По словам депутата мажилиса Ирины Смирновой, многое из того, что происходит в нынешнее время в образовании, в формировании квалифицированного педагога, вызывает недоумение и протест, передает inbusiness.kz.
"Педагогическое образование, от назначения ректоров, администрации вузов, состава советов директоров до содержания программ, не соответствующих действительности, недостаточное время на педагогическую практику требует изменений, соответствия современным подходам и лучшему мировому опыту", – сказала она.
По ее словам, вопросы повышения квалификации педагогов также не сходят с повестки дня.
"Отсутствие конкуренции на поле повышения квалификации педагогических работников, противодействие ваучерной системе, когда педагог повышал бы свою квалификацию там, где сам считает нужным и важным, – одна из причин низкого качества преподавания. За более чем 10 лет практически монопольной деятельности в области повышения квалификации педагогов, института "Орлеу" и центра педмастерства НИШ качество знаний школьников не только не повысилось, а демонстрирует устойчивый крен к снижению. Школы, уже не только в городах, но и в селах, обросли "продленками" и курсами, где детям дают недополученные в школе знания!" – заявила депутат.
Это ведет к экстенсивности процесса обучения, увеличивает время пребывания ребенка в помещении, сидя за партой, уменьшает его свободное время, а также серьезно снижает и даже угрожает его здоровью, считает она.
"А ведут занятия там зачастую учителя, не проходившие курсы повышения квалификации. Очень часто и совсем не педагоги. По крайней мере, ни разу не слышала, чтобы кто-то, заинтересованный в качественном образовании, искал учителя, прошедшего курсы института "Орлеу". Надо отметить, что и педагоги показывают все более низкие результаты прохождения аттестации. Таким образом, пришло время усомниться в качестве и подходах в целом существующего института повышения квалификации педагогов", – отметила Смирнова.
По словам депутата, аттестация в нынешнем ее виде стала "тормозом", не давая верного направления в повышении качества образования воспитанников.
"Сама процедура проведения аттестации субъективна. Содержание вопросов тоже вызывает нарекания. Влияет ли на качество образования учащихся знание "на зубок" ничего не значащих дат учителем? К примеру, в тестах аттестации по русской литературе есть вопрос: "В каком году написано произведение Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву": в 1791, 1792 или 1793. Или в каком году поставлена на сцене пьеса Горького "На дне" – и тоже перечисление рядом находящихся дат. Но ведь знание таких дат ничего не дает. Главное ведь знать историческую эпоху, этап историко-литературного процесса! Или для школ с казахским языком обучения вопрос о том, на каком перекрестке рос тополь из романа Домбровского "Хранитель древностей". Для чего нужна эта информация? Она принципиальна?" – возмутилась мажилисвумен.
Также она отметила, что все вопросы тестирования, а их уже десятки тысяч, недоступны для пользования, закрыты.
"Но их ведь можно и нужно выложить в свободный доступ, чтобы каждый мог прочесть, изучить, подготовиться и понять, что ожидает его на аттестации, а если есть недоразумения, а не вопросы, очистить от них тестирование всем вместе!" – заявила Ирина Смирнова.
Депутат предложила министерству просвещения незамедлительно рассмотреть перечисленные вопросы для анализа ситуации, изменений в системе просвещения в интересах учащихся, учителей, государства для повышения качества образования. Создать рабочую группу по вопросам повышения квалификации и аттестации учителей. Провести аудит подведомственных организаций министерства, осуществляющих аттестацию и повышение квалификации учителей в части качества выполнения госзаказа. А министерству науки и высшего образования – создать рабочую группу по вопросам педагогического образования, его улучшения и соответствия современным вызовам.
Читайте по теме:
Более 7 тысяч учителей скоро будут необходимы для школ Астаны
Школьных учителей истерзали проверки – обзор казСМИ
Учителя в Казахстане смогут жаловаться на директоров через Telegram