Субсидии не решат всю проблему муниципального автопарка Семея

23035

Прогнозы общественников и правозащитников неутешительные, у властей настрой оптимистичный.

Субсидии не решат всю проблему муниципального автопарка Семея

По словам правозащитника из Семея Ильи Бароховского, сферу общественных перевозок трясет "не по-детски". И государственные субсидии, которых ждут в автопарке и акимате, не помогут спасти предприятие.

"По нашим оценкам, накопленный предприятием долг превышает размеры обсуждаемой субсидии. Предприятие уже не спасет миллиард тенге", – подчеркивает Илья Бароховский.

По его словам, автопарк уже на грани краха, "еле сводит концы с концами". В компании не могут элементарно подготовить транспорт к зиме.

"Они все ездят на старой, лысой резине. Из-за этого то и дело общественный транспорт попадает в ДТП. На замену колес нет денег. На это нужно более 100 млн тенге. В случае аварии "вешают" ремонт на водителей, водители и запчасти покупают за свой счет. В автобусах не топят, от этого обмерзает стекло и изнутри ничего не видно. Риск попасть в аварию вырастает в разы", – говорит он.

В настоящий момент десятки сотрудников направляют иски в суд с просьбой оплатить им переработку. По их словам, каждому из сотрудников предприятие со дня открытия задолжало около миллиона тенге. Всего на предприятии работают несколько сотен человек.

Аким пообещал контролировать ситуацию

Работники предприятия с 2019 года не раз выражали протесты, выходили на забастовки. Очередной выход был 15 декабря. Несколько десятков сотрудников ТОО "Semey Bus" не вышли на маршруты и пришли на базу предприятия требовать свои кровные за два последних месяца и перечисление пенсионных отчислений и взносов по системе обязательного медицинского страхования. Целый город практически "парализовало", люди не могли дождаться автобусов.

На предприятии сообщили, что денег нет, на областном уровне решается вопрос дотации льготников на общую сумму 90 млн тенге.

На место пришлось выехать акиму Семея Ермаку Салимову. Градоначальник пообещал людям: отныне он готов встречаться с ними раз в неделю и контролировать ситуацию.

В тот же день работникам начали выплачивать заработную плату, но только за один месяц. Работа общественного транспорта возобновилась во второй половине дня.

"Вчера (15 декабря. – Ред.) какой-то части людей выплатили за ноябрь, деньги закончились, сегодня (16 декабря. – Ред.) выплачивают остальным. За октябрь, со слов работников, не готовы ведомости, поэтому их (деньги. – Ред.), мол, в январе вместе с декабрьской заработной платой выдадут", – сообщила inbusiness.kz председатель первичного профсоюза работников автопарка Семея Наталья Борисевич.

"Посадить руководителей за руль…"

На странице городского акимата в социальной сети Instagram под постом об этой ситуации, где говорится, что "ТОО "Semey Bus" периодически испытывает большие финансовые трудности, предприятие не может самостоятельно покрывать все расходы, связанные со своей деятельностью, вопросы дальнейшего субсидирования решаются акиматом поэтапно", семейчане разразились гневными комментариями:

"Посадить руководителей за руль и пусть поработают за водителя и кондуктора", "Что за аким? Такую проблему решить не может, уже не первый раз с этим предприятием проблемы", "Если самостоятельно не может покрывать расходы, зачем взялся?", "Не могу понять, куда уходят деньги народа, ведь в автобусах такие толпы, что денег немало", "Полтора года только и слышно, что все наладится и урегулируется. Одни обещания".

Субсидии не решат всю проблему муниципального автопарка Семея

Субсидии не решат всю проблему муниципального автопарка Семея

Предприятие на грани краха?

Напомним, в августе 2017 года inbusiness.kz рассказывал о том, что власти ВКО задумываются о создании муниципального автобусного парка, о покупке в кредит автобусов. "Мы должны создать в Семее и Усть-Каменогорске реальную конкурентную среду. Монополизм в течение этого года будет разорван. И будет создан реальный конкурентный сектор, рачительно отличающийся по качеству от того, что демонстрируют перевозчики Семея в первую очередь", – отметил тогда в ходе одной из рабочих поездок в Семей аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов.

После почти 70% рынка пассажироперевозок заняло ТОО "Semey Bus", созданное в сентябре 2019 года, 49% в нем принадлежат государству, 51% – ТОО "Автобусный парк "Семей", учредителем этого товарищества является Юрий Шейн, первым руководителем – Серикжан Айкельев. По городу курсируют приобретенные в лизинг у АО "БРК-Лизинг" новые автобусы. Общая стоимость проекта составляет 4,1 млрд тенге, из них 3,5 млрд тенге выделено АО "БРК-Лизинг" сроком на семь лет под 7% годовых.

Но уже с конца прошлого года началось недовольство, связанное с деятельностью компании, которое возобновилось в 2020 году. В январе нынешнего года работники нового, но еще "не обкатанного" автопарка ТОО "Semey Bus", пожаловались городскому акиму на нарушение своих трудовых прав и на прессинг со стороны администрации предприятия. В акимате сообщили, что организована комиссия по проверке данных фактов, по результатам которой будут приняты определенные решения.

В мае 2020 года работники, порядка 200 кондукторов, выразили опасения по поводу грядущего, якобы, сокращения штата. Однако в самом автобусном парке опровергли это. После водители и кондукторы ТОО "Semey Bus", отправленные в отпуск без содержания, пожаловались на то, что не могут получить положенные пособия от государства на время чрезвычайного положения в связи с пандемией коронавируса в размере 42500 тенге.

В июне 2020 года inbusiness.kz сообщал, что новый муниципальный автопарк Semey Bus, осуществляющий львиную долю перевозок, погряз в долгах, как в шелках. Только по налогам и социальным платежам задолженность товарищества с ограниченной ответственностью составляет порядка 200 млн тенге. Из них свыше 109 млн – это платежи в бюджет, порядка 58 млн тенге – пенсионные взносы, более 13 млн тенге – отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование и почти 18 млн тенге – социальные отчисления. Такие суммы накопились в период с III квартала 2018 года по II квартал 2019 года.

"Проблемы с налогами, проблемы с "БРК-Лизинг" есть. Банкротство, думаю, не грозит. Сейчас акиматом города принимаются кое-какие меры. Вопрос будет выноситься на маслихат. По налогам задолженность будут погашать по графику ежемесячно", – сказал в ходе телефонного разговора руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Сериккали Жуманов.

В июле 2020 года автопарк Семея попросил дотаций или повышения тарифа. В компании сообщили, что несут большие убытки. И, мол, повлиял на это карантин. Проблема усугубилась после ареста счетов предприятия из-за долгов по налогам. Вопрос о банкротстве не стоит, но риск есть, сказали в администрации предприятия.

В день празднования Дня Абая, 10 августа 2020 года, работники предприятия вновь вышли бастовать. Акимат увидел в этом происки "провокаторов" и пригрозил работникам наказанием за неправомерные действия. Проверку на предприятии провели трудовая инспекция и департамент государственного аудита.

По данным департамента государственных доходов, в июне сумма задолженности по пенсионным взносам и социальным налогам была более 75 млн тенге. Людям пенсионные взносы и социальный налог не перечисляли с сентября 2019 года по март 2020 года. Выявлено 72 нарушения Трудового кодекса РК.

В ноябре 2020 года работники нового автопарка сообщили о намерении добиться выплат за переработанные часы, пенсионных и других отчислений через суд.

Жанар Асылханова, ВКО


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться