Аутизм, который все чаще называют "пандемией XXI века", демонстрирует стремительный рост выявляемости по всему миру. Только в нашей стране за последние несколько лет количество зарегистрированных случаев РАС у детей и подростков выросло более чем в три раза: с 3 568 случаев в 2020 году до 12 456 к 2024 году. Такой резкий рост диагностируемых случаев неизбежно порождает в обществе множество слухов, мифов и теорий о причинах расстройства, передает inbusiness.kz.
Одним из самых резонансных примеров стало недавнее заявление Дональда Трампа. По сообщениям ведущих мировых СМИ, президент США анонсировал намерение своей администрации объявить о возможной связи между приёмом парацетамола (ацетаминофена) на ранних сроках беременности и риском развития аутизма у детей.
Эта новость, основанная на спорных данных, мгновенно взбудоражила не только будущих родителей, но и вызвала шквал критики со стороны авторитетного медицинского сообщества. Врачи и ученые по всему миру поспешили заявить об отсутствии убедительных доказательств такой связи. Чтобы понять, где в подобных историях проходит грань между научной гипотезой, фактом и откровенной дезинформацией, редакция inbusiness.kz обратилась к экспертам.
Реакция врачей: "Ошарашены и сильно удивлены"
Новость из Вашингтона застала врасплох профессиональное сообщество, которое десятилетиями считает парацетамол одним из самых безопасных препаратов для беременных. Как отмечает врач-педиатр Всеволод Воронов, реакция была мгновенной и однозначной.
"В медицинской среде постоянно появляются разные гипотезы. Часть из этих гипотез всерьёз воспринимается научным и медицинским сообществом. А часть — не очень серьёзно. В данной ситуации медицинское сообщество было несколько ошарашено и сильно удивлено подобным заявлением от настолько высокопоставленного лица", — комментирует доктор Воронов.
Эксперт напоминает, что любой препарат проходит сложнейший путь проверок перед выходом на рынок и после него. И именно по парацетамолу накоплен огромный массив данных.
"По парацетамолу исследований очень много, и все исследования высокого качества показали безопасность для беременных при краткосрочном приёме. При долгосрочном — там уже начинаются споры и дебаты. Проблема в том, что ничего эффективнее и безопаснее парацетамола для снятия температуры и боли у беременных у нас в арсенале просто нет", — поясняет эксперт.
По его словам, даже в самом минздраве США поспешили сгладить углы, неофициально давая понять, что высокопоставленные чиновники были неверно истолкованы.
Наука против мифов: что мы на самом деле знаем об аутизме?
Чтобы понять несостоятельность обвинений в адрес парацетамола, важно разобраться в природе расстройств аутистического спектра (РАС). Как подчёркивает доктор Воронов, науке до сих пор не удалось выявить одну-единственную причину РАС. Известно о влиянии генетических факторов, но какой-то один значимый внешний триггер не найден.
"Что мы точно знаем, так это то, что прививки не вызывают РАС и что парацетамол не вызывает РАС", — категоричен педиатр.
С ним полностью согласен Нариман Амантаев, исследователь в области коммуникативных расстройств. Он предлагает взглянуть на проблему с точки зрения простой хронологии и логики.
"Аутизм мы знаем с 40-х годов прошлого века. Парацетамол появился только в 55-м году. Массовая вакцинация против кори, паротита и краснухи началась только в 71-м году", — отмечает Амантаев, напоминая, что ранее Дональд Трамп обвинял в возникновении аутизма именно вакцины.
Ключевая проблема многих исследований, на которые ссылаются алармисты — это игнорирование так называемых "смешивающих факторов".
"Например, женщины, которые чаще употребляли “Тайленол” во время беременности, могли делать это потому, что у них в целом здоровье было хуже. И это, а не парацетамол, в свою очередь могло влиять на развитие детей. И это и называется смешивающий фактор, который необходимо контролировать", — объясняет исследователь.
Именно этот фактор учли в последних, наиболее масштабных и качественных исследованиях.
"Они сравнили братьев и сестёр от одной матери. Один сиблинг подвергался парацетамолу во время беременности, а другой — нет. И вот когда учли общие гены и среду, связь между парацетамолом и аутизмом исчезла", — заключает Амантаев, ссылаясь на исследования с участием миллионов детей.
Практически все ведущие мировые и национальные организации здравоохранения едины во мнении.
"Весь образованный мир прекрасно понимает, что заявления Трампа ненаучны и опасны. Великобритания, Австралия, Европейское агентство по лекарственным средствам, ВОЗ — все подтверждают безопасность парацетамола", — утверждает Нариман Амантаев.
Доктор Воронов доверяет главному регулятору США — FDA, которое не было замечено в крупных скандалах. Его вывод для будущих мам прост и однозначен: "Для беременной женщины выбор очень прост: либо терпеть, либо использовать парацетамол".
Вывод: мифы и дезинформация опасны, особенно когда исходят от влиятельных лиц. В случае с парацетамолом и аутизмом мировое научное сообщество демонстрирует редкое единодушие: доказанной связи нет. А будущим родителям врачи советуют не искать мнимых врагов, а сосредоточиться на главном. Как подытожил Всеволод Воронов:
"Не надо всё время думать об “аутизме” — это будет “пожирать” вас изнутри. Не всё в нашей жизни зависит от нас. Ведите здоровый образ жизни, правильно питайтесь, исключите вредные привычки, проходите все скрининги вовремя — и всё будет в порядке".
Читайте по теме:
Число детей с аутизмом бьет рекорды: трехкратный рост за пять лет