Нестыковки между отчётностью по выплатам и зафиксированным поступлениям в казну замечены практически у большинства крупнейших добывающих компаний.
Расхождение в отчётах добывающих компаний по налоговым выплатам в Казахстане и зафиксированным поступлениям получателем в лице госбюджета достигло 13,5 млрд тенге в 2017 году. Об этом говорится в 13-м национальном отчёте о реализации Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей (ИПДО) в Казахстане за 2017 год. Документ был подготовлен компанией UHY SAPA Consulting по государственному заказу Комитета геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию.
Больше всего нестыковок в отчётности по налоговым выплатам сырьевиков и суммам, полученным от них в казну в прошлом году, сложились по индивидуальному подоходному налогу, указывается в отчёте. В итоговом объёме разница составила 12,7 млрд тенге. Наибольший вклад в таких ножницах выявился в отчётности по налоговым выплатам в ИПН у "Тенгизшевройла", который заявил сумму на 6,1 млрд тенге, в то время как государство подтвердило доход по этой статье на сумму 18,5 млрд тенге. Получается, что данные двух сторон – оператора гигантского месторождения и Комитета государственных доходов – разнятся практически на 12,4 млрд тенге.
"По ТОО "Тенгизшевройл" образовалось расхождение в сумме 12,422 миллиона тенге по КБК 101201, которое плательщик объясняет тем, что сумма является уплатой ИПН за прикомандированных сотрудников компании "Шеврон". Компания "Шеврон" напрямую оплачивает ИПН в бюджет РК, зачисление производится на лицевые счета ТОО "Тенгизшевройл" на КБК 101201 ежегодно, однако документального подтверждения плательщик нам не предоставил", – указывается в отчёте.
В целом расхождения по выплатам корпоративного подоходного налога сырьевых компаний при сравнении с полученными по этой налоговой статье суммами в доход госбюджета не превышают 395 млн тенге, а по социальному налогу нестыковки сложились на уровне 286 млн тенге. По земельному налогу цифры плательщиков и получателя в лице государства не бьются на 6 млн тенге, а по налогу на имущество – на 25,7 млн тенге. Расхождения по НДС на товары, произведённые в Казахстане, согласно отчёту, составили 3,6 млн тенге, а в НДС на импорт, кроме зоны ЕАЭС, – 2,8 млн тенге, НДС за нерезидента образовались на уровне ничтожных 62 тыс. тенге. Какой-либо разницы между суммами поступлений от сырьевых корпораций и полученными доходами государства от НДПИ не было отмечено, в то время как в таможенных платежах нестыковка достигала 1,9 млрд тенге, а в вывозных таможенных пошлинах на сырую нефть разница вышла на 1,4 млрд тенге. При этом распределение налогов в Национальный фонд по отчётам сырьевых налогоплательщиков и получателя в лице сберегательной кубышки разнится, согласно отчётности, на 106 млн тенге. В целом стоит отметить, что в налоговых расхождениях были замечены практически все крупные сырьевые корпорации нефтегазового, горнорудного и уранового сектора Казахстана.
Прозрачность на доработку
Согласно решению международного секретариата Инициативы прозрачности добывающих отраслей, Казахстану будет необходимо улучшить свои показатели по достижению общего стандарта ИПДО до середины августа 2019 года с точки зрения управления многосторонней группой заинтересованных сторон, раскрытия информации по реестру лицензий, участия государства в разведке, добыче, предоставления данных по объёмам добычи, бартерным сделкам, транспортировке сырья. Кроме того, стране было рекомендовано принять исправительные меры по качеству данных, мониторинга социальных и квазифискальных расходов, а также отчитаться по результатам и воздействию внедрения ИПДО.
"Казахстан может попросить об отсрочке, но для этого нужна веская причина. Если повторная валидация определит, что не все требования исполнены, стране будут даны рекомендации по корректировочным действиям и срок для их исполнения. Если у Казахстана будет высший уровень прогресса – удовлетворительный (satisfactory), то следующая валидация будет через три года от даты принятия решения правления. Например, если правление примет решение в октябре 2019-го, то следующая валидация будет в октябре 2022-го", – пояснила в комментарии abctv.kz модератор диалоговой площадки ИПДО со стороны гражданского общества в Казахстане Мария Лобачёва.
В поисках выгодоприобретателей
Как известно, ранее в сообщении СМИ представитель Департамента недропользования МИРа Азамат Шалабаев сообщал, что с 2020 года все компании в нефте- и горнодобывающих отраслях должны будут раскрыть своих бенефициарных владельцев.
По информации Лобачёвой, в этом году были утверждены приказы Минэнерго и МИРа о формах отчётности при добыче нефти, газа, угля, урана и ТПИ. В их приложениях содержатся формы, согласно которым компании должны отчитываться о своих бенефициарных владельцах. Правда, отсутствует какая-либо серьёзная ответственность за непредоставление отчётов.
"В Кодексе о недрах не содержится ни определения конечных бенефициаров недропользователей, ни норм по верификации данных. В кодексе даётся определение того, что такое прямой контроль, в то время как определение косвенного контроля размыто. Определения "политически значимое лицо" в кодексе также нет. Представители международного секретариата ИПДО и гражданского общества обращали внимание на эти пробелы, но представители Министерства по инвестициям и развитию заявили, что данные вопросы будут регламентированы подзаконными актами", – пояснила модератор рабочей группы по сверке при Национальном совете заинтересованных сторон по ИПДО Мария Лобачёва.
Данияр Сериков