Вопрос субсидирования перевозчиков с мотивировкой "в связи с увеличением затрат перевозчиков, введением режима ЧП, карантином и критическим финансовым положением" был вынесен на сессию городского маслихата, прошедшей накануне парламентских выборов. Проект утвержден большинством голосов, несмотря на то, что один из депутатов, Кайрат Мирашов возмутился, указав на несоответствие прописанного сказанному: в документах, предоставленных им маслихатом, говорилось о 210 млн тенге, чиновник же озвучил сумму в 304 млн тенге, а прежнюю назвал "опечаткой".
Inbusiness.kz изучил пояснительную записку к проекту совместного постановления акимата и решения маслихата Семея "О льготном проезде отдельных категорий граждан города Семея на внутригородском общественном транспорте".
"Затраты перевозчиков на перевозку людей льготной категории граждан будет компенсироваться согласно данным оператора системы электронного билетирования ТОО Smart concept. Прогнозная сумма, необходимая на 2021 год, составляет 210 000 862 млн тенге", – говорится в пояснениях к проекту.
Из этой суммы в год на льготный проезд участников и инвалидов ВОВ выделяется 2,8 млн тенге (количество пассажиров – 47), инвалидов по зрению первой группы с сопровождающим – 27,7 млн (количество пассажиров – 27 538), пенсионеров старше 70 лет – 73,7 млн (количество пассажиров – 146 409), пенсионеров, получающих минимальную пенсию, – 105,7 млн тенге (количество пассажиров – 3500). В категорию "льготников" включены также получающие минимальную пенсию граждане.
При этом, согласно анализу пассажиропотока, с января по декабрь 2020 года затраты перевозчиков на льготный проезд составили 69,2 млн тенге. Но это в условиях карантина, подчеркивают в отделе пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Так, для участников и инвалидов ВОВ, инвалидов по зрению и пенсионеров и горожан с минимальной пенсией проезд бесплатный, для лиц старше 70 лет – 50% от тарифа. До этого льготный проезд обеспечивали сами перевозчики. Всего подпадающих под эти категории граждан – свыше 24 тысяч человек.
"Пандемия была, два месяца вообще автобусы не ходили. При подсчете взяли февральский пассажиропоток, и исходили из этого. Мы 304 млн тенге заложили в бюджет, если не освоим, перевозчики нам вернут, мы вернем государству. Система электронного билетирования хороша тем, что все прозрачно. К примеру, в прошлом году по программе адресной социальной помощи для обеспечения детей до 18 лет нам выделили 140 млн тенге, но по факту перевезли детей всего на 6 млн тенге, остальные мы вернули в государственную казну", – пояснил inbusiness.kz в ходе телефонного разговора руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Сериккали Жуманов.
Между тем общественники усомнились в том, что выделенные средства пойдут именно на субсидирование льготников.
"Разница между 304 млн тенге и 69 млн тенге колоссальная. Я понимаю, что таким образом просто хотят покрыть те убытки, которые сложились в автобусном парке. Но "спекулировать" больными, стариками никто не дает права. И вообще, я за то, чтобы давали деньги из бюджета не перевозчикам, а напрямую тем категориям граждан, которые имеют право на льготный проезд. Пусть из сферы соцобеспечения выдадут их людям. Проблемы с пассажирскими перевозками были и до пандемии", – говорит член общественного совета Семея Николай Исаев.
Главный игрок
Напомним, отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог является одним из учредителей самого крупного автопарка Семея – ТОО Semey Bus (осуществляет почти 70% перевозок). 49% доли компании принадлежит государству, 51% – ТОО "Автобусный парк "Семей", дата первичной регистрации которого – 2001 год, учредители: Раиса Ширяева, Нуржан Даниялов.
Предприятие создано в 2018 году, после того как в регионе начали модернизацию общественного транспорта. На кредитные средства, более 4 млрд тенге, были закуплены 170 автобусов, внедрена система электронного билетирования. В качестве заемщика выступало квазигосударственное предприятие – ТОО "Центр управления пассажирскими перевозками" со 100%-ным участием государства.
С конца 2019 года в ТОО Semey Bus начались проблемы по выплате заработной платы, отчислениям в бюджет. Впоследствии были выявлены многочисленные нарушения трудового законодательства. Сами перевозчики жаловались на финансовые трудности, просили дотации или повышения тарифа. В настоящее время цена билета по наличному расчету – 80 тенге, по безналичному – 140 тенге. При этом доходная и расходная части компании не озвучиваются, как и сумма ежемесячных выплат по кредиту за автобусы.
Inbusiness.kz все это время отслеживал ситуацию на предприятии. Последняя публикация была в декабре 2020 года, после очередной акции протеста работников компании из-за задержки заработной платы. В акимате тогда речь шла о сумме дотации для перевозчиков в 90 млн тенге. Но общественники заявили, что компанию не спасут никакие субсидии.
Еще одним игроком сферы пассажирских перевозок Семея является ТОО "Таксомоторный парк". Это частная компания, первично зарегистрированная в 2007 году, учредители: Раиса Ширяева, Нуржан Даниялов.
Что и кому?
Inbusiness.kz поинтересовался, какие государственные закупки в сфере пассажирских перевозок общественным транспортом производились в прошлом году в Семее и Усть-Каменогорске.
К примеру, по данным egov.kz, в 2020 году заказчик "Отдел пассажирского транспорта и автодорог Семея" заключил договор с ТОО "Центр управления пассажирскими перевозками города Семея", компанией со 100%-ным участием государства, учредитель – ГУ "Отдел финансов города Семея ВКО".
Так, на услуги по организации, реализации и мониторингу проездных билетов для детей из многодетных и малообеспеченных семей в возрасте от 7 до 17 лет, дающих право на бесплатный проезд по всем маршрутам по основному договору, заключенному в марте, выделен 131 млн тенге. Но впоследствии по допсоглашению за ноябрь окончательная сумма по договору составила 14 млн тенге.
Из них 6 млн тенге заказчик – ТОО "Центр управления пассажирскими перевозками" распределил таким образом:
- 3,6 млн – ТОО Semey Bus;
- 1,6 млн тенге – ТОО "Таксомоторный парк";
- ТОО "Автобусный парк "Семей" (один из учредителей ТОО Semey Bus) – 676 тысяч тенге.
Как в областном центре?
В Усть-Каменогорске, по данным информационно-правовой системы нормативных правовых актов, в 2020 году предусматривались следующие затраты:
На социальную поддержку отдельных категорий граждан в виде льготного, бесплатного проезда на городском общественном транспорте (кроме такси) по решению местных представительных органов – 75,6 млн тенге.
На социальную поддержку обучающихся и воспитанников организаций образования очной формы обучения в виде льготного проезда на общественном транспорте (кроме такси) – 2,7 млн тенге.
По данным с официального ресурса, сайта госзакупок, между заказчиком, городским отделом жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог, и поставщиком, ТОО "Центр управления пассажирским транспортом города Усть-Каменогорска" заключен договор на услуги по организации, реализации и мониторингу проездных билетов для детей из многодетных и малообеспеченных семей в возрасте от 7 до 17 лет, дающих право на бесплатный проезд по всем маршрутам. Сумма основного договора – 98,8 млн тенге. Позже сумма изменена на 75,6 млн тенге.
По утвержденному бюджету на 2020-2022 годы, в нынешнем и следующем годах бюджет направит на социальную поддержку обучающихся и воспитанников организаций образования очной формы обучения в виде льготного проезда на общественном транспорте (кроме такси) по решению местных представительных органов по 30 млн тенге.
Жанар Асылханова, ВКО
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!