Пандемия коронавируса заставила преподавателей и учеников использовать новые технологии и быстро адаптироваться к непривычным методам обучения. Но не у всех учащихся была возможность перейти на дистанционное обучение, что стало одной из причин неравного доступа к образованию. Своим опытом реагирования на вызовы пандемии в ходе панельной дискуссии поделись специалисты в сфере образования из разных стран. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
По данным Всемирного банка, из-за пандемии Казахстан потерял десятилетний прогресс по индексу человеческого развития. Существенный вклад в это внес неравный доступ к качеству образования. Аким Алматы Бакытжын Сагинтаев рассказал, как в Алматы решался вопрос с доступом к обучению во время пандемии.
"Вопрос, как учиться тем, у кого нет Интернета или он слабый, мы решали быстро. Позже к его решению подключилось телевидение. В процессе обучения начали применять все технологии, что у нас были. Это помогло сегодня перестроить всю работу. Вместе с миром технологий быстро менялись наши дети, которые были более восприимчивы к изменениям. Пандемия заставила нас идти в ногу с детьми. Конечно, от традиционного метода обучения уходить нельзя, потому что ничто не заменит живого общения. С учетом того, что мы прошли, не только в Казахстане, но и по всему миру, пойдет совсем другой процесс обучения", – сказал Бакытжын Сагинтаев.
О том, какие уроки Сингапур извлек из локдауна и как там решается вопрос в получении образования малообеспеченным семьям, рассказал генеральный секретарь Союза учителей Сингапура Майк Тируманн. По его словам, пандемия привела к тому, что в стране стали использовать еще больше информационных, современных технологий. Новые условия заставили поменять привычный подход к обучению в классах и столкнуться со сложностями перехода на дистанционный формат обучения.
"Сингапур – это небольшое государство с большими достижениями в сфере технологий. Тем не менее мы столкнулись с проблемами, связанными с построениями сетей, вовлечением преподавателей при использовании их, с тем, как учителя могли бы заинтересовать учеников работать через платформы, а не в классе. Эти технологии дали нам возможность обеспечить обучение, и мы поняли, что обучение – это социальная деятельность, а не просто передача знаний. Сегодня мы понимаем, что это очень человеконаправленная деятельность и технологии не могут решить всех проблем. Конечно, они решили многое, но они не могут заменить процессы обучения и преподавания в полной мере, потому что они требуют более персонального подхода", – сказал Майк Тируманн.
Как отметил генеральный секретарь, не всем детям подходит онлайн-обучение. Некоторым было тяжело адаптироваться к новым процессам. Они нуждались в помощи и поддержке. Не у всех семей были необходимые инструменты для домашнего обучения. По словам Майка Тируманна, для решения этого вопроса к концу года школьников Сингапура планируют обеспечить личными электронными средствами.
"Благодаря информационным технологиям подход к обучению поменяется. Мы увидели роль учителей и то, как родители могут им помогать. Для того чтобы родители могли принимать участие в процессе обучения детей, мы создали специальное приложение. По нему родители могут отслеживать процесс и успеваемость детей, общаться с преподавателями и чувствовать себя полноценными партнерами в процессе. Во время пандемии родители по-новому взглянули на роль учителя. Повышение качества образования – работа не только учителей, но и общества", – пояснил он.
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, Россия, Исак Фрумин рассказал об уроках, которые можно извлечь за период пандемии. Он отметил, что проведенное исследование за 2020-2021 годы показало, что в этот период многое зависело от руководства школ и управленческих команд. Их настойчивости и умения находить нетривиальные решения. В ряде случаев в России и странах Европы 30% родителей оценивали взаимодействие между семьей и школой на единицу из десяти баллов, что считается плохим показателем.
"Посетив Алматы, я могу сравнить, как педагоги отреагировали на вызовы пандемии по сравнению с другими странами. Когда мы встречались с алматинскими директорами, меня порадовало, что они быстро поняли проблему взаимодействия с семьей и начали искать интересные ходы, вовлекая родителей и помогая им. Мне кажется, при всех трудностях это создает хорошую основу для нового партнерства. Пожалуй, это главный урок, который мы извлекли, о том, что необходимо подлинное партнерство семьи и школы", – сказал он.
Второй важный урок, который отметил научный руководитель – важность цифровых технологий. По его словам, вклады в компьютерные классы, интерактивные доски, оцифровку контента оказались не эффективны в этой ситуации. В России 80% вклада – это оцифровка текста, картинок, музыки, и только 20% были интерактивные цифровые средства. Оказалось, что во время пандемии 80% запросов были на интерактивные цифровые средства. Объемы компаний, которые научились их производить, выросли в 4-5 раз за год.
"Поэтому нужно пересмотреть приоритеты в стимулировании цифровых образовательных ресурсов, – рекомендовал Исак Фрумин. – И последний урок – ребенок, который по каким-то причинам не может ходить в школу, сегодня может быть не исключен из учебного процесса".
Начальник управления образования в Хельсинки Марио Килоненн считает глобальной проблемой то, что большинство учеников, перейдя на онлайн-обучение, теряют прежде всего живое общение. Даже те, кто хорошо учился, начали плохо себя чувствовать из-за отсутствия живого общения, что повлияло на их академическую успеваемость. По ее мнению, школам важно определить, как поддерживать учеников для улучшения связи друг с другом.
"Другой аспект, о котором тут упоминалось, – это способность семей поддерживать интерактивное обучение. Из проведенных исследований мы знаем, что социально-экономическая основа семьи является основным фактором, заложенным в разницу воспринимаемости обучения учеников. Поэтому для дистанционного обучения ученики получают ноутбуки. Чтобы ученики почувствовали себя частью сообщества, мы разрабатываем разные методики с жителями. И это способствует общению не только с семьями в нашей школе, но и с различными сообществами. Это огромная работа, которую нужно делать, и то, что мы не можем решить за одну ночь", – говорит Марио Килоненн.
Мария Галушко
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!