АО "Петропавловский завод тяжелого машиностроения" представил на выставке вооружений KADEX-2016 свои новые военные разработки, которые предприятие надеется поставлять в рамках государственного оборонного заказа, но пока порядка 90% ассортимента, выпускаемой предприятием продукции, представлено гражданским сектором. Об этом во время проведения выставки abctv.kz рассказал заместитель генерального директора АО "Петропавловский завод тяжелого машиностроения" (ПЗТМ) Серик Есенов.
- Какую продукцию компания представила на выставке KADEX-2016?
- Мы представляем макет системы залпового огня "Широкий спектр". По этой продукции проведена определенная работа – это модернизированная система. Мы провели предварительные испытания с боевой стрельбой. Испытания прошли очень хорошо, в том числе с использованием высокоточных ракет. Отклонение от цели составил один метр на расстоянии 70 км. В дальнейшем по этому комплексу планируется проведение войсковых испытаний, по которым министерство обороны должно принять решение. Кроме того, проведена работа по модернизации зенитных установок ЗОУ-232. По ней мы тоже прошли все предварительные испытания на полигоне со стрельбой. Все замечания, которые были в ходе испытаний, устранены, доработки проведены. Справка-доклад представлена министерству обороны. Сейчас тоже ждем решения министерства обороны. Там еще предстоят войсковые испытания этих зенитных установок.
Также мы еще представляем новый проект – модернизацию БМ 21 РСЗО "Град". По ней в этом году планируем изготовить опытный образец, чтобы к концу года тоже выйти на демонстрационный показ со стрельбой. Эта тема сейчас отрабатывается с Мотовилихинским заводом "Рособоронэкспорта", АО "Камаз". Скоро должна состояться встреча по решению разных организационных и технических вопросов. Надеемся, что в этом году мы выйдем на изготовление опытного образца и демонстрационный показ. Мы полностью заменим устаревшее бензиновое шасси "ЗИЛ" и "Урал" на дизельное шасси "Камаз". Кроме того, в самой артиллерийской части будет проведен ремонт и замена приводов и аппаратуры пуска, что на сегодняшний день является наиболее морально устаревающей частью этой техники. Это российская продукция, но ей уже по 30-40 лет. Тем более на эти шасси нет запасных частей и идут большие эксплуатационные расходы, а шасси "Камаз" современное. Планируется использовать "Камаз" 5350 или 43118. Тем более они производятся у нас в Казахстане. Они эксплуатируются в большом количестве в армии, поэтому эксплуатационные расходы по ним будут намного меньше, чем по старым шасси.
- После того как пройдут испытания компания сможет выйти на гособоронзаказ?
- Да. Должны быть испытания. В России этот образец принят на вооружение на сегодняшний день, поэтому должно быть быстрое решение об их серийной модернизации. Надеемся, что с 2017 года министерство обороны будет заказывать серийную модернизацию в рамках гособоронзаказа.
- То есть эти машины будут заходить на ваше предприятие на модернизацию?
- Да. Их большое количество в армии. Они будут передаваться нашему заводу для модернизации. В результате замены этих приводов и аппаратуры пуска увеличится еще эффективность использования самой боевой машины, потому что скорость поворота уже другая будет и появятся другие параметры по точности попадания. То есть эксплуатационные характеристики другие будут уже.
- Что касается системы залпового огня…
- Система залпового огня – это универсальная современная система ракетного огня. Будут заменены пусковые контейнеры, что позволит производить пуски различных снарядов и высокоточных ракет. В этом ее преимущество. Одна пусковая установка может заменить собой РСЗО "Град", РСЗО "Ураган", РСЗО "Смерч", то есть это универсальная система. Здесь использована современная система управления огнем, цифровые средства связи, система спутниковой навигации, также автономная система навигации. Каждая система автономно может определить свои координаты и координаты цели и производить пуски. То есть это очень современная система. министерство обороны заинтересовано в них. Единственное – пока должны пройти механизмы принятия вооружения согласно приказу министра обороны.
- Сколько это занимает времени?
- По времени, я надеюсь, в этом году будет принято решение. До конца года.
- То есть со следующего года они возможно поступят на вооружение?
- Возможно, если все будет нормально.
- Речь идет только о поставке на внутренний рынок для министерства обороны?
- Да. Пока на внутренний рынок, хотя эта продукция экспортоориентированная.
- Интерес есть к ней за рубежом?
- Интерес есть. Аналогичные системы сейчас стоят на вооружении в некоторых странах и многие страны тоже заинтересованы получить такое оружие.
- О "Стреле" можете рассказать?
- По "Стреле-10" предлагаем модернизацию. Они тоже у нас есть в Вооруженных силах Казахстана. В результате модернизации полностью будет заменен пусковой модуль. На сегодняшний день пусковой модуль использует ракеты, которые уже сняты с производства. Этих ракет осталось очень малое количество. Поэтому мы предлагаем заменить их на пусковые модули "Стрелец" и производить пуски ракетами "Игла-С". При этом увеличивается до шести км дальность, осуществляется автоматический захват цели, сопровождение цели и позволяет этому ЗРК обеспечивать круглосуточную работу. То есть внедряется тепловизионный канал, оптическая система слежения. Вводится комплект оптико-электронной станции, некоторая внутренняя аппаратура меняется, то есть предлагается комплексная модернизация. Заинтересованность министерства обороны тоже есть. Ждем решения сейчас.
- Тепловизоры казахстанские будет использовать?
- Тепловизоры можно использовать казахстанские, но оптико-электронная станция там, скорее всего, будет использоваться российская.
- Что касается гражданской продукции. Ранее вы поставляли ее для "КазМунайГаза"…
- Да, у нас большая гамма гражданской продукции. У нас практически 90% объема производства идет на гражданку. Это нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия. Новое направление сейчас добавилось – энергетика. Это мы делаем панели нагрева. Также мы делаем для АО "Казахстан темир жолы" большую номенклатуру оборудования, запасных частей. Для сельского хозяйства, агромпромышленного сектора. Гражданское направление у нас развито. У нас есть большой конструкторско-технический центр. Мы самостоятельно производим разработки новой продукции, модернизируем свою продукцию, осваиваем новые рынки. В настоящее время по нефтяной продукции в части изготовления домкратов, гидравлики мы выходим на российский рынок – поставки на "Уралмаш". Там довольно сложные домкраты и они у нас заказывают. У нас традиционно с советских времен большой опыт работы по гидравлике. Осуществляем поставки систем охраны в Таджикистан – в прошлом году поставили и в этом году ждем заказы из Таджикистана. Хотим выйти на рынки Кыргызстана – есть перспективные наработки. Предприятие живет, трудится. В этом году, конечно, тяжеловато.
- Сколько всего планируете произвести продукции в этом году? Сколько составит экспорт?
- Объемы больше пяти млрд тенге в этом году. Хотя возможности наши позволяют до десяти млрд тенге производить продукции. На экспорт планируем где-то на 0,5 млрд тенге поставить. Из них примерно половина приходится на российский рынок.
- В прошлом году какие цифры были?
- В прошлом году было около 150 млн тенге был экспорт, а производство было около 4,5 млрд тенге.
- Доля военной продукции может возрасти с текущих 10%?
- Да, пока мало. Мы можем выходить на Россию в перспективе – сейчас работаем с нефтегазодобывающими компаниями, но там большая конкуренция и проблема том, что там много сейчас китайского товара. Китайцы дают большие преференции по оплате и стоимость намного дешевле. У нас все-таки производство немного более дорогое, хотя наша продукция, конечно, лучше китайской. Мы даем и гарантии больше, и срок службы нашей продукции больше, и сама она более качественная. Сейчас мы потихоньку заходим на российский рынок – они видят нашу продукцию. Наверно, заказы должны появиться.
- А что касается поставок в другие страны Центральной Азии, Афганистан, Иран и далее?
- В те направления пока нет поставок.
- Ранее были проблемы с поставками для нефтяников. Сейчас с поставками проблем нет?
- Это рабочие моменты. Технические спецификации должны проходить согласование и договоры допускают, что в ходе исполнения могут вноситься какие-то изменения. В результате все равно продукция поставляется, и мы должны выполнять обязательства.
- С "Тенгизшевройлом", КТЖ сейчас долгосрочные контракты?
- Да, с ТШО у нас долгосрочные контракты. Сейчас стараемся заключать долгосрочные контракты, рамочные контракты, которые пополняются каждый год приложениями.
- По ракетным системам вы приобретаете комплектующие из России или Беларуси?
- Конечно, это все осуществляется в кооперации. Невозможно все самим осуществлять. И в кооперацию мы берем партнеров, которые себя уже на рынке показали по данной продукции и являются ведущими предприятиями по ней.
- По кадрам. После развала СССР удалось сохранить кадры?
- Основной костяк сохранился. Сейчас идет молодежь. Молодежь достаточно грамотная, быстро набирается опыта. У нас есть свой центр, где производим подготовку. Рабочие кадры сами обучаем в техническом центре, а по инженерным кадрам – у нас есть договор с Северо-Казахстанским государственным университетом, профильные студенты которого проходят у нас на заводе практику. Затем они приходят к нам на работу. Участвуем в экзаменационных комиссиях, поэтому знаем этих людей.
- Внутри АО "Казахстан Инжиниринг" есть какая-то кооперация?
- Что-то пытаемся делать. С "Семей Инжинирингом" сейчас совместное производство ремонтно-эвакуационных машин. С "Асельсаном" по боевым модулям участвуем в производстве. С петропавловским Заводом им. Кирова у нас есть кооперация – они для нас делают, мы для них делаем. С ТОО "СКТБ "Гранит" работаем. С "Зенитом" работали – поставляли им продукцию.
Саян Абаев