В редакцию inbusiness.kz обратился один из заявителей на досрочное изъятие, которому пришел отказ. Сервисная платформа по использованию пенсионных накоплений (enpf-otbasy.kz) не раскрывает причин отказа. Его обращения в банк-оператор и пенсионный фонд оказались безрезультатны.
Сам заявитель попросил не называть имени, но при официальном обращении в редакцию уполномоченных лиц от ЕНПФ и Отбасы банка дал разрешение на передачу информации о себе. С его слов, в колл-центре ЕНПФ ему объяснили, что отказов много и причина в снижении инвестиционного дохода, что повлияло на корректировку доступной суммы. Якобы по этой причине было отказано в заявлении, так как были указаны старые суммы по доступным к изъятию пенсионным накоплениям, хотя заявитель подал к изъятию меньшую от доступной сумму. При звонке повторно ему рекомендовали выяснить причину в Отбасы банке.
Корреспондент inbusiness.kz в попытках разобраться в ситуации обратился в пресс-службу Отбасы банка, где ему сообщили, что такой проблемы нет, а также рекомендовали по данному вопросу обращаться в ЕНПФ. В фонде же не подтвердили и не опровергли факт наличия проблем, также перенаправив в Отбасы банк; позже, в попытках получить официальный комментарий в ЕНПФ inbusiness.kz сообщили, что причина в волатильности показателя, как инвестиционный доход, который учитывается в общей сумме накоплений и, соответственно, и размере доступной к изъятию суммы.
"Действительно, изменения стоимости финансовых инструментов сказываются на инвестдоходе. Если даже разница в один тенге (больше в заявке, чем на счету), то уже система не пропускает", – сказали inbusiness.kz в ЕНПФ.
В фонде рекомендуют клиентам в подобных случаях заново войти в свой личный кабинет и сверить сумму, доступную к изъятию, добавив, что заявку можно подать повторно. Впрочем, есть и другой блок причин для отказа.
На официальном Instagram-аккаунте Отбасы банка от 25 января этого года появился пост с информацией о возможных причинах аннулирования заявки на досрочное изъятие. Основной блок проблем может исходить из-за неправильного ввода данных по изымаемой сумме в заявке.
"Друзья, если вы столкнулись с аннулированием заявки или запросом системы на округление суммы на онлайн-платформе enpf-otbasy.kz, это может быть по нескольким причинам:
- Если в строке сумма указано "0", то ваша заявка будет аннулирована.
- Если сумма указана с дополнительными знаками. Например, сумма для изъятия в виде "1.000.000" или "1000000,00", а также с указанием ТИЫН, система не примет и запросит указать округленную сумму. Для того чтобы система приняла запрос, нужно указать сумму в виде "1000000" или "1234567" – без дополнительных знаков.
- Если вы все вводили верно, то вам необходимо обновить систему или войти заново.
Для работы на онлайн-платформе вам необходимо иметь актуальную ЭЦП и установить сертификаты nclayer. Установить сертификаты можно на сайте Pki.gov.kz", – говорится в сообщении банка в своем аккаунте в соцсети.
Добавим, что, согласно официальным данным ЕНПФ, инвестиционный доход в декабре вырос; данные за январь, согласно выпискам из личного кабинета, также продолжили рост в номинальном выражении, тогда как отказы идут и тем заявителям, подавшим меньшие от предельно доступных сумм.
Айгуль Тулекбаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!