопросу. В настоящее время у нас существует организация, которую назвали "Единый закупщик", но на самом деле это просто переименованная уже существующая структура – ТОО "Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии". Также есть Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности (КОРЭМ), который называется балансирующим рынком. Кроме того, отдельно работает Национальный диспетчерский центр. В настоящее время он находится внутри высоковольтной службы в структуре KEGOC, что неправильно и неэффективно. Поэтому необходимо объединить их в единую эффективную структуру, отвечающую за все функции в области закупок и регулирования рынка электроэнергии в Казахстане.

– Что есть единый закупщик с точки зрения потребителей?

 Единый закупщик для потребителей играет роль поставщика электроэнергии. Он закупает электроэнергию у электростанций и продает ее всем, кто являются его клиентами. Среди клиентов наблюдаются крупные пользователи, такие как "евразийцы", "Казахмыс", "Казцинк" и другие. А также к единому закупщику обращаются и энергосбыты, такие как "Алматы Энергосбыт" и "Астана-Энерго", которые выступают в роли посредников – перекупщиков энергии.

С введением единого закупщика правила должны были измениться. Однако прежняя система остается неизменной из-за организационного сопротивления, при ней существовала масса договоров между электростанциями, потребителями и энергосбытами. Потребители и энергосбыты платили электросети за передачу электроэнергии, и все сидели на куче договоров.  

Единый закупщик в энергетике должен взять на себя все договорные условия и платежные отношения. Он должен иметь договоры с электростанциями для закупки энергии, с электросетями для оплаты их услуг при доставке, с покупателями энергосбыта и так далее. Таким образом, все договоры должны заключаться только с единым закупщиком. Однако на данный момент такой механизм не существует. И это тоже неправильно.

– Изменилось ли что-то в плане тарифов?

 До единого закупщика было и сейчас так остается, когда каждый потребитель получает электроэнергию по своей подковерной, спрятанной от посторонних глаз цене. Крупные потребители покупают у электростанций, но в публичном пространстве никто не знает, по какой цене. Официальная информация об этом закрыта. В Казахстане существует несколько энергосбытов с разными ценами. Однако гарантирующие энергосбыты, которые обслуживают население, малый и средний бизнес и бюджетные организации, получают от электростанций, внимание, самую дорогую энергию! Так все устроено. Энергосбыты садятся с местным акимом и делят свой закуп между населением, которому стараются установить тариф поменьше, чтоб люди не возмущались, между малым и средним бизнесом и бюджетниками.

А есть еще огромное количество не гарантирующих посредников, перекупщиков, фактических кошельков хозяев электростанций или сетей, имеющих свою клиентуру и снабжающих этих избранных потребителей по засекреченным тарифам.

– А как должно быть?

 Единый закупщик должен проводить единую общенациональную тарифную политику. Для всех регионов и для всех категорий потребителей он должен иметь единый общенациональный долгосрочный неизменный тариф, который представляет из себя совокупную стоимость всей генерации и всех затрат на доставку электроэнергии. Эти тарифы должны быть утверждены парламентом и быть долгосрочными, чтобы обеспечить стабильность цен на электроэнергию в условиях нестабильности.

Другой вопрос заключается в том, что стоимость электроэнергии и в настоящее время разная для разных потребителей, но она должна быть публичной и понятной, а не скрытой. Для этого необходимо составить список категорий потребления, который будет утвержден депутатами. Примеры таких категорий включают в себя выплавку ферросплавов в электропечах, канал Иртыш  Караганда, который использует большое количество электроэнергии для обеспечения водой промышленности и населения в нескольких регионах. Это также могут быть теплицы, которые поставляют овощи и конкурируют с производителями из Узбекистана. Можно выделить целый ряд таких потребителей, которым будет выгодно продавать электроэнергию по более низким ценам. Это будет экономически эффективно и обеспечит общественную пользу.

Также следует установить коэффициент для населения, торгово-развлекательных центров, казино и других компаний. Некоторым потребителям может быть присвоен пониженный коэффициент к общенациональному тарифу, а другим  повышенный. Это будет социально справедливо и эффективно.

Кроме того, в энергетической сфере наблюдаются значительные перегрузки вечером и снижение нагрузки ночью. Для энергетики было бы очень полезно, если бы пользователи помогли сгладить эти нагрузки. Потребители могли бы добровольно выбрать возможность установки коэффициентов потребления, которые снижаются ночью и повышаются вечером. Например, можно перейти в трехтарифный режим и перенести выпечку хлеба на ночное время. В общенациональных тарифах следует учитывать как понижающие, так и повышающие коэффициенты, как по категориям потребления, так и по времени суток.

Всеми этими вопросами должен заниматься единый закупщик. На бумаге он как бы есть, а на деле, с какой стороны ни возьми, его и нет.

Изображение Kenji Ogusu с сайта Pixabay

Читайте по теме:

Единый закупщик ежедневно выплачивает по 1,5 млрд тенге электростанциям

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться